Парад моноспектаклей

Euronews  перешёл границы

На сцене Бишкекского городского драматического театра имени А. Умуралиева с успехом прошёл IX Международный театральный фестиваль малых форм «IMPULSE». В этом году он ознаменовался небывалым количеством участников — шесть работ из шести стран с различными театральными школами.

По словам художественного руководителя мероприятия, его цель — интеграция кыргызского театрального искусства в мировое пространство.

— У нас важная миссия — мы хотим объединить народы средствами театрального искусства, провести диалог среди участников фестиваля, инициировать создание межкультурных проектов, представить зрителям новые веяния в театральном искусстве, — делится Айгуль Умуралиева. — В фестивале примут участие высокопрофессиональные и талантливые деятели драматических видов театрального искусства из разных стран мира, зрителям представят разные театры и театральные школы.

Парад моноспектаклей

Первый день фестиваля ознаменовался премьерой — «Пир во время чумы» по циклу «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Её представил Кыргызстан. Артисты Бишкекского городского драматического театра под чутким руководством режиссёра-постановщика Татьяны Захаровой (Россия) показали высокий профессионализм на сцене и не оставили равнодушным ни одного зрителя. «Маленькие трагедии» — одно из самых популярных и загадочных сочинений Александра Сергеевича Пушкина. В основе постановки три пьесы цикла:

«Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Театр предлагает своему зрителю проверить, созвучны ли строки Пушкина, написанные почти 200 лет назад, современному дню.

Ведь человеческие страсти, представленные гением литературы, актуальны во все времена.
Спектакль — беспристрастное исследование человеческой натуры, попытка изучить, понять природу души в тот момент, когда она охвачена страстью — «чумой» в широком смысле этого слова.

Национальный театр Монтенегро подарил поклонникам фестиваля монодраму «Последний час Негоша» в исполнении Слободана Маруновича. Режиссёр-постановщик — Благота Эракович.

Слободан Марунович — настоящая звезда. Его имя на территории бывшей Югославии знает каждый. Играть великого Негоша — честь и ответственность, которая по плечу не каждому. История знает много мудрых людей, чей жизненный путь был необычным.

Парад моноспектаклей

К их числу принадлежит и Пётр II Петрович Негош — правитель Черногории, мудрец и поэт. Он объединил страну и стал просветителем народа. Его боготворили подданные, ценили друзья и уважали враги. Это был государь, который являлся стержнем духовной и светской жизни нации.

Хотя он и не стремился никому подражать, ему был близок дух античных философов: он умел видеть многогранность явлений, обладал моральными качествами гражданина мира, в нём жила поэтическая душа и мужественное сердце.

Стоит заметить, что фестиваль этого года представлен моноспектаклями, хотя именно этот сценический жанр считают одним из самых сложных в театральном искусстве. Вот и Испания преподнесла кыргызской сцене монодраму «Скорпион или Церемония» в исполнении Хосе Антонио Лусиа. Режиссёр Роман Подольский. Это история любви между мужчиной и женщиной с прозвищами Скорпион и Краб в мире испанских таверн и фламенко. Сюжет представлен трационным любовным треугольником. Маленькая танцовщица Краб убита соперником из ревности, и Скорпион скорбит о ней. Его любовь настолько сильна, что он пытается вернуть свою возлюбленную хоть на миг, воплощая её прекрасный образ в танце.

Спектакль «Две женщины и одна война» в исполнении Веры Муйович, Марии Бергам и Милоша Павловича представил Национальный театр Сербии. Актрисы Вера Муйович и Мария Бергам исполняют роли величайших забытых сербских благотворителей Мейбл Груич и Елены Лозанич.

Это пьеса, в которой рассказывается о Великой войне — трагичном периоде истории сербского народа, о судьбе двух женщин, которые в течение многих лет в разных странах мира искали благотворительную поддержку для своей страны. Прообразами героинь стали американка Мейбл Данлоп Гордон Груич, жена сербского дипломата Славко Груича, и сербиянка Елена Лозанич, вышедшая замуж за американского благотворителя сербского народа Джона Фротингема. У обеих две родины — Сербия и Америка.

Армения подарила зрителю очередную монодраму «Ара Прекрасный» в исполнении Арама Оганесяна, который одновременно является и режиссёром постановки. Этот исторический миф основан на легенде об Ара Прекрасном и написан в V веке нашей эры армянским историографом Мовсесом Хоренаци. В 1944 году армянский поэт Наири Зарян написал поэму «Ара Прекрасный», а позже, в 1972 году, Сергеем Параджановым было написано либретто-эскиз к фильму «Ара Прекрасный», который так и остался нереализованным.

Историческая трагедия «Ара Гехецик и Шамирам (Семирамида)» — это не только история любви или исторический роман о борьбе между армянским царём Ара Гехецик и царицей Ассирии Шамирам, но и драматическая игра, показывающая противоборство между чувственной любовью и нравственным долгом. Она наполнена эмоциональным и патриотическим духом, который заставляет нас почувствовать силу армянского народа и его решающую победу.

На торжественном закрытии фестиваля Россия представила мировую премьеру 2022 года, основанную на реальных событиях — монодраму «Моя мать — секретарь Ангела Смерти». Анна Лузгина, актриса Владимирского академического областного драматического театра. Режиссёр — Вячеслав Терещенко.

Парад моноспектаклей

История из жизни писателя Якова Бучана рассказывает о судьбе женщины, родители которой стали узниками фашистского концентрационного лагеря смерти Освенцим. Мать Тами чудом удалось выжить, так как доктор Менгеле назначил её своим секретарём (прим. Доктор Менгеле — «Ангел Смерти» — так его называли сами узники, автор чудовищных экспериментов над людьми).

Родители Тами познакомились в Освенциме. Оба потеряли всех своих близких. Их сплотила единая цель — выжить. Детство Тами было жёстким — она росла в доме, напоминающем склеп.

Когда в зрелые годы в её жизнь ворвалась любовь, Тами неожиданно для себя осознала, что никогда ранее не испытывала подобного чувства. Она поняла, что никогда не умела по-настоящему радоваться жизни, и никто по-настоящему её не любил.

Для каждого человека название Освенцим отдаётся в сердце тихим жалобным стоном безысходности от невозможности помочь, остановить, предотвратить великую трагедию еврейского народа.

Поэтому ни один зритель, пришедший в этот день в театр, не смог сдержать слёз. А виртуозная игра Анны Лузгиной и её профессионализм позволили каждому присутствующему прочувствовать ту боль, которую испытала женщина-пленница в стенах концлагеря. И то счастье, когда она вдохнула первые частицы воздуха свободы, который был дарован не всем.

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.