Победа демократии. И немножно горько

Первомайский районный суд 14 июня оправдал всех фигурантов кемпир-абадского дела. Такое решение принял судья Марат Сыдыков – “в связи с отсутствием состава преступления”. Хотя им прежде предъявлены обвинения по статьям “Массовые беспорядки” и “Насильственный захват власти”. Фигурантов дела, находившихся под стражей, отпустили под домашний арест до вступления в законную силу решения суда.

Ранее по этому делу прокурор запрашивал 20 лет лишения свободы всех обвиняемых с конфискацией имущества. Подследственные в своём последнем выступлении сказали, что ждут справедливого решения. Журналистов не пустили на оглашение в зал суда.

… В октябре 2022 года арестовали около 30 активистов и политиков, выступивших против передачи Узбекистану земель Кемпир-Абадского водохранилища. Их обвинили в “подготовке к организации массовых беспорядков”. Все они открыто критиковали передачу Узбекистану этого водохранилища. И утверждали, что именно их публичные высказывания стали причиной ареста. Некоторых задержанных впоследствии отпустили под домашний арест, а часть находилась под стражей вплоть до нынешнего заседания суда.

ШТРАФОМ НЕ ОТДЕЛАЛИСЬ

Казалось бы, это политическое решение. Не может ведь районный судья принять такое решение: прокуроры просили для подследственных по 20 лет тюрьмы, а судья Сыдыков не только скостил срок до нуля, но ещё и признал всех невиновными.

Тогда почему проскальзывают нотки горечи в интервью Президента агентству “Кабар”? И даже подсказки – как бы он поступил на месте судьи?

– Конечно, я к этому не имею никакого отношения. Суд – это отдельная ветвь власти. Я с самого начала говорил, что никто не имеет права вмешиваться в работу суда. Мы все должны подчиняться судебным решениям. Мы не имеем права критиковать их, независимо от того, законны их решения или нет. Какое бы решение ни принял суд, правильное оно или нет, мы должны с ним согласиться.
– Можете ли Вы прокомментировать решение суда?

– В принципе, я не должен высказывать своё мнение. Но теперь, когда решение вынесено, я могу это сделать.

Если бы я был судьёй, я бы назначил какое-то наказание организаторам. Хотя бы штраф или пробацию.

Потому что они вводят людей в заблуждение, утверждая, что Кемпир-Абад уходит, хотя на самом деле возвращается его половина, и подстрекают их выходить на улицы и свергнуть власть. Призывов об этом полно в интернете.

Их не интересует судьба Кемпир-Абада. Им нужна только должность. Любым способом они хотят занять кресло и воровать миллиарды, как раньше. Но их мечты не сбудутся. Сейчас и народ, и времена совсем другие.

Как раньше, народ не пойдёт за крикунами и ложными патриотами. Люди научились сами анализировать и думать. На сегодняшний день Кемпир-Абад управляется кыргызско-узбекской стороной на условиях 50/50. Сейчас на плотине находятся по три человека с каждой стороны – три от нас и три с узбекской стороны. Мы управляем вместе. Решения принимаем совместно. Так будет и дальше.

Теперь нельзя допускать, чтобы вопросы, которые решаются в правильном направлении, искажались в угоду личным интересам. В вопросах, касающихся интересов государства и всего народа, мы будем двигаться вперёд, несмотря ни на что.

Советник Президента Чолпонбек Абыкеев ответил на заявления задержанных по делу о Кемпир-Абадском водохранилище о том, что они подвергаются политическим преследованиям.

По его словам, Президент не вмешивается в работу суда. А обвиняемым по делу о захвате власти он посоветовал в случае нарушения закона обращаться в Генеральную прокуратуру. Советник заявил, что обвиняемым необходимо соблюдать дисциплину и посещать судебные процессы, чтобы заседания не откладывали.

“Ведь половина из них ввела народ в заблуждение по делу Кемпир-Абада. Кыргызстан с Узбекистаном на равных условиях пользуются водохранилищем. Отныне 50 процентов наши”, – сказал Чолпонбек Абыкеев.

ЗАЩИТА – ТРЕНД

Международные правозащитные организации – Международное партнёрство по правам человека, Всемирная организация против пыток, Норвежский Хельсинкский комитет, Хельсинкский фонд по правам человека, “Свобода сейчас” и другие – неоднократно призывали освободить арестованных в Кыргызстане политиков и активистов.

Фигурант кемпир-абадского дела Нурлан Асанбеков попытался совершить акт самосожжения. Видео на своей странице в Facebook опубликовала правозащитница Азиза Абдирасулова.

По её словам, накануне на судебном процессе Асанбекову стало плохо:

– Он недавно перенёс сложную операцию. Из зала суда его отвезли в больницу. Но вечером туда пришли милиционеры и потребовали от врачей выписать Асанбекова. Тогда он облился бензином и хотел сжечь себя, так как не видит иного способа бороться с несправедливостью.

В результате мужчину удалось уговорить не делать этого.

“Адвокаты будут просить оправдательный вердикт в связи с отсутствием в действиях подследственных состава преступления, – сказал защитник Жаныш Бараков. – Гособвинители попросили суд назначить обвиняемым по статье “Массовые беспорядки” 10 лет, по статье “Захват власти” – 15 лет, путём сложения по совокупности преступлений в общем – 20 лет с конфискацией имущества. Прокуроры попросили изменить меру пресечения на заключение под стражу в зале суда сразу после вынесения приговора в отношении тех, кто находится под домашним арестом”.
И что же? Выйдя из совещательной комнаты, судья Марат Сыдыков огласил решение суда. Всех подсудимых, проходящих по данному делу, оправдали в связи с отсутствием состава преступления.

НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ – ЦВЕТЫ

Заместитель председателя Кабинета министров Эдиль Байсалов в эфире программы “Эксперттер талдайт” радио “Азаттык” заявил, что “дело по Кемпир-Абаду должно стать в истории страны последней попыткой искажения важнейших стратегических решений, подрыва государственности и демократии в целях достижения власти и политических интересов”.

Он так прокомментировал решение Первомайского районного суда Бишкека, оправдавшего всех фигурантов:

– Кыргызские политики с момента обретения независимости превратили вопрос границ в политический инструмент и использовали для свержения власти. Дело Кемпир-Абада следует охарактеризовать как один из переломных моментов в истории страны, когда поставлена точка в этом 30-летнем периоде беспорядка. Когда на одной стороне весов стабильность, развитие государства, согласие народа, а на другой – 15 политиков, около двух лет находящихся в тюремном заключении. Ответ очевиден. С приходом нынешнего руководства республики к власти на границе произошёл вооружённый конфликт. В 2022-м – второе кровавое столкновение, и поэтому политизировать и обострять приграничный вопрос с соседним государством непростительно.

В деле по Кемпир-Абаду были правы Президент Садыр Жапаров и его команда, когда они демократическим конституционным путём вместе с Жогорку Кенешем приняли исторически верное решение. Мы это видим, когда простые кыргызстанцы, живущие по периметру кыргызско-узбекской границы или вокруг того же водохранилища Кемпир-Абад, сегодня говорят о том, чем активисты, члены комитета по Кемпир-Абаду, пугали тогда, обвиняли власть в предательстве национальных интересов. Всё оказалось неправдой. Поэтому суд истории вынес этот вердикт, и это очень важно.

В данный исторический момент требование народа – развитие страны и стабильность; время “шоу” и “попкорнов” закончилось. История поставила точку, за прошедшие два года вынесла свой вердикт. Глава государства пользуется поддержкой подавляющего большинства народа, а те, кто два года назад ему не доверял, сегодня убедились в правильных действиях.

Нынешняя власть руководствуется исключительно интересами государства и повышением уровня жизни нашего народа. В том числе по делу Кемпир-Абада действовали государственные интересы. Сегодня ситуация стабилизировалась, но два года назад при принятии этого решения обстановка была иной. Требовалось предотвратить попытки провокаций и массовых беспорядков, которые могли привести не только к неоправданному затягиванию решения по границе, но и к гораздо большим потрясениям, и несли прямую угрозу состоявшемуся за последние годы развитию республики. Единственным правильным решением в то время было обеспечение порядка, и народ тоже в этом убедился. Решения, особенно по таким чувствительным и жизненно важным историческим вопросам, как определение государственной границы, должны приниматься в соответствии с Конституцией демократически избранными и законными органами власти.

Именно так и было принято решение по Кемпир-Абаду. Да, безусловно, необходимо общественное обсуждение. Свобода слова будет обеспечена, и широкие возможности для обсуждения решений будут сохраняться. Хочу напомнить, что Президент несколько раз собирал ведущих лидеров политических партий, активистов гражданского общества и прежде всего тех, кто наиболее активно критиковал решение по государственной границе. Несмотря на все его усилия, многочисленные сессии, закрытые брифинги и многочасовые обсуждения, некоторые люди, хорошо зная всю ситуацию, пытались использовать вопрос о Кемпир-Абаде для организации массовых беспорядков. Поэтому, согласно своей конституционной присяге, глава государства должен был обеспечить защиту конституционного строя.

Это и есть демократия, когда законно избранный Президент принимает исторические решения в согласии с Жогорку Кенешем. Он не обязан получать согласие каждого активиста. Это и есть демократия.

СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии, заявила:

– Оправдание обвиняемых по Кемпир-Абадскому делу – важная победа справедливости и прав человека. Обвинения против них были политически мотивированными, дело омрачено нестыковками и процессуальными нарушениями. Суммируя, этим людям никогда не следовало предъявлять обвинения и тем более отдавать их под суд в первую очередь за мирное осуществление своих прав человека.

Мы присоединяемся к гражданскому обществу Кыргызстана, особенно к женщинам-правозащитницам, которые усердно работали над этим делом, приветствуя этот справедливый приговор. И выражаем надежду, что он создаст прецедент для освобождения всех тех, кто в настоящее время подвергается политически мотивированному преследованию в Кыргызстане. Сегодняшнее оправдание подтверждает право подсудимых на свободу выражения мнений. Власти Кыргызстана теперь должны принять конкретные меры, чтобы они и другие активисты могли свободно осуществлять свои права человека без опасения каких-либо репрессий.

Правозащитница Рита Карасартова, обвинявшаяся по этому делу и героиня марафона писем Amnesty International Write for Rights в 2023 году, заявила организации: “Мы этого вообще не ожидали. Плакали от неожиданности”.

Адвокат Тимур Султанов:

– Это исторический момент в судебной системе. Я думаю, что этот день запомнится как день справедливости и того, что действительно сегодня можно говорить: есть справедливость! То, к чему мы шли все эти годы, то, к чему стремились со стороны защиты, – это доказать невиновность своих подзащитных. И сегодня настал наконец тот день, когда мы были услышаны. И наши аргументы возымели действие. Суд, на самом деле, объективно рассмотрев это уголовное дело, вынес вполне справедливый и законный приговор – оправдал всех обвиняемых.

ПОД ТЕКСТ

Теперь, когда кемпир-абадским сидельцам ничего (наверное) не угрожает, можно сказать, что сами они угрожали расстроить наши с Узбекистаном отношения. Вспомним, как той осенью Президент Мирзиёев откладывал свой визит к нам. И, скорее всего, из-за шума по Кемпир-Абаду, поднятого оппозиционерами, вечно ничем не довольными, Азимбеком Бекназаровым и Равшаном Жээнбековым. Был ли это повод для чего-то антиконституционного, они, пожалуй, и сами бы не ответили. Но: шумим, братцы, шумим…

И как бы ни относиться к тандему, но тогда удалось всё завершить, всё подписать так, как сторонами задумывалось. И посмотрите, как плотно, позитивно, перспективно и с пользой развиваются политические, экономические, социальные отношения с соседом. Так что буча, связанная с этим водохранилищем, – глупая, вредная попытка омрачить приграничные договорённости.

Безусловно, это победа демократии в правосудном понимании, но отдаёт победа некоторой горечью от того, как она достигалась.

Геннадий КУЗЬМИН.