Победа одна на всех

Близкие соседи -  близкие друзья

Несколько лет назад водила ребёнка в “развивайку” для дошколят. Перед 9 Мая всех родителей попросили прислать фотографии членов семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Нам очень понравилась эта идея: получился большой стенд, на котором каждый ребёнок с интересом искал своих уже далёких прапрапредков и расспрашивал родителей об их жизни и подвиге…

 

Превратились в белых журавлей

 

Мы принесли самое большое число фотографий. У нас в семье семь прямых предков – участников войны (не считая двоюродных бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек – для всех не хватило бы стендового пространства). Из них пятеро, к счастью, вернулись с войны. Один прадед, будучи связистом, погиб в кровопролитных боях под Смоленском, когда восстанавливал прервавшуюся связь между артиллерийскими батареями, и был посмертно награждён орденом Отечественной войны второй степени. Второй родственник попал на войну совсем молодым, в 18 лет, и уже спустя год его мать получила похоронку.

 

 

Огонь памяти…

 

Конечно, спустя столько лет уже не осталось ни одного из тех родственников, которым посчастливилось вернуться с войны. Но их рассказы о тех тяжёлых днях, которые складывались в месяцы и годы, живут в нашей семье и будут передаваться нашим детям. Это и есть связь поколений. Эта ниточка не должна рваться. Мы обязаны помнить своих предков. Мудрецы древности считали, что именно семь поколений играют решающую роль в судьбе человека. Жети ата (семь отцов) – система составления родословных (шежире, санжыра) у казахов, кыргызов, башкир и многих других – это обязательность знания имён своих предков (по мужской линии) до седьмого колена. Родственники вплоть до седьмого колена считались близкими и несли коллективную ответственность друг за друга. Иначе, отрываясь от своих корней, человек превращается в манкурта, как в произведении мудрого писателя Чингиза Айтматова.

 

 

…а не политика

 

В этом году 25 апреля стартовала акция “Георгиевская лента” – символ памяти, связи поколений и воинской славы. Это один из символов Победы, памяти о погибших героях наряду с Вечным огнём, минутой молчания, праздничным парадом и вечерним салютом… Мы помним всё это из детства – тогда не возникало вопроса: “Надо или нет?”. Теперь вмешивается большая политика и приходится оглядываться на неё…

 

В свете этого все последние годы общественность Кыргызстана неоднозначно реагирует на Георгиевскую ленточку. Для одних это “символ Великой Победы”, они с гордостью носят её на груди. Другие придерживаются иного мнения, считая её “символом колонизации”.

 

Так, ещё в 2015 году мэрия Бишкека отказалась от Георгиевских ленточек. Тогдашний столичный вице-мэр Айгуль Рыскулова разъяснила, что по решению отечественных чиновников столицу впредь будут украшать в красно-жёлтых тонах в цвет кыргызского флага. А министерство культуры в свою очередь подчеркнуло, что отныне в Кыргызстане красно-жёлтая лента является символом Победы в Великой Отечественной войне и приравнивается к другим символам – таким как Георгиевская лента. В прошлом, 2022 году, во время шествия “Бессмертного полка” по улицам столицы наблюдалось смешение цветов ленты: одни отряды шли с красно-жёлтыми лентами, другие – с георгиевскими. Значит, переходный период ещё не окончен. Как и вначале, мнения людей разделяются, что по сути своей вполне нормально и свидетельствует о моральной зрелости и вдумчивости нашего общества, а не о слепом следовании пожеланиям сверху.

 

В прошлые годы перед празднованием очередных годовщин победы над фашизмом в соцсетях шли дебаты:
“Что за беспредел творится в нашей системе образования? Сын, первоклассник, пришёл с Георгиевской ленточкой на груди, сказал, что дали в школе и её нельзя снимать ни в коем случае. Куда смотрит министерство образования?”

 

“Написала родительскому комитету, что запрещаю дочери петь песни про войну и надевать на неё ленты. Такие вещи надо согласовывать на собрании с родителями”.
“А чего так боитесь? Если дети будут знать о войне, что в этом страшного?”
“Что тут плохого, что плохого в нашей истории и памяти о ней?!”
“Для некоторых людей ленточка победы будет как красная тряпка для быка. Орать с пеной у рта будут. А зря”.
“Ну вот докатилось и до нас – это запрещено, это нельзя, а как же память о наших предках… это получается надо от них отказаться?!”
“Я не понимаю чего-то, что ли? Если бы заставляли надевать символику соседней страны, например, то многие могут возра-
зить, а тут наша общая история! Тогда зачем наша страна отмечает 9 Мая? Люди уже на ходу начали переобуваться в сторону Запада?”
“Я несколько лет назад шла мимо Русского драматического театра, и там надевали ленточки. Это было так приятно, и сыну очень понравилось. Наши дети должны знать о войне всё. Когда началась война, когда закончилась”.
“День Победы нельзя забывать! Это значит забыть героев. Мы обязаны им жизнью”.
“Ну и что тут такого… в школе вообще нужно ввести патриотические уроки”.
“Детям надо знать о войне. Что война – это зло. Что их деды и прадеды воевали, чтобы они жили без войны. Тогда не вырастить пустоголовое поколение 90-х. И чтобы мы не пожинали больше плоды “молодёжи, не помнящей родства”.

 

В администрации Бишкека тогда ответили, что нельзя заставлять школьников прикреплять к форме Георгиевские ленточки, добавив, что в общеобразовательных учреждениях ученики должны носить только школьную форму.

 

А вот сын ветерана, житель села Корумду на Иссык-Куле Таалайбек Боромбаев, продавший свою корову, чтобы построить в своём айыле памятник участникам Великой Отечественной войны, в интервью агентству Sputnik высказался против нового символа Победы. “Я против этого [изменения цветов ленты] Символ Победы должен остаться. Георгиевская лента должна остаться Георгиевской лентой”, – отметил Боромбаев.
Находящийся на другом конце страны житель Джалал-Абадской области Рашит Гизатулин, взявший кредит, чтобы достроить памятник участникам Великой Отечественной в своём селе Шекафтар, оказался не против смены цветов главного символа Победы. По его словам, цвет не важен, важно, чтобы присутствовало уважение к этой ленте. “Георгиевская лента и есть Георгиевская лента хоть в Узбекистане, хоть в Таджикистане, хоть в Америке. Где бы она ни была, это символ Победы советского народа над фашизмом”, – сказал Гизатулин журналистам.

 

Резко против изменений внешнего вида ленточек выступал политолог Игорь Шестаков, связывая перекрашивание символа Победы с “попытками переписать историю Второй мировой войны”, чем, по его словам, активно занимаются западные политики.

 

Можно запретить носить напоказ георгиевскую ленточку или изменить её цвет, но каждый конкретный человек сам решает, носить ли светлую память в душе, смотреть ли с благодарностью на памятники, фотографии солдат. Нести ли портреты родных в “Бессмертном полку” – не важно: реальном или виртуальном. Ведь в зависимости от ситуации каждый год он проводится в разных форматах. Но главное – он объединяет граждан нашей страны и республик бывшего Советского Союза: всех национальностей, профессий, возрастов. А это дорогого стоит. И трудно передать эмоции, когда представляешь, что все эти люди, смотрящие с фотографий, погибшие в разных городах и странах, похороненные в разных могилах, как будто встречаются в этом потоке людей, не забывающих спустя годы их подвиги и жертвы.

 

“Неоспоримо, священно право павших в войне за родину на память, на почести, которые воздаются им посмертно и дают некое удовлетворение их близким, друзьям, родным и всем, кто был с ними в одной доле, но остался в живых по жребию войны, и тем, конечно, кому ещё воевать и быть готовыми к смерти во имя родины, – по крайней мере, они знают, что о них вспомнят грядущие поколения”, – писал Александр Твардовский в 1966 году.

 

 

Садыр Жапаров в начале апреля подписал распоряжение о единовременных выплатах ветеранам Великой Отечественной войны к 9 Мая. Указано, что решение принято с учётом всемирно-исторического значения Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также к празднованию 78-й годовщины Дня Победы. Каждому ветерану будет оказана единовременная материальная помощь в 100 тысяч сомов.

 

 

В Кыргызстане живы-здоровы 68 ветеранов: 12 – инвалиды Великой Отечественной войны; 35 – участники Великой Отечественной войны; 9 – лица из числа несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; 12 – лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944-го и награждённые медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Жителю блокадного Ленинграда”.

 

И хочется верить, что не погаснет Вечный огонь. И будут приходить к нему люди, вспоминать знакомых и неизвестных героев, приводить детей. Это поможет воспитать их в духе патриотизма, любви к Родине, к ближнему и к самому себе.

 

Майя НАБУР.
Фото автора и из интернета.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *