Послесловие к визиту

В ходе государственного визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев подписал ряд документов.

 

Это: Программа стратегического торгово-экономического партнёрства между правительством РУз и Кабинетом министров КР на 2023-2025 годы; Соглашение между Кабинетом министров КР и правительством РУз о сотрудничестве по организации производства автомобильной и коммерческой техники в Кыргызской Республике; Соглашение о сотрудничестве между Министерством экономики и коммерции КР и Министерством инвестиций, промышленности и торговли РУз по развитию приоритетных направлений промышленности.

 

Кроме того, в рамках реализации политики развития регионов министерство проработало подписание Комплексных программ по расширению сотрудничества между Джалал-Абадской и Наманганской, Ошской и Андижанской, Баткенской и Ферганской, а также Иссык-Кульской и Джизакской областями двух стран.
Так, в Программу стратегического торгово-экономического партнёрства заложены основные направления развития стратегического торгово-экономического сотрудничества по следующим направлениям:

 

Взаимная торговля, в которой отражены мероприятия по доведению объёмов взаимной торговли до $ двух млрд, принятию мер по снижению разницы статистических данных товарооборота двух стран, увеличению объёмов поставок на взаимной основе текстильной, электротехнической, продовольственной, фармацевтической, кожевенно-обувной, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, цветных металлов, алюминия, угля, цемента. Промышленная кооперация — предполагает реализацию проектов промышленной кооперации с привлечением средств Узбекско-Кыргызского фонда развития, развитие новых совместных производств строительных материалов на территориях двух стран, создание совместных предприятий по выпуску фармацевтической продукции и лекарственных препаратов в Кыргызстане. Кроме того, планируется организовать производство трикотажного полотна и швейно-трикотажных изделий в Кара-Балте, создание совместного производства пряжи на территории Джалал-Абадской области компанией ООО «Арт софт холдинг» и ряд других совместных проектов. Транспортно-логистическая сфера включает в себя проекты по началу строительства железнодорожного маршрута Китай — Кыргызстан — Узбекистан, увеличению количества автобусных и автомобильных пассажирских перевозок между крупными городами, а также по развитию мультимодального транспортного коридора Кашгар — Иркештам — Ош — Андижан — Ташкент и активное использование его возможностей. В сельском хозяйстве запланированы мероприятия по созданию животноводческого кластера, интенсивных садов и теплиц в Кыргызстане. В энергетике предусмотрено участие Узбекистана в проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1″, в проектах развития угольных шахт и заключение договора на централизованную закупку угля для нужд узбекских предприятий.

 

Соглашение о сотрудничестве по организации производства автомобильной и коммерческой техники в Кыргызстане предусматривает производство транспортных средств на нашей территории. Проект намечено реализовать с участием кыргызских и узбекских компаний, таких как ОсОО «ДТ Техник» и ОАО «Нур» — с кыргызской стороны и АО «Узавтосаноат» — с узбекской стороны. Рассчитан он на три этапа: организация производства по методу SKD (крупноузловая сборка) до 10 000 единиц автомобилей, с созданием 500 новых рабочих мест для граждан Кыргызстана; производство автокомпонентов на 4-5 лет после начала выпуска
20 000 единиц автомобилей, с созданием 1000 новых рабочих мест для наших граждан; организация CKD (мелкоузловая сборка) производства на шестой год всего 30 000 автомобилей, с созданием 2000 новых рабочих мест для кыргызстанцев.

 

Реализация данного проекта даст импульс развитию автомобилестроительной отрасли республики, увеличению доли промышленности в ВВП, обновлению автомобильного парка, созданию более 2000 рабочих мест, что соответственно положительно отразится на динамике развития экономики страны.
Цель Соглашения о сотрудничестве по развитию приоритетных направлений промышленности — это оказание в соответствии с законодательством государств содействия дальнейшему укреплению сотрудничества в области промышленности на равноправной и взаимовыгодной основе, определение приоритетных направлений взаимодействия. Стороны намерены развивать сотрудничество в области промышленности по следующим приоритетным направлениям:

 

лёгкая промышленность;
электротехника и машиностроение;
химическая и фармацевтическая промышленность;
металлургия;
промышленность строительных материалов.

 

Все документы нацелены на более тесное экономическое сотрудничесвто. В целом же с 2016 года наблюдается тенденция динамичного роста объёмов внешней торговли КР с Узбекистаном. За период 2016-2021 гг. они увеличились в 2,7 раза, в том числе экспорт на 44%, импорт — в 5,6 раза. Об этом сообщил заместитель министра экономики и коммерции Канат Абдрахманов. По его словам, рост объёмов товарооборота между странами в указанный период, в том числе и экспорта, связан прежде всего с первичным эффектом от либерализации Узбекистаном внешнеторговой деятельности. Также Узбекистан в 2018 году изменил правила беспошлинного ввоза физическими лицами отдельных видов товаров. Кабмин Узбекистана принял постановление «О внесении изменений в количественные нормы ввоза через автодорожные (пешеходные), железнодорожные и речные пункты пропуска государственной границы Республики Узбекистан физическими лицами отдельных товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами». В связи с чем без дополнительных сборов товары через автодорожные (пешеходные), железнодорожные и речные пункты пропуска на государственной границе Узбекистана можно провозить не раз в месяц, как ранее, а раз в полгода. В списке указано 20 видов бытовой и офисной техники. В эту категорию попали бытовая техника (холодильники, морозильники, кондиционеры, пылесосы, стиральные машины, газовые и электрические плиты, телевизоры, микроволновки, электромясорубки, духовые печи, утюги, фены, кухонные комбайны, телефонные аппараты, компьютерная техника, принтеры) и другая техника. Также разрешается беспошлинно ввозить другие виды потребительских товаров до двух килограммов каждого наименования в календарный месяц. Однако общий вес этих товаров не должен превышать 10 кг.

 

Самый высокий показатель внешней торговли отмечен в 2021 г. — $497 млн. В сравнении с 2020 г. он увеличился на 45,3%, в том числе экспорт составил $180,1 млн (рост на 17,7%), импорт — $316,9 млн (рост в 1,7 раза). В январе-ноябре 2022 г. товарооборот наших республик составил $543,1 млн и в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. увеличился на 20,8%, в том числе экспорт — $211,8 млн (рост на 29,7%), импорт — $331,4 млн (рост на 15,7%).

 

В товарной структуре экспорта КР в Узбекистан основную долю занимают: топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефтепродукты), чёрные металлы и изделия из них, изделия из керамики, транспортные средства и их части, стекло и изделия из него, разное оборудование и механические устройства, изделия из пластмассы, гипса, камня, цемента, алюминий необработанный, лесоматериалы, живые животные, картофель, фрукты и орехи.

 

Импортные поступления составляют: продтовары и сельхозсырьё (овощи, фрукты свежие и переработанные, домашняя птица, злаки, мука, мучнистые кондитерские изделия, напитки), пластмассы и изделия из них, удобрения, фармацевтическая продукция, газ природный, продукция лёгкой промышленности, изделия из алюминия, меди, стекла, керамики, транспортные средства и их части, электрические машины и аппараты, разное оборудование и их части.

 

Импорт Узбекистана сконцентрирован прежде всего на товары промышленного производства и товары инвестиционного назначения. Отсюда следует, что Кыргызстан может поставлять в Узбекистан только те товары, которые не производятся либо недостаточны в Узбекистане, в основном продукция промышленного производства. Ранее в Узбекистан поставлялись запасные части к транспортным средствам.

 

Для дальнейшего развития торгово-экономических отношений стран продукция, ввозимая из Узбекистана на территорию Кыргызстана, должна соответствовать требованиям технических регламентов ЕАЭС. В частности, таким регламентам, как «О безопасности пищевой продукции в части маркировки», «О безопасности упаковки», «О безопасности продукции лёгкой промышленности», — отметил замминистра.

 

Рассказал он и об объёмах поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Узбекистана за январь-сентябрь 2022 года. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года он увеличился на 71,6% и составил $581,3 тыс. По его словам, при этом отток ПИИ за январь-сентябрь 2022 года в Узбекистан в сравнении с аналогичным периодом 2021 года сократился на 3,7% и составил $119,5 тыс. Объём поступлений ПИИ из Узбекистана за 2021 год в сравнении с 2020 годом увеличился на 272,2% и составил $2 564,5 тыс. При этом отток ПИИ за 2021 год в Узбекистан в сравнении с 2020 годом увеличился на 175,2% и составил $709,7 тыс.
Анализ ПИИ из Узбекистана показывает неравномерную общую динамику. Наибольший объём поступлений ПИИ приходится на 2017 год. Наблюдается резкий спад в 2019 г. Приток ПИИ за 9 месяцев 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 90,3% и составил $958,3 млн. Согласно анализу, отток сократился на 1,6% и составил $563,4 млн. Приток ПИИ за 2021 год в сравнении с 2020 годом увеличился на 87,2% и составил $1 006,09 млн. Согласно анализу, отток уменьшился на 17% и составил $779,8 млн.


Добавить комментарий