Преждевременный человек

Неделю назад из страны выдворили журналиста-расследователя Болота Темирова. Об этом сообщили все наши информагентства. Смотреть видео, как это происходило, не для слабонервных. Сразу после оглашения судебного приговора силовики заломили Болоту руки, надели наручники и, как матёрого преступника, вывели из цитадели правосудия…

 

НЕ БЫЛО, НЕ БЫЛО, И ВОТ ОПЯТЬ

 

Сам Темиров так рассказывает об этом: “В процедуре депортации задействовали 7-8 сотрудников ГУВД столицы, а также службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД (10-й отдел).

 

Четыре часа меня держали в отделении милиции аэропорта “Манас”, через посольство России пытались сделать свидетельство о возвращении на родину. Но это не удалось, поэтому меня без документов отправили в сопровождении двоих сотрудников в Москву. Там пришлось ждать постановление Бишкекского суда. По нашему времени отправили примерно в час ночи. Меня допросили сотрудники Погранслужбы ФСБ, которые сами удивились ситуации. У меня спросили, за что выдворили, я ответил. Ко мне отнеслись как к российскому гражданину, претензий у них не возникло. Рассказал российским пограничникам, что меня выдворили за якобы неправильное получение паспорта гражданина КР 14 лет назад. Я сказал, что родился в Кыргызстане в советское время. Пограничники ответили, что в таком случае им непонятно, почему меня выдворили”.

 

Журналист добавил, что пограничники быстро его нашли в российской базе данных, но прилетел он в Москву без каких-либо документов. Российского паспорта, которым Болот не пользовался долгое время, у него с собой не оказалось, остался в Бишкеке. Темиров намерен обжаловать решение горсуда: “Его вынесли с явным нарушением закона. Мы пройдём все судебные инстанции в Кыргызстане и доведём это дело до международного суда”.

 

Депутаты парламента (слуги народа) не остались равнодушными к случившемуся.

 

Эльмурза Сатыбалдиев, экс-генпрокурор: “На моей памяти у нас происходили выдворения, но не наших граждан, а иностранных”.

 

Гуля Кожокулова, ранее прокурорский работник: “Обычно выдворение бывает 12-часовое или 24-часовое. А тут вдруг из зала суда! Так не бывает. Его лишили права на обжалование. Это была вторая инстанция, городской суд. Темиров вправе обжаловать решение в Верховном суде. Это закон. Я не поняла эту кашу. В моей практике, а я проработала в системе много лет, такое произошло впервые”.

 

Карим Ханджеза: “Почему суд принял такое решение и почему судисполнители выполняли постановление суда так топорно! Это опрометчиво. Возможно, кому-то не нравится, чем Темиров занимается, но всему есть предел”.

 

Жаныбек Абиров: “По моему мнению, это не по-людски. Он ведь имеет наше гражданство. В других странах приговорённого к выдворению помещают в отдельный блок. Темирову должны были дать время собраться хотя бы. Он не представляет угрозы для общества. Действия наших правоохранительных органов не всегда понятны”.

 

Аида Исатбек кызы: “В прошлый раз, когда я обращалась к Президенту, просила бережного отношения к женщинам, выступившим против передачи Кемпир-Абадского водохранилища. Он ответил, что перед законом все равны. И что мы увидели вчера? Болота Темирова незаконно вывезли из страны. Поэтому, уважаемые представители власти, я понимаю, что мы многое нарушаем, но не настолько же…”.

 

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

 

Помните у Маяковского: “Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза, читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза”. А чей всё-таки подданный наш герой?

 

По разъяснению его адвоката Замира Жоошева, “Темиров был и остаётся гражданином Кыргызстана. Согласно ст. 11 Закона “О гражданстве КР”, гражданство приобретается в том числе по рождению. Болот в 1979 году родился в Узгенском районе Ошской области и автоматически стал нашим гражданином. Об этом в отделе загса Оша есть запись акта рождения и получено свидетельство о рождении. А в ст. 9 Закона “О гражданстве” указано, что свидетельство о рождении – это один из документов, удостоверяющих гражданство. Темиров никогда не обращался в наши госорганы с заявлением о выходе из подданства. Это подтверждается официальной справкой, приобщённой к материалам уголовного дела. Важно, что судьи районного и городского судов не признавали, что Темиров получил гражданство КР на основании подложных документов. Нет. Судьи признали, что Темиров получил кыргызские паспорта, используя подложные документы, с чем мы категорически не согласны. Но почему-то районный судья в приговоре отметил, что Темиров – гражданин Кыргызской Республики и Российской Федерации. А в приговоре горсуда сказано, что он лишь гражданин России. Все – и прокуроры, и следователи, и судьи – признали, что запись акта о рождении и свидетельство о рождении Болота Темирова официальные, достоверные документы. Значит, все они признают за журналистом наше гражданство. Да, Болот Темиров, как и сотни тысяч кыргызстанцев (по некоторым сведениям, за годы независимости 5 млн. человек), в 2002 году получил гражданство РФ. Но это не аннулировало его кыргызское гражданство. Согласно ст. 6 того же закона, приобретение иного подданства не влечёт за собой прекращение гражданства Кыргызстана. И такой гражданин не может быть выдворен за пределы страны или выдан другому государству (ст. 51 Конституции)”.

 

В этой связи вспоминается история с Орханом Инанды, гражданином Турции и КР. Когда его турецкие спецслужбы выкрали как якобы пособника Гюлена, первая реакция наших руководителей была потребовать его возвращения. Но в итоге Инанды посадили в тюрьму на 21 год. А здесь против Атамбаева и Ниязова завели уголовное дело о будто бы небескорыстном получении кыргызского гражданства турецкими подданными. Но в нашем-то случае речь о гражданине Кыргызстана по рождению.

 

Ну, допустим, адвокат Темирова несколько всё перевёл в свою пользу. Однако вот беспристрастная оценка Феликса Кулова. Сперва он остановился на эпизодах, по которым журналиста оправдали, – незаконное хранение наркотиков и незаконное пересечение государственной границы. А по двум другим эпизодам – использование поддельного военного билета и поддельного временного удостоверения личности при получении паспорта (обвинение по статье “Подделка документов”) – Темиров признан виновным, но освобождён от наказания в связи с истечением срока давности преступления.

 

“Решение о выдворении суд принял по уголовному делу, а это значит, что он должен был руководствоваться Уголовным кодексом, – рассуждает Феликс Шаршенбаевич. – Так вот, выдворение по ст. 60 УК КР (“Виды наказаний за преступление”) предусмотрено в качестве дополнительного наказания к основному. Но никакого основного наказания к Темирову не применяли. Его освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Поэтому суд, поскольку не было основного наказания, попросту не имел права применять дополнительное.

 

Если же предположить, что суд принял решение о выдворении в качестве административной, а не уголовной меры, то тогда это решение должно было основываться на материалах об административном выдворении. Которые, согласно законодательству, оформляются уполномоченным госорганом по реализации внешней политики, органами внутренних дел или органами нацбезопасности. Таких материалов ни одно из этих ведомств не составляло. Вывод: решение о выдворении Болота Темирова принято в нарушение закона. Данная ситуация может стать той лакмусовой бумажкой, по которой станут оценивать нашу систему правосудия как в своём отечестве, так и в мировом сообществе”.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

 

И мировое сообщество не заставило себя ждать. Сразу же после выдворения Темирова посыпались комментарии, заявления, обращения одно жёстче другого.

 

Посольство США: “Решение Бишкекского городского суда о депортации Болота Темирова противоречит демократическим принципам. Журналистам следует позволить работать, не опасаясь возмездия. Свобода слова защищена Конституцией Кыргызстана. Эти права должны соблюдаться”.

 

Посольство Великобритании: “Журналистика иногда может доставлять дискомфорт, но свободу СМИ надо защищать. Журналисты должны иметь возможность выполнять свои обязанности, не опасаясь репрессий”.
Комитет по защите журналистов по Европе и Центральной Азии: “Депортация Болота Темирова, гражданина Кыргызстана, и, возможно, лучшего в ЦА журналиста-расследователя – это возмутительно безответственный и мстительный шаг, который может поставить под угрозу его жизнь на фоне мобилизации России в её войне с Украиной. Кыргызские власти должны немедленно отменить эту меру, которая завершила многомесячное преследование Темирова и его издания Temirov Live, и прекратить преследование и препятствование работе независимых СМИ”.

 

Международное партнёрство по правам человека: “…Решение о депортации надо отменить. Темирову следует разрешить вернуться в Кыргызстан и продолжить там свою журналистскую деятельность без дальнейшего преследования”. И особо выделено: “Депортация Темирова происходит на фоне серьёзного ухудшения ситуации со свободой слова в Кыргызстане. Уголовное дело против журналиста и его высылка из страны показывают, насколько далеко готовы зайти власти, чтобы заставить замолчать неудобные для них голоса”.

 

Представительство Европейского союза в Кыргызстане: “Мы глубоко обеспокоены приговором горсуда… Данное действие противоречит международным обязательствам Кыргызстана в отношении независимых СМИ, свободы слова и обеспечения личной безопасности журналистов-расследователей. Мы призываем власти КР в полной мере придерживаться этих основополагающих общемировых принципов”.

 

Международная правозащитная организация Human Rights Watch: “Учитывая серьёзные опасения по поводу соблюдения надлежащей правовой процедуры, включая изъятие его кыргызского паспорта, Темирову должны разрешить вернуться в КР, чтобы оспорить его высылку из страны и продолжить свою работу в качестве журналиста. Вызывают обеспокоенность процедурные нарушения: Темирову не разрешили увидеться с семьёй, забрать личные вещи. Остаётся неясным, какие документы использовались при этом, так как его российский паспорт остался дома”.

 

Международная организация “Репортёры без границ”: “Болота Темирова отправили в Россию насильно, без вещей, без телефона, без денег и заграничного паспорта, с нарушениями процедуры депортации. Журналист, который попал в шорт-лист премии “Репортёры без границ” и подвергался преследованиям в течение нескольких месяцев, заявил накануне высылки о своём намерении подать иск о клевете против Президента Садыра Жапарова и главы ГКНБ. Нельзя лишить журналиста гражданства, чтобы избавиться от него. Призываем власти вернуть Темирову кыргызский и российский паспорта и прекратить атаки на независимые СМИ. Кыргызстан до недавнего времени считался исключением среди стран Центральной Азии из-за относительного уважения к свободе слова и прессе. Однако депортация Темирова последовала за признаками более авторитарного подхода, учитывая несколько случаев преследования независимых СМИ в последние месяцы”.

 

Общественный фонд “Институт Медиа Полиси”: “…Мы в очередной раз призываем власти прекратить уголовные преследования в отношении лиц, выражающих альтернативное мнение, представляющих иные взгляды, критические оценки действиям должностных лиц. В случае достоверных сведений о ложности распространяемой информации следует предоставлять подтверждённые фактами официальные данные либо обращаться в суд с гражданско-правовыми исками для установления истинности либо ложности распространённой информации”.

 

Под обращением “Института Медиа Полиси” подписались 20 независимых СМИ и правозащитных организаций. Сбор подписей продолжается.

 

ТЕНЬ ОТЦА ГАМЛЕТА

 

На заседании парламента глава ГКНБ Камчыбек Ташиев прокомментировал выдворение из страны журналиста. По его словам, ГКНБ не имеет к этому никакого отношения: “О деле вашего гражданина, так вы его называете, Эльвира Жыргалбековна (депутат Сурабалдиева). При чём тут я? Прокуратура просила выдворить, суд принял решение. Я даже не знал. Я последние два дня нахожусь в командировках. О выдворении узнал вчера вечером”.

 

Никаких сомнений слова Ташиева не вызывают. Всё так и было. Но только не обязательно со свечкой стоять возле принимающих решение судей. Болот Темиров своим вызывающим поведением уже давно стал всему истеблишменту неугодным. Чего стоили его реплики на судебных заседаниях типа “вы, судья, Ташиева боитесь?”. Наверное, каплей, переполнившей чашу терпения, стало его заявление накануне городского суда о намерении подать иск за клевету на Жапарова и Ташиева. И что было с этим делать? Получить очередной скандал? Хотя едва-едва загасили недовольства соглашением по Кемпир-Абаду. И хоть бы ничто не помешало к Новому году заключить мир по границе с Таджикистаном. Как обещал Президент. А здесь этот бы путался под ногами. Не надо было судам даже намекать, что им делать. Они сами всё готовы “правильно” оформить.

 

Тем более, действительно, прокуратура говорила о высылке, когда ещё шли разбирательства по эпизодам. Гособвинитель просил для Темирова пять лет тюрьмы с последующей депортацией. Судебный корпус смягчил наказание: выслать без посадки.

 

Да, есть законы, есть Конституция, которая выше всех законов. Но есть и авторитарный режим, даже цепочка авторитарных режимов, по которой может где-то проскочить искра условной демократии. Но лучше пусть всё движется эволюционным путём. Кажется, это отбывающий срок Атамбаев в своё время говорил, что более-менее цивильный парламентаризм у нас образуется лет так через двадцать, после пяти-шести созывов. Вот и будем это время неспешно приближать. Невозможно ведь быстренько повзрослеть.

 

Как бы ни относиться к Камчыбеку Ташиеву (вот взял и распорядился занести в парламент два ящика с автоматами, когда решался какой-то важный вопрос), но ведь ратификация по водохранилищу, что принесла мир и спокойствие на границу с Узбекистаном, это и его заслуга. Шестьдесят пять депутатов “за”, восемнадцать “против” – это положительный результат с налётом демократии: разность мнений. А Эльвира Сурабалдиева (депутат) может открыто призвать проверить состояние финансов её семьи и семьи Ташиевых…

 

“Не надо лить крокодиловые слёзы, – призвал Эдиль Байсалов. – Я прекрасно помню его (Темирова) работу на “Пятом канале”, КТР, где он говорил про свободу слова, НПО, обвинял всех в том, что они иностранные агенты…”. А некогда сам Эдиль Байсалов был в НПО. Теперь они как бы поменялись местами. И пусть. Единственное, что нашему обществу следует усвоить: Темиров – не враг государства и не достоин такого к себе узурпаторского отношения. Общество ещё не созрело до понимания демократических идеалов. Ведь не возбудили уголовное дело по подбрасыванию журналисту наркотиков. Ни в отношении исполнителей, ни в отношении заказчиков. А мы ещё говорим о справедливости. Или Темиров пока – преждевременный человек?..

 

Геннадий КУЗЬМИН.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *