Чистая душа и живая мысль в каждой картине — всё это ощущается в экспозиции «Карак» известного отечественного художника Болотбека Каракеева, представленной в Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева.
Его художественные композиции, а в экспозиции выставлено около 50 работ, отличаются удивительным магнетизмом. К ним манит зрителя некое ощущение пульсации изображённого живописного пространства, что сотворил автор, которое каждый из впечатлённой публики может ассоциировать с тихой вибрацией музыкального инструмента. Б. Каракеев пишет то, о чём думает именно в этот момент творчества, будь то древняя готическая архитектура или музыка Баха, Стравинского, Молдобасанова. Смотришь на его загадочные композиции, и возникают ощущения от событий давно минувших дней.
В его работах («Церемониал», «1х0», «История греха», «Маме Марие», «Полдень», «Сон полей»,, «Красавица», «Дорог и любим», «Не о том», «Цветение хурмы», сериях и триптихах «Орнаменты», «Притворство», «Цветы»,»Наигранность», «Воспоминание о Босхе», «Наедине с миром») чувствуется некий космизм мысли, шекспировский драматизм и увлечение сюрреализмом. А с некоторых полотен словно очарован кажущимися слышными звуками органной музыки. Своими магнитящими, но в то же время нежными и лиричными произведениями, созданными и написанными маслом на бумаге (в этом творческая фишка художника), Болотбек Каракеев удивляет и бесконечно увлекает публику уже много лет.
Технику написания его картин под силу распознать только профессиональному искусствоведу либо умудрённому коллеге-живописцу. Миниатюрное письмо маслом на бумаге тончайшими линиями, отличающимися точностью алмазного резца, в сочетании с крупными мазками мягкой кисти, что наслаивают на бумагу краску тональной «растяжкой», производит впечатление масштабного пространства. И, чтобы увидеть какие-либо созданные автором образы, необходимо пристально всмотреться в сами картины, поскольку их герои скрыты художником в туманной дымке. Заметно также, что Б. Каракеев в своём живописном творчестве словно избегает чёрного цвета, но часто прибегает, например, к бежевому. По признанию самого художника, на одной из его выставок были представлены композиции, исполненные только в этом цвете.
Чтобы проникнуться смыслом картин Б. Каракеева, каждый зритель должен пристально в них вглядеться: художник старается создавать их загадочными для публики. «Энергия пространства, — как отмечают критики, — в художественном воссоздании Каракеева ассоциируется с известной философией Лао-Цзы, будто художник прикоснулся к её глубинным тайнам и показал микромир как часть беспредельности самого мироздания, действующего на всех уровнях по одним законам напряжённой статики и всплеска формообразующей энергии».
Художник все свои композиции строит в той или иной цветовой гамме, линии и мазки от мельчайших, которых разве что надо рассматривать в лупу, до крупных, создающих подвижное пространство. Кажется, что картины пишутся одновременно холодной убеждённостью логики, за которой есть глубокое знание и понимание автором духовной культуры Востока, её поэзии, философии и изобразительного искусства. А ещё и импровизационным методом художественной формы, которая отражает эмоциональное состояние художника и сам процесс творчества. Несомненно, живопись Болотбека Каракеева, как мастера кисти по праву признана новым словом в национальном изобразительном искусстве.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»