Министерство иностранных дел активно внедряет цифровые технологии, стремясь к повышению эффективности и доступности предоставляемых услуг, укреплению внешнеполитических связей. В эпоху глобализации и цифровизации МИД делает ставку на инновации, чтобы соответствовать современным мировым трендам в дипломатии и консульской сфере.
Путь к цифровизации: основные этапы
В рамках Национальной стратегии развития на 2018-2040 гг. в министерстве внедрены 13 автоматизированных информационных систем и три информационных ресурса, значительно трансформировавших работу МИД и загранучреждений Кыргызской Республики, в том числе: в 2018 году разработаны и введены в эксплуатацию АИС “Паспорт” и АИС “ЗАГС”, способствовавшие автоматизации и ускорению процесса оформления заявлений граждан на получение и выдачу паспорта, регистрацию актов гражданского состояния. С момента запуска АИС “Паспорт” загранпредставительства Кыргызской Республики выдали 90 128 общегражданских паспортов. В целях оформления документов, касающихся вопросов гражданства, разработана и внедрена в тестовом режиме информационная система “Гражданство”.
В 2019 году установлена единая платформа “Консульский учёт” для постановки на учёт и снятия с учёта граждан республики, находящихся за рубежом, формирования списков избирателей к важным политическим мероприятиям страны. С начала работы платформы общее число зарегистрированных граждан Кыргызской Республики составило 156 073 человека.
Совершенствование и инновации: недавние достижения
Последующие годы ознаменовались рядом значительных достижений, направленных не только на внедрение новых АИС, но и на расширение спектра услуг, предоставляемых загранучреждениями Кыргызской Республики. 2021 год внёс вклад в цифровизацию с внедрением систем “е-kyzmat”, СВР и “Истребование”, улучшив процессы учёта человеческих ресурсов, выдачи “Свидетельств на возвращение в Кыргызскую Республику” на бланках с высоким уровнем степени защиты, ID-карт и предоставления справок социально-правового характера (о несудимости, брачной правоспособности, об отсутствии налоговой задолженности и др.). Загранпредставительствами страны на сегодняшний день выдано 75 646
“Свидетельств на возвращение”; 32 315 справок; 29 125 ID-карт. 2022 год продолжил тему инноваций с расширением системы электронного документооборота СЭД на загранучреждения Кыргызстана и введением новой услуги – выдачи водительских удостоверений Кыргызстана за рубежом посредством “Регистра водительского состава”. С момента работы системы загранучреждениями выдано 5 582 водительских удостоверения; В 2023 году введены в действие АИС “Мекен-карт” для соискателей статуса соотечественника с иностранным гражданством, АИС “Электронный нотариат” для совершения нотариальных действий и Система управления облачными цифровыми подписями – выдача облачной электронной подписи за рубежом. Оформлено 55 ходатайств для получения “Мекен-карт”. В 2024 году осуществлён переход загранучреждений на новую Единую платформу “Электронного нотариата Кыргызской Республики”.
В данном контексте необходимо отметить, что МИД не только разрабатывает и внедряет автоматизированные информационные системы, но и постоянно их совершенствует.
Информационные ресурсы МИД
В настоящее время МИД активно внедряет цифровые ресурсы, направленные на повышение уровня взаимодействия с гражданами и международным сообществом:
l Электронный портал Е-visa способствует упрощению процесса получения виз в Кыргызскую Республику иностранными гражданами, что стало значительным шагом к увеличению туристического и бизнес-потока.
l Ведомственный портал mfa.gov.kg – это центральная платформа для доступа к официальной информации, новостям и услугам Министерства иностранных дел и загранучреждений Кыргызской Республики.
Функционирует ведомственная корпоративная почта с собственным доменом, улучшающая коммуникацию с внешними партнёрами. Эти инструменты значительно упрощают взаимодействие граждан с министерством, предоставляя удобный доступ к необходимой информации и услугам в любое время и из любой точки мира.
В планах МИД – дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры и внедрение новых технологий. Среди ожидаемых инноваций: разработка и внедрение системы “Электронный консул” с мобильным приложением для предоставления полного спектра консульских услуг гражданам Кыргызской Республики и АИС “Дипломатическая служба” для межведомственного взаимодействия в сфере внешней политики. На сегодняшний день можно отметить, что Министерство иностранных дел успешно реализует стратегию цифрового преобразования, внедряя новые автоматизированные системы, постоянно развивая цифровую инфраструктуру, идущую в соответствии с велением времени.