Пыли — по уши, грязи — по колено

Что нового в Иссык-Кульской области

Птицы запели по-весеннему, световой день заметно прибавился, поднялось настроение. Но… весна у нас начинается с грязи. Как всегда, соцсети ярко отражают самые насущные проблемы бишкекчан.

 

«Тротуар на улице Байтика Баатыра (бывш. Советской), начиная от 10-го микрорайона до улицы Ахунбаева и дальше, раскопан. Спасибо мэру и акиму Октябрьского района. Низкий им поклон за то, что осенью раскопали и заставляют людей ходить по слякоти и грязи всю зиму. Всё для народа!»

 

«Крик души жителей улицы Тулебердиева! Вынуждены ходить по грязи, по колдобинам. Всё это сопровождается брызгами из луж, когда проезжают машины. Летом ужасная пыль, невозможно открыть окна. Из-за этого дети перестали играть на улице. Бордюры установили три года назад, и с тех пор ждём асфальт».

 

«В Лебединовке нет тротуаров вдоль проспекта Победы. Вообще нет тротуаров, невозможно ходить».

 

«Улицу Пархоменко ещё не успели заасфальтировать. Просим муниципалитет сделать тротуары на этой улице, когда будут асфальтировать, чтобы пешеходы могли ходить безопасно. Улица достаточно широкая, и места для тротуара хватает».

 

 

Богатая история

 

Слово «тротуар» пришло к нам из французского языка (от глагола «trotter» — «быстро ходить»). Примечательно, что в разных странах Европы власти, создавая тротуары, преследовали разные цели. Во Франции тротуары начали массово появляться после Великой французской буржуазной революции как один из символов демократии: богачи едут в каретах по дорогам, бедняки идут пешком — те и другие перемещаются с комфортом.

 

В Лондоне тротуары начали строить ещё раньше и с весьма утилитарной целью — обезопасить пешеходов от грязи и нечистот, которые просто выливались на дорогу. Другие европейские столицы в то время тоже не блистали чистотой и опрятностью. Поэтому гигиеническую эффективность и безопасность тротуаров оценили высоко, и в 1765 году в Великобритании был принят Вестминстерский акт о тротуарах, который предписывал превращать обочины по обеим сторонам дорог в тротуары для пешеходов.

 

В Российской империи похожий документ приняли на полвека позднее: в 1816 году император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах», согласно которому тротуары в городах нужно было сооружать из гранитных камней или плит по обеим сторонам улицы шириной два аршина (около полутора метров). По законам Российской империи за состояние участка тротуара перед домом отвечал владелец дома, а не городские власти.

 

Ранее на Руси в крепостях, населённых пунктах по краям улицы для движения пешеходов строились «настилки» из камня или дерева. В некоторых населённых пунктах деревянные тротуары существуют до сих пор.

 

Прошло время, и тротуары в России начали отделять от проезжей части водосточной канавой, а затем поднимать выше уровня проезжей части, чтобы на пешеходное пространство невозможно было заехать. Внешнюю сторону тротуара начали окаймлять бортовым камнем — бордюром (московский вариант) или поребриком (в Санкт-Петербурге). У нас, кстати, тоже бордюры, но есть они не везде…

 

 

Бедненькое наше настоящее. Ау, Аул!

 

В нижней части улицы Елебесова (продолжение бывшей Советской) тротуар есть только с восточной стороны дороги. При этом большая часть его покрыта толстым слоем грязи, лишь проглядывают местами маленькие асфальтовые островки — остатки былой роскоши для пешеходов. А потому и просят пассажиры остановить маршрутку в неположенных местах через каждые 10-20 метров (около медцентра, магазина, детского сада). Ведь идти от остановки по этой грязи не представляет никакого удовольствия. Некоторые и рады бы пешком прогуляться даже пару остановок, но потом запаришься пёрышки чистить.

 

Ах, да, водители платят дорожный налог, средства от которого, должно быть, идут на ремонт дорожного полотна наряду с выделяемыми разными международными организациями грантами. А пешеходы вроде как бесплатно ходят… Ничего, пройдутся и по обочине дороги. А во время распутицы обочины многих нецентральных дорог становятся грязевыми болотами. Чтобы заляпать обувь чуточку меньше, люди выходят на асфальтированный край проезжей части, рискуя быть задетыми или обрызганными спешащим по делам транспортом.

 

В качестве примера улица Аул, ведущая к рынку

 

«Дордой», она вообще не имеет тротуаров. А поток машин на этот базар и в обратном направлении огромный в любое время дня. Дорога узкая, по обе стороны в период межсезонья неимоверная грязь, а летом пыль столбом. Не могут мэрия и «Дордой» решить, кому отвечать за эту дорогу, у кого она должна быть на балансе.

 

Жители специально пригласили местного депутата именно в самый грязный период, он из машины выходить отказался… Сказал: «Улица короткая, финансирования много не требуется, сделаем запросто!». И был таков. А вскоре квартальные района с гордостью объявили, что отрезок метров 50 от асфальтированной дороги Аул к поликлинике №10 (бывшая №14) засыпала глинистой землёй какая-то оставшаяся неизвестной кандидат в депутаты. Получила ли она заветный мандат? Но радости у людей не было, а уж когда начался очередной период дождей, в её адрес понеслось от пациентов поликлиники… Самое культурное: «Лучше бы оставили как было».

 

Прошло пять лет. И начали в этих местах нещадную обрезку деревьев. Сейчас это очень модно, но жизнь не улучшает ни на грамм. Скорее всего, эти сучья, толстые ветки превратят в дрова и продадут населению.

 

Опять пообещают, что посадят новые деревья. И… посадят, потратив на саженцы большие деньги. В то время как в озёрах Комсомольское и Пионерское со спущенной водой уже подрастает целый лес саженцев многих пород деревьев. Приходи и копай! Бесплатно. Только после посадки поливать их надо. А у нас вдоль дорог сажают на возвышениях, без арыков, потом очень редко приезжает поливальная машина и сильным потоком размывает корни. Но ведь даже первокласснику понятно, что с нарушенной корневой системой молодое растение либо засохнет, либо, дожив до зимы, замёрзнет.

 

Может хотя бы настил?

 

Давайте следовать хорошим примерам других стран. И, конечно, приспосабливать к нашим родным реалиям. Мы не можем делать настилы и помосты вдоль дорог, это в современном мире будет выглядеть смешно, да и древесина у нас крайне дорогая. А вот камня в горной стране МНОГО. И глупо не воспользоваться этим незатейливым богатством. В европейских странах множество мощёных улиц и тротуаров с древних времён, они весьма долговечны. Чем мы-то хуже? При желании можно выложить даже с узорами — благо умельцев в Кыргызстане достаточно. И останется это богатство и удобство потомкам наших потомков. А потом ещё и закон принять можно, обязывающий домовладельца, магазин, кафе и других следить за порядком прилежащего отрезка тротуара. Тогда и пешком ходить захочется — и здоровее будет наш народ.

 

Наша справка. В 2002 году исследовательское общество дорог и транспорта (FGSV) опубликовало «Рекомендации по системам пешеходного движения — EFA 2002». В нём сформулированы минимальные требования, которым должен соответствовать тротуар. Удобство использования учитывает: возможность встречи двух пешеходов даже с раскрытыми зонтиками, а также с багажом, сумками (в среднем 46% пешеходов), с детскими колясками. Должна быть возможность обогнать человека, который просто прогуливается. При этом около 40% пешеходов передвигаются парами или большой группой. До стен домов и заборов должно оставаться расстояние. Должно быть гарантировано безопасное расстояние до дороги (обычно оно составляет полметра); кроме того, дети, катающиеся на велосипедах, не должны представлять опасности ни себе, ни другим пешеходам. Удобство использования тротуаров также включает в себя учёт требований людей с ограниченными физическими возможностями (встреча двух инвалидов-колясочников, пожилых людей с ходунками).

 

Рита РУБАН.
Фото автора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *