Почётный академик Национальной академии наук, доктор политических наук Ж. Сааданбеков обратился к главе государства с открытым письмом по поводу дальнейшей судьбы НАН. В нём он пишет следующее.
» Национальной Академии наук нанесено очередное унижение, что хронически повторяется в последние годы. По инициативе Министерства образования и науки готовится на подпись Президента документ, где предлагается «интегрировать высшее образование и академическую науку путём закрепления НИИ НАН с профилирующими вузами». С начала этих строк до конца документ отличается некомпетентностью и грубыми ошибками. Ведь интегрироваться могут не «высшее образование и академическая наука», а вузы и НИИ НАН Кыргызстана. Высшее образование даёт академические степени бакалавра и магистра, а наука даёт учёные степени кандидата и доктора наук. Наш министр образования и науки А. Бейшеналиев указывает, что такое решение повышает эффективность подготовки кадров и кратно умножает прикладное, практическое значение наук. Как будто народ не знает, что эти самые вузы отнюдь не Сорбонна и Оксфорд, а лежат на боку в руинах болонского процесса, уровень вузовского образования упал до провальной критической точки. Сотни тысяч полуграмотных, полуобразованных выпускников бакалавриата бросили дальнейшее обучение и пополняют ряды безработных, мигрантов и люмпенов. Магистранты с мозгами и деньгами утекают за рубеж. Никуда не годится качество подготовки студентов. Предоставленную самостоятельность и свободу студенты используют для работы в ресторанах, такси и магазинах, чтобы заработать деньги для оплаты за контракты. Ведь не случайно Российская Федерация отказалась от Болонской системы.
Вузовская наука ещё раньше, в советское время, еле дышала на ладан, а сегодня и вовсе не видна и не слышна. И сюда наши реформаторы собираются затолкать НИИ НАН, открыть там диссоветы по защите степени докторов наук, тем самым смешивая бакалаврскую степень со степенью доктора наук?! Хуже того, предлагается создать Национальный научно-инновационный центр путём слияния частных субъектов: консорциум КГТУ им. Раззакова и Госагентства интеллектуальной собственности и инноваций НАН, что противоречит Конституции, статье 22, п. 5. За всем этим стоит намерение чиновников МОН и других исполнительных структур явно сократить число научных работников и учреждений, забрать у НАН её здания и участки земли, обладающие наибольшей рыночной стоимостью. Судьбы науки, учёных, многочисленных лабораторий, библиотек не волнуют наше чиновничество.
Курс на поддержание в науке только того, что приносит максимальную пользу, приведёт к резкому сокращению числа учёных. Однако в мире 10% учёных, дающих 90 % всех публикаций и/или генерирующих гениальные идеи, могут работать только будучи погружёнными в море «средних» учёных. Этих «средних», малозаметных, но настоящих тружеников науки в нашей Академии наук всего около двух тысяч человек. К сожалению, и отношение к ним властей «среднее», «малозаметное». Так, сегодня всем категориям работников повышают зарплаты, а им нет. Всё это фактически означает ликвидацию НАН страны.
У нас укоренилась установка, что наука имеет смысл, если даст практические результаты здесь и сейчас. В таком случае не имело бы никакой необходимости держать и развивать фундаментальную математическую науку, ибо во всём мире в совокупности она даёт лишь 3% результата, имеющего практическое значение. Между тем ясно, что без математики оказались бы мертвы все науки естествознания. Это значит, что недопустимо противопоставлять фундаментальную и прикладную науку. Они близнецы-братья и не могут существовать друг без друга. Так, например, от теории относительности А. Энштейна поначалу никто, даже он сам, не видели практической пользы. Нобелевскую премию он получил за открытие фотоэффекта, имевшего практическое значение. А кто мог подумать тогда, что чисто теоретически, математически выведенная знаменитая формула Е=mc2 станет основой основ термоядерной энергетики.
Таким образом, требовать от всех учёных, ведущих фундаментальные исследования, будь то физики, историки науки или палеонтологи, чтобы они принимали участие в народном хозяйстве, принося исчисляемую в сомах прикладную пользу, не только смешно и глупо, но и преступно по отношению к науке и стране.
Мы сегодня стоим у истоков четвёртой промышленной революции, и очевидно, что ни в одной из известных отраслей нет прогресса без использования информационных технологий. Они стали неким «обручем», который объединил все науки и технологии, что диктует конвергенции, то есть объединения, взаимопроникновения наук и технологий. То есть сама логика развития науки привела человечество от узкой специализации к междисциплинарности, затем наддисциплинарности, а теперь фактически к необходимости объединения наук. Но не к простому геометрическому сложению результатов, а к их синергетическому эффекту, взаимопроникновению. Такой подход категорически не приемлет предлагаемое примитивное, механическое закрепление структур НАН к вузам.
Наша Национальная академия наук состоит из множества институтов отраслевых и общественных (когнитивных) наук, которые способны к конвергенции, т.е. интегрированию межотраслевых технологий: энергетики, биохимической отрасли, стройматериалов, промышленности, экосистемы. Главное, чтобы освоить междисциплинарный подход вместо узких специальностей, переход к парадигме развития от анализа к синтезу.
Вот, на мой взгляд, некоторые её направления, что я и раньше предлагал руководству НАН.
1. Весь мир сегодня буквально на дыбы встаёт в связи с катастрофическими последствиями изменения климата — результатом разрушения экологической системы.
Кыргызстан — одна из самых уязвимых стран в этом смысле. В стране сохраняется 7 ядерных хвостохранилищ, тают ледники, беспощадно вырубаются леса, бесконтрольно загрязняются вся Иссык-Кульская курортная зона, реки и воды. Однако наше государство не выполняет свои обязательства, принятые по Парижскому Договору 2015 года, а также программу по ЦУР (цели устойчивого развития) ООН. В этих вопросах проявляют крайнюю некомпетентность и безответственность наши профильные министерства и ведомства. Кому, если не нашим биологам, химикам, геологам, социологам создать фундаментальную конвергентную надотраслевую частно-государственную программу «Защита экосистемы Кыргызстана».
2. Теория конвергенции известна гуманитарным наукам ещё со времён Великой депрессии в США в 30-х годах прошлого века. Речь идёт о конвергенции капитализма и социализма, что означало синтезировать их лучшие стороны, отбросив худшие.
Всем известно, что в Китае уже сложилась подлинная конвергентная экономика, где производство рыночное, а распределение социалистическое, что называется экономикой с китайской спецификой.
В этой связи надо, чтобы блок общественных наук НАН радикально трансформировался в сторону конвергенции наук. То есть нужны новая философия, новая система образования, которая должна сосредоточиться на конвергентных, надотраслевых технологиях.
Было бы целесообразно всем институтам и подразделениям общественных наук сосредоточиться, объединиться вокруг единой темы «История и перспективы конвергенции капитализма и социализма в евразийском пространстве».
Обращаясь к главе государства, академик отмечает, что понятна гигантская занятость Президента фактически всеми проблемами жизнедеятельности республики. «Конечно, особую актуальность приобрели проблемы безопасности в свете подлой агрессии Таджикистана. И, тем не менее, стратегическая значимость науки и образования ничуть не меньше других. Это Вы подтвердили своим первым рабочим визитом в НАН в качестве Президента Республики. Кыргызская академия наук в том виде, в котором она сейчас функционирует, конечно, не устраивает. Следует радикально и заново определить основные направления научных исследований для достижения солидного уровня научно-технологического развития.
По моему мнению, надо решить следующие ключевые задачи:
— разработать или скорректировать существующую программу научных исследований, отвечающую современным вызовам;
— создать современную экспериментальную и вычислительную базу мирового уровня;
— обеспечить в тесном контакте с вузами страны подготовку научных и инженерных кадров высшей квалификации;
— обеспечить учёным достойную заработную плату с учётом вклада в развитие науки.
Без Вашего содействия и непосредственного участия эти задачи неразрешимы», — считает Ж. Сааданбеков.