Райские кущи

Фото из пресс-релиза ГКНБ. В непринуждённой обстановке, с напитками на столе группа лиц в футболках и шортах. Явно где-то в южных широтах. На груди одного из отдыхающих – бэйджик. Подпись под снимком: “Судьи и должностные лица КС”. То есть судьи и служащие Конституционного суда, высшего (выше некуда) правоохранительного органа.

 

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ

 

“ГКНБ Кыргызстана выявил факты систематического злоупотребления должностным положением со стороны председателя и других должностных лиц Конституционного суда”, – об этом сообщает пресс-служба ведомства.

 

По данным Госкомитета нацбезопасности, председатель и другие руководящие ответственные лица, используя свои должностные полномочия, скрывали пригласительные письма, предназначенные для заграничных командировок судей Конституционного суда, и использовали их в своих личных целях и в интересах своих близких родственников для зарубежных поездок.

 

ГКНБ возбудил уголовное дело по ч.2 ст.337 УК “Злоупотребление должностным положением”. То есть это деяние, “совершённое с целью извлечения выгод и преимуществ для себя либо других лиц или из иной личной заинтересованности”.

 

Такая вот пока короткая информация от чекистов. Но в тот же день последовала “ответка” от самого Конституционного суда – более объёмная и явно претенциозная.

 

Конституционный суд опроверг информацию ГКНБ о систематическом злоупотреблении должностным положением со стороны председателя Эмиля Осконбаева.

 

Как прокомментировала одному из информагентств пресс-служба ведомства, Конституционный суд, работа которого, по оценке международных экспертов, отвечает всем международным стандартам, достиг репутации эффективного органа конституционного контроля в Центральной Азии.

 

“Он стал полноправным членом ряда международных организаций и объединений по конституционному правосудию. В целях обмена опытом и изучения лучшей практики отправления конституционного правосудия Конституционным судом установлены тесные контакты с органами конституционного контроля стран Европы, СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. На постоянной основе ведётся работа по дальнейшему развитию и углублению взаимодействия с Европейским союзом и Венецианской комиссией Совета Европы”, – подчеркнули в ведомстве.

 

Конституционный суд отметил, что положительным результатом тесного взаимодействия с вышеуказанными международными партнёрами считается участие представителей на регулярной основе на всех значимых с точки зрения международных отношений профессиональных научно-практических мероприятиях высокого уровня.

 

“По устоявшейся традиции организаторы этих мероприятий планируют, что участники при желании могут прибыть с членами семьи и организовывают для них отдельную культурно-познавательную программу об их стране. При этом, разумеется, расходы членов семьи покрываются исключительно за счёт личных средств участников. Следует также отметить, что поступающие пригласительные письма не могут быть скрыты, так как регистрируются общим отделом в системе электронного документооборота”, – сообщили в Конституционной палате.

 

Конституционному суду, мол, неизвестны причины возникновения сомнений у органа национальной
безопасности в правомерности действий руководства и ответственных сотрудников Конституционного суда в международных поездках: “Однако считаем, что до установления истинности расследуемых фактов всем следует воздержаться от преждевременных оценок и распространения недостоверной информации, что может нанести урон репутации высшего судебного органа не только внутри страны, но и на международной арене”.

 

И в конце тоже фото. И тоже явно с мест отдыха. С подписью: “Члены семей представителей конституционных судов разных стран, участвовавших в одной из международных конференций по конституционному правосудию. Фото сделано на экскурсии, организованной приглашающей стороной”.

 

По оценке некоторых экспертов, вплоть до экс-председателей Верховного и Конституционного судов, эти “прения сторон” должны были носить, скорее, приватный характер.

 

Но что случилось, то случилось. Будем ждать развития событий по статье “Злоупотребление служебным положением”. По мнению других, налицо дискриминация высшей судебной власти, что нежелательно для государственного строительства.

 

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

 

Заметим, это уже не первый скандал относительно Конституционного суда.
Тема матчества вызвала большой резонанс в стране этим летом. Конституционный суд пересмотрел своё решение по матчеству, исключив пункты, согласно которым у совершеннолетних граждан должно быть право выбора между отчеством и матчеством.

 

Ранее в суд обратилась Алтын Капалова. Она просила присвоить её ребенку матчество, но суд отказал ей, объяснив, что ребёнок с матчеством может столкнуться с травлей. При этом тогда Конституционный суд подчеркнул, что по достижении совершеннолетия у граждан должно быть право выбора между отчеством и матчеством.

 

Это решение вызвало бурные обсуждения в обществе. Против матчества выступили госсекретарь Суйунбек Касмамбетов, верховный муфтий Замир Ракиев, председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев.

 

В октябре внесли поправки в законодательство: появилась норма, согласно которой решения Конституционного суда могут быть пересмотрены в ряде случаев.

 

В ноябре КС пересмотрел своё решение по матчеству, исключив из него пункты, которые предполагают предоставление совершеннолетним гражданам право выбора между отчеством и матчеством. В решении о пересмотре сказано, что “введение института матчества было воспринято в негативном ключе подавляющей частью общества, что явилось обстоятельством, которое невозможно было предвидеть”. “Эта позиция суда вызвала широкий общественный резонанс в связи с восприятием преобладающей частью населения института матчества в целом как негативного явления, посягающего на моральные устои, ценности и традиции кыргызского народа”. При этом Конституционный суд отметил, что не подвергает сомнению выводы, изложенные в принятом решении.

 

Но машина неприятия уже закрутилась. “Глава и судьи Конституционного суда должны уйти в отставку из-за принятия неправильного решения о матчестве, – заявил торага парламента Нурлан Шакиев, – Этот вопрос очень важен. Решение о разрешении матчества стало большим ударом для кыргызского народа. В нашей стране невозможно принятие такого решения. Я требую, чтобы весь состав Конституционного суда и его председатель Эмиль Осконбаев незамедлительно ушли в отставку, потому что это позор. Такое решение ставит под угрозу будущее народа. Чтобы исправить их решение, внесён законопроект, который позволит Конституционному суду отменять свои решения”.

 

И кто-то посчитал, что на сей раз “это им за матчество прилетело”. Хотя “этот суд уже показал всему миру свою беспринципность и бесхребетность, пересмотрев и переиграв (типа по настоятельным просьбам общественности) дело относительно права взрослым гражданам носить имена своих матерей”.

 

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ

 

Конечно, можно посчитать последнее заявление ГКНБ наездом, если не вспомнить и предыдущие факты, связанные с расследованием комитетчиков по высшим судебным чинам. Так, в конце декабря 2020 года на пресс-конференции глава ГКНБ обозначил причастность к преступлению с внедрением системы “Местный суд” председателя Верховного суда: “Мы подготовили полную документацию. В скором времени передадим в Дисциплинарную комиссию. Если они согласятся, мы привлечём председателя ВС к ответственности”.

 

В то время председателем ВС была Гульбара Калиева. Её избрали в парламенте 22 сентября 2018 года. Грантовые средства для разработки и внедрения системы “Местный суд” предоставило представительство Европейского союза.

 

Так вот, как пояснил тогда Ташиев, при разработке и внедрении автоматизированной информационной системы “Местный суд” и заключении договора с одной из IT-компаний на разработку задержали руководителя учреждения “Адилет сот” при судебном департаменте Аиду Тилекееву и руководителя компании “Центр бизнеса и инноваций” Александра Задорожного. Предварительный ущерб государству – 8 млн сомов. Силовики проверили причастность к преступлению руководства Верховного суда.

 

Позднее глава ГКНБ пояснил: “В отношении Гульбары Калиевой возбуждено уголовное дело. Мы подготовили достаточное количество доказательств для привлечения её к уголовной ответственности…”
В то же время в представительстве Евросоюза в Кыргызстане пояснили, что тендер проведён и проконтролирован консорциумом организаций во главе с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и никаких финансовых нарушений не обнаружено.

 

Тем не менее в самом конце 2020 года Генпрокуратура внесла представление в Дисциплинарную комиссию при Совете судей на председателя ВС Гульбару Калиеву. По ходатайству ГКНБ. При этом Камчыбек Ташиев упорствовал. С пресс-конференции:

 

– Мы сейчас проверяем судей. В Верховном суде работают 35 судей. Все они разъезжают на дорогих автомобилях. И вот только недавно выяснилось (декабрь, 2020 год – Г. К.), что какой-то судья вывез всю свою семью на отдых в Дубай. Это что за бесстыдство? Начато разбирательство по этому поводу. Когда мы посчитали его расходы на этот отдых, сумма составила почти 20 тысяч долларов. А у недавно задержанного судьи, как оказалось, имеется 20 квартир по Бишкеку. Это что такое? Судьи носят шубы по 5 тысяч долларов, сапоги по тысяче долларов. Их машины стоят 100 тысяч долларов. Теперь мы начнём принимать против них меры, несмотря на то, кто они такие. Пока не наведём там порядок, в государстве улучшений не будет. Мы проверим каждого судью…

 

Четвёртого марта 2021 года Дисциплинарная комиссия удовлетворила прошение Генпрокуратуры о привлечении Гульбары Калиевой к уголовной ответственности. В сентябре этого года члены парламентского комитета досрочно освободили Калиеву от должности судьи ВС.

 

А 26 сентября (пару месяцев назад) ГКНБ задержал с поличным при получении взятки по 10 тысяч долларов (по другому источнику – по 5 тысяч) двоих судей Бишкекского горсуда Назгуль Илиязову и Заурбека Джунусова, а также адвоката и гособвинителя.

 

Согласно их замыслу, в случае задержания судей силовиками адвокат, выступающий в качестве постоянного и доверенного посредника, должен утверждать, что он получил деньги как гонорар за юридические услуги, о чём заранее составлялся фиктивный договор.

 

***

 

А 30 ноября (совсем недавно) на открытии очередного здания для управления ГКНБ в Балыкчи Ташиев так высказался в адрес судей и адвокатов:

 

– Уровень коррупции в судебной системе довольно высок. Однако за этот год мы поймали за руку всего-навсего 5 судей. А в нашей стране 500 судей. Они каждый день, ежемесячно принимают тысячи решений. Многие из этих решений принимаются за взятки. Откуда судьи получают взятки? Здесь есть связка судей с теми, в отношении которых они принимают решения. Кто в роли этой связки? Это адвокаты. Адвокаты в нашей стране стали передатчиками взяток. Значит, мы должны очистить эту систему. Отныне я даю поручение нашим сотрудникам провести в этом направлении тщательную и скрупулёзную работу – привлечь к ответственности всех, кто не только берёт, но и даёт взятки. Вот пример одного дела, касающегося наркотических средств. Судьи первой и второй инстанций вынесли приговор о лишении свободы на 12-13 лет. А Верховный суд отменил это решение и вернул дело на пересмотр. Мы знаем, что они получили взятки, но не можем доказать. Вот такая у нас беспомощность. Но всё равно будем принимать опнративные меры в отношении этих судей.

 

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

 

Можно по-разному относиться к Ташиеву. И я к нему по-разному отношусь. Но чего ему не занимать – это последовательности. Сказал: “Будем очищать судейскую систему”. И силовики последовательно очищают. И даже порой расписываются в беспомощности.

 

Можно добавить к рассуждениям руководителя госкомитета. Если рассматривается резонансное дело, где, казалось бы, всё ясно и понятно, вдруг происходит сбой. То городской суд усомнится в решении районного. То Верховный – в вердикте городского. Что это? Разное чтение Уголовного кодекса? Вновь открывшиеся обстоятельства? Или предложение, от которого невозможно отказаться? Как узнать? Подсказываю: очень просто. Откройте приём анонимных сообщений по тому или иному резонансному (хотя бы по первости) делу. Ведь и так по каждому выступлению главы ГКНБ соцсети раскаляются. И там – имена, явки, пароли. Никто не говорит, что писать анонимки – это классно. Но никто и не скажет, что после первой, второй, ..надцатой взятки судья остановится.

 

Казалось бы, в зале заседаний установлены видеокамеры, все процессы записываются. У судей зарплата… вы встречали такую у кого-нибудь? По сообщению Минфина, в прошлом году у судей было до 160 тысяч сомов – начиная от 40 и выше. А посмотрите, какая у них степень защиты: Калиеву три года убрать с судей ВС всё никак не могли. И при этом воровать не только в виде взятки, но и в виде доверия граждан. Речь уже даже не идёт о престиже судебного корпуса. Чёрт бы с ним, престижем. Но если мурыжат годами дела, если у судей, извините, то понос, то золотуха из процесса к процессу, то, как с этим сладить, не прибегая к жёстким мерам? Типа: да только за одно нарушение отстранять от процесса, а там и от должности. Не перегнёшь – не выпрямишь. В конце концов, все мы судьи вместе взятые. Хоть в мантии, хоть без. Судьи – обществу, которое строим. Но также – истцы и ответчики. И прибегнем к соцсетям: “Государство – это закон, а суд – его важнейший орган, призванный поддерживать справедливость в гражданском обществе. Не наведём порядок в судебной системе – разрушим общество”.

 

Геннадий КУЗЬМИН.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *