Расширение прав и возможностей демократии:

Защита свободы слова и целостности средств массовой информации в Узбекистане

 

Свобода слова, мнений и информации является одним из основных прав человека. В соответствии со статьёй 19 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих мнений и добиваться, получать и распространять информацию и идеи через любые средства массовой информации и независимо от границ. Кроме того, издатель The New York Times Артур Сульцбергер отметил, что без свободы слова и надёжной информации правила демократии и общественного доверия будут продолжать рушиться. В этой связи всё более важную роль играют средства массовой информации, поскольку они необходимы в обеспечении демократических перемен.

 

В целях укрепления свободы средств массовой информации, повышения гражданской ответственности, морального мужества журналистов и укрепления правозащитной деятельности Узбекистан активно сотрудничает с международными партнёрами. Важным шагом стало получение места в Совете по правам человека ООН на период 2021-2023 годы. Правительство также проводило такие престижные международные встречи, как Азиатский форум по правам человека в 2018 году, семинар 2019 года Независимой постоянной комиссии Организации Исламского Сотрудничества (ОИК) по правам человека, Самаркандский форум по правам человека 2020 года и Глобальный форум 2022 года на тему “Образование в области прав человека”.

 

Согласно отчёту “Репортёров без границ” об Индексе свободы прессы, Узбекистан занял 137-е место из 180 стран с рейтингом 45,73. Одной из причин низких показателей страны является отсутствие частных телевизионных сетей, тогда как в Узбекистане функционируют более 40 негосударственных телеканалов.

 

Узбекистан придаёт большое значение свободе слова, информации и печати. Как подчеркнул Президент Узбекистана, “конечно, острые и критические материалы не нравятся многим чиновникам на местах, нарушают их спокойствие и беззаботное существование. Но гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Узбекистане”. Президент также осветил принципы, лежащие в основе политики либерализации средств массовой информации страны, подчеркнув их усиленную роль в решении социальных проблем. Об этом свидетельствует Указ Президента “О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы”, подписанный 28 января 2022 года.

 

В Узбекистане фундаментальный принцип “человек – общество – государство” лежит в основе демократических реформ с целью укрепления конституционных гарантий прав человека. Из 65 пересмотренных статей Конституции, в которые были внесены поправки и дополнения, 16 посвящены защите основных свобод человека. Пересмотренная Конституция гарантирует свободу выражения мнений и информации тремя различными способами. Первое направление – расширение свободы искать, получать и распространять информацию; второе направление – дальнейшее укрепление свободы средств массовой информации; третье направление гарантировано в форме предоставления средствам массовой информации конституционного статуса одного из основных институтов гражданского общества.

 

Первая часть статьи 69 новой Конституции гласит:

 

“Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, составляют основу гражданского общества”.

 

Как говорится в новой Конституции, повышение статуса средств массовой информации до конституционного статуса как основополагающего института гражданского общества укрепляет правовую основу. Это улучшение, с одной стороны, способствует созданию более подлинной, беспристрастной и справедливой структуры общественного надзора. С другой стороны, он действует в качестве гарантии от необоснованного сокрытия информации о нарушениях и недостатках, которые выявляются в результате общественного контроля.

 

Тот факт, что Конституция впервые включила отдельную главу об институтах гражданского общества и установила гарантии их функционирования, обеспечивает правовую основу для обеспечения открытого, транспарантного и легитимного общества, укрепление связей между государством и обществом и установление жёсткого общественного контроля.

 

Статья 81 новой Конституции гласит:

 

“Средства массовой информации свободны и работают в соответствии с законом.

 

Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, их право искать, получать, использовать и распространять информацию.

 

Средства массовой информации отвечают за достоверность предоставляемой ими информации”.

 

Недавно пересмотренная Конституция предоставляет широкие возможности и защиту для более активной деятельности средств массовой информации и институтов гражданского общества. Свобода средств массовой информации и их право искать, получать, использовать и распространять информацию строго гарантируются. Цель этих норм состоит в создании наиболее благоприятных условий для средств массовой информации и установлении практического диалога между государством и обществом. Аналогичные нормы существуют в конституциях ряда стран, таких как Словакия, Южная Корея и Испания.

 

Статья 82 новой Конституции гласит:

 

“Цензура не является допустимой. Воспрепятствование или вмешательство в деятельность средств массовой информации является основанием для ответственности по закону”.

 

Эта норма обеспечивает безопасную работу средств массовой информации и журналистов, не опасаясь административного давления. Кроме того, она создаёт условия для открытого и транспарантного общества.

 

Кроме того, согласно исследованию, проведённому Организацией Объединённых Наций в 142 странах, 59 процентов постоянных пользователей интернета и социальных сетей во всём мире выразили озабоченность по поводу распространения дезинформации в цифровом пространстве. Генеральный секретарь А. Гутерриш, который поставил этот вопрос, заявил, что международное сообщество должно бороться с распространением ненависти и дезинформации в цифровом пространстве. Генеральный секретарь предложил разработать этический кодекс для обеспечения этического характера информации на цифровых платформах.

 

Статья 33 новой Конституции гласит:

 

“Ограничение права искать, получать и распространять информацию запрещается только в соответствии с законом и только для защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной морали, прав и свобод других лиц, общественной безопасности и общественного порядка, а также раскрытие государственных секретов или других секретов, охраняемых законом, будет разрешено в объёме, необходимом для целей предотвращения”.

 

С этой точки зрения Узбекистан наряду с большинством стран, строящих демократическое правовое государство и честное открытое общество в современную цифровую эпоху, закрепил в своей Конституции новые нормы, касающиеся свободы мысли, слова и печати.
Несомненно, свобода слова, мнений и информации, а также неограниченное волеизъявление граждан, свобода средств массовой информации и транспарентность государственных институтов превратились в ключевые ориентиры оценки прогресса Узбекистана. Эти элементы не только способствуют

 

созданию условий для неограниченного выражения мнений в стране, но и требуют глубокого понимания социальной ответственности со стороны средств массовой информации.

 

Азамжон Фармонов, Руководитель Общественного объединения по правам человека Узбекистана “Хукукий таянч”.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *