Защита свободы слова и целостности средств массовой информации в Узбекистане
Свобода слова, мнений и информации является одним из основных прав человека. В соответствии со статьёй 19 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих мнений и добиваться, получать и распространять информацию и идеи через любые средства массовой информации и независимо от границ. Кроме того, издатель The New York Times Артур Сульцбергер отметил, что без свободы слова и надёжной информации правила демократии и общественного доверия будут продолжать рушиться. В этой связи всё более важную роль играют средства массовой информации, поскольку они необходимы в обеспечении демократических перемен.
В целях укрепления свободы средств массовой информации, повышения гражданской ответственности, морального мужества журналистов и укрепления правозащитной деятельности Узбекистан активно сотрудничает с международными партнёрами. Важным шагом стало получение места в Совете по правам человека ООН на период 2021-2023 годы. Правительство также проводило такие престижные международные встречи, как Азиатский форум по правам человека в 2018 году, семинар 2019 года Независимой постоянной комиссии Организации Исламского Сотрудничества (ОИК) по правам человека, Самаркандский форум по правам человека 2020 года и Глобальный форум 2022 года на тему “Образование в области прав человека”.
Согласно отчёту “Репортёров без границ” об Индексе свободы прессы, Узбекистан занял 137-е место из 180 стран с рейтингом 45,73. Одной из причин низких показателей страны является отсутствие частных телевизионных сетей, тогда как в Узбекистане функционируют более 40 негосударственных телеканалов.
Узбекистан придаёт большое значение свободе слова, информации и печати. Как подчеркнул Президент Узбекистана, “конечно, острые и критические материалы не нравятся многим чиновникам на местах, нарушают их спокойствие и беззаботное существование. Но гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Узбекистане”. Президент также осветил принципы, лежащие в основе политики либерализации средств массовой информации страны, подчеркнув их усиленную роль в решении социальных проблем. Об этом свидетельствует Указ Президента “О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы”, подписанный 28 января 2022 года.
В Узбекистане фундаментальный принцип “человек – общество – государство” лежит в основе демократических реформ с целью укрепления конституционных гарантий прав человека. Из 65 пересмотренных статей Конституции, в которые были внесены поправки и дополнения, 16 посвящены защите основных свобод человека. Пересмотренная Конституция гарантирует свободу выражения мнений и информации тремя различными способами. Первое направление – расширение свободы искать, получать и распространять информацию; второе направление – дальнейшее укрепление свободы средств массовой информации; третье направление гарантировано в форме предоставления средствам массовой информации конституционного статуса одного из основных институтов гражданского общества.
Первая часть статьи 69 новой Конституции гласит:
“Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, составляют основу гражданского общества”.
Как говорится в новой Конституции, повышение статуса средств массовой информации до конституционного статуса как основополагающего института гражданского общества укрепляет правовую основу. Это улучшение, с одной стороны, способствует созданию более подлинной, беспристрастной и справедливой структуры общественного надзора. С другой стороны, он действует в качестве гарантии от необоснованного сокрытия информации о нарушениях и недостатках, которые выявляются в результате общественного контроля.
Тот факт, что Конституция впервые включила отдельную главу об институтах гражданского общества и установила гарантии их функционирования, обеспечивает правовую основу для обеспечения открытого, транспарантного и легитимного общества, укрепление связей между государством и обществом и установление жёсткого общественного контроля.
Статья 81 новой Конституции гласит:
“Средства массовой информации свободны и работают в соответствии с законом.
Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, их право искать, получать, использовать и распространять информацию.
Средства массовой информации отвечают за достоверность предоставляемой ими информации”.
Недавно пересмотренная Конституция предоставляет широкие возможности и защиту для более активной деятельности средств массовой информации и институтов гражданского общества. Свобода средств массовой информации и их право искать, получать, использовать и распространять информацию строго гарантируются. Цель этих норм состоит в создании наиболее благоприятных условий для средств массовой информации и установлении практического диалога между государством и обществом. Аналогичные нормы существуют в конституциях ряда стран, таких как Словакия, Южная Корея и Испания.
Статья 82 новой Конституции гласит:
“Цензура не является допустимой. Воспрепятствование или вмешательство в деятельность средств массовой информации является основанием для ответственности по закону”.
Эта норма обеспечивает безопасную работу средств массовой информации и журналистов, не опасаясь административного давления. Кроме того, она создаёт условия для открытого и транспарантного общества.
Кроме того, согласно исследованию, проведённому Организацией Объединённых Наций в 142 странах, 59 процентов постоянных пользователей интернета и социальных сетей во всём мире выразили озабоченность по поводу распространения дезинформации в цифровом пространстве. Генеральный секретарь А. Гутерриш, который поставил этот вопрос, заявил, что международное сообщество должно бороться с распространением ненависти и дезинформации в цифровом пространстве. Генеральный секретарь предложил разработать этический кодекс для обеспечения этического характера информации на цифровых платформах.
Статья 33 новой Конституции гласит:
“Ограничение права искать, получать и распространять информацию запрещается только в соответствии с законом и только для защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной морали, прав и свобод других лиц, общественной безопасности и общественного порядка, а также раскрытие государственных секретов или других секретов, охраняемых законом, будет разрешено в объёме, необходимом для целей предотвращения”.
С этой точки зрения Узбекистан наряду с большинством стран, строящих демократическое правовое государство и честное открытое общество в современную цифровую эпоху, закрепил в своей Конституции новые нормы, касающиеся свободы мысли, слова и печати.
Несомненно, свобода слова, мнений и информации, а также неограниченное волеизъявление граждан, свобода средств массовой информации и транспарентность государственных институтов превратились в ключевые ориентиры оценки прогресса Узбекистана. Эти элементы не только способствуют
созданию условий для неограниченного выражения мнений в стране, но и требуют глубокого понимания социальной ответственности со стороны средств массовой информации.
Азамжон Фармонов, Руководитель Общественного объединения по правам человека Узбекистана “Хукукий таянч”.