Сообщение о строительстве в Кыргызстане завода по производству минеральных и органических удобрений вызвало отчаянные споры в среде специалистов сельского хозяйства. Одни из них предрекают стране в случае реализации этого проекта экологическую катастрофу, другие ратуют за скорейшее строительство предприятия. Корреспондент «Слова Кыргызстана» попытался разобраться в начавшихся дебатах.
сли коротко, суть дела такова: Кыргызстан не производит ни один из видов удобрений. По этой причине (хотя, конечно, и по многим другим) урожайность основных сельхозкультур в стране ничтожно мала. Во всём мире фермеры собирают по 50-70 центнеров зерна пшеницы с гектара, а у нас 25-26 центнеров. Такого показателя крестьяне добивались, наверно, ещё при царе Горохе.
Но друзья-китайцы решили прийти на помощь кыргызстанским земледельцам. В стране много сырья, необходимого для производства разного вида удобрений, поэтому представители Поднебесной предложили властям нашей страны возвести предприятие по производству 200 тысяч тонн химических удобрений и 300 тысяч тонн так называемой органической мочевины в год. Предприятие будет окупаться в течение 30 лет, потом перейдёт в собственность государства. Согласитесь, условия неплохие. Во всяком случае, кыргызстанские сельхозпроизводители в скором времени (если проект реализуется) спрыгнут с импортного крючка и не будут зависеть от поставок удобрений из-за рубежа. Ведь они поступают к нам в страну по «кусачим» ценам.
В стране сразу же вспыхнули дискуссии о целесообразности строительства такого завода. К примеру, один из основателей общественного фонда, известный в стране человек Султан Сарыгулов назвал этот проект «коммерческим интересом определённой группы лиц», по его мнению, химические удобрения уничтожат гумус в почве, усилится парниковый эффект, а самое главное, наша земля превратится в пустыню.
С другой стороны, предприниматель из Жайыльского района Евгений Новиков убеждён в необходимости возведения такого предприятия. При выполнении крестьянами всех агротехнологий, соблюдении севооборотов «так называемая» химия способна улучшить плодородие почвы, повысить урожаи. «А вы знаете, что японцы расходуют на одном гектаре пашни 400 килограммов селитры, а голландцы — тонну!» — сказал он нам даже с некоторым воодушевлением.
Подобные доводы и контрдоводы можно приводить до бесконечности. Поэтому лучше начнём танцевать от печки, то бишь выясним, сколько нужно удобрений нашим дехканам и сколько они получают. Так вот, по словам заместителя директора департамента химизации, карантина и защиты растений Минсельхоза Жалилбека Тайматова, нашим дехканам ежегодно требуется 286,7 тыс. различных видов удобрений, а за первую половину этого года они получили всего 81,5 тыс. тонн. Согласитесь, маловато. Удобрения поступают к нам, как правило, из России и Узбекистана. Друзья продают нам свою драгоценную продукцию по божеским ценам, но ведь удобрения им тоже нужны, поэтому нам достаются жалкие крохи. Ежегодно, кстати, возникает дефицит с фосфорными удобрениями. Друзья производят их в не очень больших объёмах (сырья немного), так что кыргызская пашня в этом смысле остаётся на голодном пайке.
Поэтому завод по производству удобрений Кыргызстану, кажется, действительно нужен. Своя продукция всегда дешевле, да и будет её предостаточно. В результате повысятся урожаи основных сельхозкультур, и мы не будем покупать за рубежом пшеницу, масличные культуры, сахар и т.д. Другими словами, сможем, наконец, выполнить Программу продовольственной безопасности.
Однако, с выводами торопиться не будем. Имеются убедительные доводы в пользу развития органического земледелия. Об этом имеет смысл рассказать подробнее.
Во всём мире уже давно взят курс на развитие так называемой зелёной экономики. Согласно официальным данным, в западных странах 1,5 процента всех земельных угодий отведено под выращивание органической продукции. Её финансовый оборот, кстати, составляет $130 млрд. Цифры, что и говорить, пока не впечатляющие, но согласно официальным данным, площадь так называемой экологически чистой пашни ежегодно увеличивается на 10 процентов. То есть, мир медленно, но верно переходит на зелёную экономику.
Причём западные фермеры в течение нескольких лет сначала очищают почву от всевозможной химии и только потом начинают выращивать на ней экологически чистую продукцию. То есть, действуют по всем правилам агронауки. Без всяких приписок и дутых отчётов.
На пространстве ЕАЭС также начата работа по внедрению органического земледелия. К сожалению, страны бывшего СССР с этим делом пусть немного, но всё же опаздывают. Так, только 1 процент пашни государств Содружества отведён для производства экологически чистой сельхозпродукции. В Российской Федерации — 0,29 процента, в Беларуси — 0,02 процента, в Кыргызстане — 0,21. Чуть лучше ситуация в Армении и Узбекистане, хотя и эти страны особыми достижениями в развитии зелёной экономики пока не могут похвастаться.
Но и наши страны всё равно в этом вопросе «мух не ловят». Стараются исправить ситуацию. Так, ещё в 2021 году государства — участники ЕАЭС подписали дорожную карту по формированию общего рынка органической сельхозпродукции. Как удалось выяснить корреспонденту «Слова Кыргызстана», сейчас между нашими странами идёт многотрудная работа по согласованию различных аспектов готовящегося соглашения. Недалёк тот час (будем на деяться), когда и государства — участники ЕАЭС начнут торговать безопасной для здоровья человека продукцией.
Кыргызстан, кстати, уже давно пытается внедрить у себя методы ведения зелёной экономики. Так, несколько лет назад у нас в стране был принят Закон «Об органическом сельхозпроизводстве».
Каждые три-четыре года правительство утверждает государственные программы развития органического сельхозпроизводства. В 2015 году разработан Национальный план действий по развитию органического земледелия. В этом документе 109 пунктов, в которых чётко расписаны все этапы внедрения органического земледелия. Но Нацплан, как, впрочем, и другие документы, наверно, уже потерялся в больших кабинетах.
Что мы имеем на сегодняшний день? В Кыргызстане, как известно, 1 миллион 200 тысяч гектаров пашни, и только 3 тысячи из них отведены под органическое земледелие. По инициативе Федерации органического движения BIO-KG в республике созданы 10 так называемых органических аймаков. Это особые крестьянские объединения, члены которых выращивают сельхозпродукцию без какой-либо химии. В этих аймаках действуют жооматы — общественные организации, в которых сами крестьяне контролируют работу своих товарищей. Кроме того, аймаки самостоятельно реализуют свои дары природы.
Здесь, конечно, уместен вопрос: а зачем фермерам нужно связываться с этой самой зелёной экономикой? Заливали бы свои поля селитрой, потом реализовывали урожай первым встречным перекупщикам — и все дела! Очень упрощённый вариант, сказать точнее — никудышный. Дело в том, что продукции, напичканной химией, во всём мире хоть отбавляй. Кыргызстану на международном рынке продовольствия с такими «подарками» ловить нечего. Да и о здоровье собственных граждан не лишне будет подумать.
Сейчас во всех странах большим спросом пользуются именно экологически чистые продукты питания. Да, они дороже на 30-40 процентов, но зато люди хотят быть уверены в их безопасности. А потому, как говорится, за ценой не стоят. Вот эту нишу наши органические аймаки и пытаются занять. Игра стоит свеч!
Пока власти принимают различные законы, постановления правительства, разрабатывают программы, простые люди (те, кто хотят) сами помогают крестьянам освоить зелёную экономику. Расскажем об одном из них. Зовут этого необычного человека-новатора Алексей Гаврилович Веденев. Он всю жизнь проработал инженером-механиком в строительно-монтажных управлениях, специализирующихся на возведении крупных объектов в аграрной отрасли. После 1991 года предприятие, в котором трудился Веденев, закрылось, и от безысходности он стал заниматься фермерством в родном селе Петровка Московского района. Сеял ячмень и выращивал скот. Не жировал, конечно, но жить было можно. Однако беспокойная инженерная душа Алексея Гавриловича жаждала больших дел. Однажды он в каком-то научном журнале прочитал статью о переработке навоза в специальных биогазовых установках в органическое удобрение.
Целый год, если не больше, инженер-механик Веденев создавал этот чудо-агрегат, и, наконец, его труды увенчались успехом. Полученной, так сказать, субстанцией он залил своё ячменное поле и осенью собрал небывалый урожай. В следующем году Алексей Гаврилович опять использовал своё ноу-хау, и вновь зерновой вал приятно удивил его.
После этого инженер-механик Веденев стал делать биогазовые установки на заказ, только вот желающих приобрести их было немного. Он уже более 20 лет мастерит эти конструкции, но сделал их только штук 30, может быть, немного больше.
После многих разъяснительных бесед с крестьянами о необходимости приобретения таких чудо-машин Веденев понял одну простую истину: у многих крестьян нет средств для этого. Ведь стоят они $5-7 тысяч, а у многих фермеров каждый сом на счету. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Банки от этого дела не в восторге, не хотят выдавать кредиты фермерам «на какие-то там научные фантазии».
Скептики относятся к изобретению Веденева отрицательно. Даже хихикают на тему внедрения биогазовых установках. Один из них говорил корреспонденту «Слова Кыргызстана»: «У нас в стране не найдётся столько коровьих «лепёшек». Чтобы заливать все поля, нужно семь миллионов тонн этого добра. Но изобретатель доказывает с цифрами и фактами на руках, что навоза у нас более чем достаточно. В Кыргызстане насчитывается 1 миллион 700 тысяч голов крупного рогатого скота, так что проблем с сырьём для биогазовых установок не будет. Вот только нужно организовать службы по его сбору. Однако Веденева никто не слышит, вернее, не хотят слышать. Прежде всего — большие чиновники.
Да что Веденев, в стране хватает людей, которые производят органические удобрения из (простите) червей, перегнившего сена и так далее. Вариантов множество. Но и здесь дело держится только на плечах энтузиастов, которых, увы, немного.
Странная медлительность. Как мы уже говорили, органическое земледелие во всём мире развивается достаточно интенсивно. Если дело и дальше так пойдёт, то наша экологически чистая продукция на зарубежных рынках скоро станет невостребованной. И тогда уже точно чиновники прикусят языки, не станут разглагольствовать о том, что Кыргызстан — страна зелёной экономики, а фермеры не смогут экспортировать свою продукцию.
Так по какому пути двигать наше горемычное сельское хозяйство — органическому или обычному, химическому? Здесь, думается, нужен серьёзный разговор на государственном уровне. Может, имеет смысл провести государственный форум с участием Президента, членов правительства, учёных, фермеров и разработать единую стратегию. Наверно, в каких-то случаях необходимо использовать селитру и прочие минеральные прелести, а в других — органические удобрения. Словом, нужно не только думать, но и действовать.
Вячеслав АНИКИН.
Корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»