Первого апреля во многих странах отмечают День смеха. В это время принято шутить и разыгрывать друзей и знакомых.
Дата связана с древними традициями. Вот что говорят разные источники: в Древнем Риме и Индии 1 апреля отмечали как день весеннего равноденствия с народными гуляниями, шутками и розыгрышами. Так люди пытались задобрить весну. Есть версия, что 1 апреля в Риме отмечали фестиваль Деметрия, в основе которого лежала легенда о похищении Аидом дочери богини Деметры.
Самая популярная теория о происхождении Дня дурака связана с реформой французского календаря XVI века. В 1582 году Франция реформировала свой календарь, перенеся начало года с конца марта на 1 января. Над теми, кто не успевал за изменениями и упорно цеплялся за старую систему, подшучивали и тайком приклеивали на спину бумажных рыбок. Жертв этой шутки называли “апрельская рыба”.
Ещё одна версия связана с Евангелием от Матфея: согласно ей, Воскресение Христово произошло в день, который соответствует сегодняшнему первому апреля. В этот день римляне распространили неправдивую информацию, что тело Христа украдено его учениками.
Празднования Дня смеха соответствуют традициям и культурным ценностям каждого народа. В Германии, например, “посылают в апрель”, то есть дают поручение, которое невозможно выполнить. В Шотландии отправляют кого-нибудь доставить запечатанное сообщение: “Не смейтесь, не улыбайтесь. Отправьте глупца ещё на одну милю”. В Индии устраивают фестиваль Холи, который считается аналогом европейского Дня смеха. А в скандинавских странах к первому апреля принято публиковать ложные новости в СМИ. В некоторых странах (например, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Австралии и Южной Африки) розыгрыши устраиваются только до полудня, а тех, кто шутит после этого времени, называют “апрельскими дураками”.
К сожалению, есть люди, которым мало одного дня в году для розыгрышей, поэтому они устраивают “День дурака” со злыми шутками в любое другое время. Жизнь полна обмана, вольного или невольного (то есть по несостыковке). Иногда он вызывает смех, а иногда больно бьёт по психике или по кошельку.
ДОГОВОР НА БЛАГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
О выключении электричества для планового ремонта на определённую дату прочитали с вечера в интернете. Утром именно в это время (9:30) его и не стало. Через пару часов для интереса набрали телефонный номер НЭСК и спросили, когда планируется возобновление подачи электроэнергии потребителям. Ответ ошарашил: авария, устраняют, заявка с вашей улицы уже есть. Это что? Оператор колл-центра не знает, что это запланированное отключение? Разные службы одного предприятия не договорились о своих действиях? И такое наблюдается сплошь и рядом… Вайфай тоже пропадает, как только выключается свет. Операторы интернет-провайдера на вопрос, в чём дело, отвечают, что это авария станционного оборудования из-за отключения электричества. То есть два госпредприятия, предоставляющие услуги интернета и электроэнергии, не могут договориться между собой?
Да, надо признать, что обман окружает нас со всех сторон, и необходимо быть постоянно начеку. Иначе обвесят, обсчитают, объегорят тут и там…
БЫТЬ НАЧЕКУ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Не раз слышала про телефонных мошенников. Даже фильм видела, как парень создал целую фирму по отъёму денег у сердобольных старушек. Сотрудники его колл-центра звонили людям, и один из них позвонил по номеру мамы начальника. Бедная бабушка не знала, чем занимается её сын, но его “деятельность” сильно ударила по её здоровью, заставив переволноваться. В итоге, когда сын узнал, по какой причине его любимая мама попала в больницу, то задумался и о других матерях… Он кардинально поменял сферу деятельности своей фирмы и понёс добро людям. Но это кино, а в реальности такое исправление – это что-то из области фан-тастики…
И вот несколько хорошо знакомых людей за небольшой период времени рассказали, как им звонили и очень похожим на кого-то из родственников голосом сквозь плач говорили, что попали в аварию, просили деньги. Когда зазвонил телефон, я подняла трубку и услышала всхлипы вместе со “знакомым” рассказом об аварии. При этом звонившая ни имени моего не назвала, ни себя никак не обозначила. Будучи психологически подготовленной, я молча пыталась понять, на кого же похож этот голос. Наступила пауза, девушка занервничала: “Алло, алло, ты меня слышишь?” После моего утвердительного ответа она спросила: “Ты, что, меня не узнала?” Я ответила: “Нет”. Она бросила трубку. А жаль… Мне даже интересно стало, что же будет дальше. Вероятно, помогло то, что предварительно дома обсуждали поведение в таких ситуациях, учили друг друга, что обязательно надо самому перезвонить тому человеку, от имени которого, возможно, будут просить деньги.
НОВОГОДНИЙ “ПЕРВОАПРЕЛЬ”
Мошенники обычно хорошие психологи и знают, в какой период легче всего обмануть. Предпраздничный полный хлопот период – самое то. В декабре Махабат заходила на сайты для фрилансеров в поисках удалённой работы. За два дня до Нового года на её электронную почту пришло письмо от посредника с инструкцией о порядке взаимовыгодного сотрудничества. Но среди предновогодних хлопот уже было не до этого – отложила на первые числа января. И вот второго числа, освободившись, спокойно села просмотреть почту. Писем с этого адреса было несколько. С 26 по 30 декабря каждый день по одному. В первом простое введение с описанием возможных прибылей.
“Все гарантии Вам будут предоставлены, об этом не беспокойтесь. Данное предложение и договор (как и его юридическая сила) будут актуальны до конца следующих суток, игнорирование данного сообщения в указанные сроки будет приравниваться к отказу на данную должность”.
В конце указан юридический и фактический адрес. Причём они совершенно разные!
В следующем письме информация о гарантиях выплаты гонорара. Ну и совет поторопиться с переводом денег, ведь желающих много!
“Далее, что касается гарантии выплаты вам гонорара. Пepeд oтcылкoй вceгo зaдaния c вашeй cтopoны дoлжнa пocтyпить чacть выпoлнeннoй paбoты – нe мeнee 1/3 чacти. Пocлe пpoвepки её кoppeктopaми мы вам производим oплaту за всё задание, и тoлькo пocлe этoгo вы выcылaeтe зaдaниe цeликoм. Дополнительно мы заключаем договор, который заверяется подписью директора и печатью организации. Bыплaту гонopapa мы пpoизвoдим любым yдoбным для вac cпocoбoм: нa пoчтoвый aдpec, нa бaнкoвcкyю кapтy или чepeз элeктpoнныe cиcтeмы плaтeжeй.”
“АНКЕТУ НУЖНО ЗАПОЛНИТЬ СРАЗУ, НЕ ПОТОМ, НЕ ЧЕРЕЗ “КОГДА ЗАХОЧУ”, ПРОЧИТАЛИ И ОТПРАВИЛИ АНКЕТУ. НАБОР УЖЕ ЗАКОНЧЕН, ИДЁТ УЖЕ РЕГИСТРАЦИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ”.
Девушка не отвечала на первые два письма, но в третьем ей сообщили, что она уже зарегистрирована в качестве удалённого сотрудника. А как же угрозы: “не успеете”, “набор закончен”?
Далее объяснение что такое СМО и почему она необходима.
“Если работа не будет выполнена, то мы выплачиваем огромные штрафы заказчику, которого можем потерять, сканы адресуем другому и время обработки увеличивается. Даже с договором мы не имеем прав предъявить сотруднику претензии при первой отправке задания и взыскать штраф с заработной платы, потому что работа ещё не выполнена и денежные средства не начислены. Сотрудник имеет больше прав и может предъявить все необходимые претензии, если условия будут нарушены. С юридической стороны договор является “железной” гарантией именно для сотрудника. Чтобы обезопасить организацию от недобросовестных лиц, введена сумма материальной ответственности (СМО)”.
И далее как по маслу: “…Размер суммы материальной ответственности указан под заданием (является обеспечением за предоставленный материал) и впоследствии возвращается вместе с первым гонораром. СМО является страховкой на случай неисполнения вообще или неисполнения заказа в срок.
Внести СМО можно на нашу корпоративную карту: хххх хххх хххх хххх (имя получателя не отобразится, так как карта корпоративная).
Обратите внимание: примечание перевода, комментарии перевода, сообщение к переводу – должны быть пустыми! Заполнять строго запрещено! Напоминаем также, что завтра последний день для выполнения всех инструкций для получения заданий”.
Так ещё и мёдом намазать не забыли:
“У нас есть система поощрения. Один раз в год в 20-х числах декабря мы подводим итоги сотрудничества и дарим новогодние подарки. Это могут быть сертификаты на посещение концертов в Москве, ресторанов для встречи Нового года, скидки на приобретение бытовой техники в крупнейших сетевых магазинах (скидки могут быть до 40%). Самый главный и приятный подарок для нашего лучшего сотрудника – путешествие всей семьёй на семь дней в экзотические страны (ОАЭ, Таиланд, Вьетнам, Индия, Мальдивы)”.
Просто мечта, а не работа!
И вот 30 декабря пришло письмо с извинениями: якобы произошёл сбой в работе сервера. Но есть выход: пришлите ещё раз ту же сумму на тот же счёт, а потом вместе с гонораром за выполненную работу она к вам вернётся.
“Уведомляем, что для получения заданий, необходимо было отправить номер задания и оплатить СМО за выбранное задание.
ВНИМАНИЕ: для обновления информации необходимо повторно оплатить СМО за задание, так как мы не видим перевод в системе из-за сбоя API в платёжной системе (провайдер обновил протокол API, а нас не предупредил, и мы не можем проверить переводы, которые были до 30 декабря (именно до 08:00 МСК) по старому API протоколу). В настоящее время система перепроверена и исправна, задания успешно формируются после перевода в автоматическом режиме. В качестве компенсации: сумму заработной платы (гонорара) за ваше первое задание мы увеличиваем на 70%.
ВАЖНО: второй перевод должен иметь дату от 30 декабря и время операции после 08:00 МСК. Ваш второй перевод будет отозван и вернётся вам в течение суток. Чтобы мы могли увидеть первый перевод, нужно повторить его, тогда данные в ячейке базы данных MySQL обновятся, и мы увидим все ваши переводы и сможем вам отправить задания. Просим прощения за доставленные неудобства.
Обратите также внимание на то, что задания мы отправляем строго завтра до конца суток – отсчёт работы в днях пойдёт с 10 января, и вы самостоятельно решите, как потратить эти дни (отдохнуть или выполнить задание). Мы прекрасно понимаем, насколько эти дни важны для многих и как долго их ждали. Пользуясь случаем, поздравляем вас с наступающим Новым годом и желаем счастья в новом году! Пусть будет мирное небо над головой и здоровье у вас и ваших близких!”
Я представила людей-адресатов, которые тоже получили эти письма и читали их в период праздников. Кто-то был в возбуждённом состоянии, в приподнятом настроении, торопился, а может, даже успел выпить шампанского и не нашёл время задуматься, как следовать указаниям из очередного письма. А уж если отправил раз, значит, после ошибки на сервере, скорее всего, отправил и второй раз, чтобы “не потерять свои деньги”. Что было дальше, остаётся только гадать…
Майя НАБУР.