В Национальном музее изобразительного искусства открылась персональная экспозиция известного живописца, выпускника Национальной академии художеств Чингиза Ормонбекова, которую автор назвал «Мелодии жизни».
На ней представлено свыше 60 живописных работ, но большинство из них посвящено популярному жанру натюрморта. Именно через предметы, составляющие авторские композиции, Ч. Ормонбеков реалистично и самобытно изображает быт, культуру и традиции родного народа. Его натюрморты исполнены исключительно в восточном стиле.
Восточный натюрморт в ряду своих жанровых сородичей стоит неким особняком. Зрители легко узнают его по композиции и по цветовой гамме. Ткань выступает здесь в роли драпировки, с её блеском перекликаются краски сочных фруктов и изделий из серебра. Чаще всего при разговоре о восточной живописи представляется натюрморт с кувшином или кальяном. А на других картинах можно увидеть кинжалы ручной работы, дорогие меха и драгоценные камни, оправленные в серебро. Искусство Востока правдиво повествует о быте, культуре народа. Наряду с роскошными можно встретить и простую композицию, на которой изображена, например, потемневшая от времени посуда, гранат, лимон или орех.
Тут не увидишь роскоши, но даже старая латунная или лужённая медная чашка, украшенная гравировкой, говорит о высоком художественном мастерстве народа и его врождённом чувстве гармонии. В восточном изоискусстве никогда не увидишь фигуры животных или людей. Ислам запрещает изображение живого существа, это харам (грех). Поэтому, наверное, так хорошо развита у мастеров кисти способность видеть гармонию в линиях, повторяющемся орнаменте, форме предмета. Натюрморт с кувшином, к примеру, сочетает в себе его главные, изящные линии, ювелирно прорисованную гравировку и скрупулёзно выведенные узоры на драпировке.
Восточный натюрморт всецело пропитан символизмом. Изображённый на нём гранат говорит о плодородии, долгой жизни и крепком браке. Виноград сообщает о зрелости и утолении жажды. Кувшин же напоминает саму жизнь, а полная она или пустая, зависит от восприятия того, кто смотрит на натюрморт. Ткани же своей игрой светотени и складками мудро напоминают о том, что дорога никогда не будет ровной, если ты своими руками не выгладишь её до безупречности.
Натюрморты Чингиза Ормонбекова узнаваемы по композиции и цветовой гамме («Восточные кувшины», «Драгоценности Востока», «Старый самовар», «В юрте», «Восточный натюрморт», «Зимнее окно», «Богатый натюрморт», «Курут», «Цветы в керамической вазе», «Реликвия», «Натюрморт со светильниками», «Горная мальва»). Натюрморты с кувшинами, предметами народного быта, сочными фруктами часто встречаются среди его композиций. Художник тщательно улавливает каждую деталь и в то же время не теряет целостности изображения.
Он тонко чувствует гармонию в линиях и сочетание цветовой гаммы. Взять хотя бы натюрморт с восточными кувшинами, который сочетает в себе главные изящные линии, ювелирно переданную гравировку и удивительно точно выведенные узоры. При этом присутствие человека чувствуется в каждой композиции автора, хотя сами люди на картине не изображены. Это потому, что Ормонбеков создаёт талантливые живописные картины, отличающиеся удивительной жизненностью и оптимистичным звучанием. Благодаря его картинам каждый зритель имеет возможность убедиться, что натюрморт — это не неодушевленный предмет, а подлинная картина, написанная художником с теплотой, нежной мягкостью и трепетностью чувств и получающая ощутимую обратную связь от зрителя.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»