Прошла информация, что неделю назад подготовлен законопроект о СМИ. И вот уже официально объявлено о прошедшем в Министерстве культуры и информации совещании – этакой презентации документа. Который, пройдя общественные слушания, направят на рассмотрение в Жогорку Кенеш.
НИЖЕ НЕКУДА
Казалось, что этот законопроект повторит судьбу другого важного свода статей, принятого в марте этого года, – Закона “Об НКО”. Так сказать, будут подвергнуты чистке пункты, позволяющие держаться в стране свободе слова и праву на высказывание. Ну то есть нас, медиа, попытаются поставить в стойло. И буквально до конца прошлого месяца к этому всё и шло. Достаточно вспомнить обширную статью в АКИ-пресс Мурата Укушева, начальника управления обеспечения администрации Президента, с вызывающим названием “Какое государство мы строим: стоит ли продолжать гонку за европейским демократическим счастьем?”. Статью, посыл которой состоит примерно в следующем: на какие предыдущие идеи наплевать и забыть и с чего начать по новой. Не человеку, не семье и даже не организации, а всему государству в целом. Потому что “существовало иллюзорное общественное ожидание – демократию мы воспринимали как форму быстрого роста благосостояния людей и экономического развития страны. Между тем совсем скоро выяснилось, что те формы и методы устройства политической и социально-экономической сферы жизни общества из опыта западных демократий, которые нам навязали и недостаточно критично нами воспринятые, в Кыргызстане не работают или работают не так, как там. Кыргызское общество сегодня ощущает себя в тупике. И в который раз перед обществом и государственными институтами стоит задача исторического выбора: что делать и как двигаться вперёд”.
В 2023-м власти Кыргызстана обещали выдающиеся результаты в развитии страны. Уже к концу декабря они отчитывались о позитивных достижениях. Одно из информагентств проинформировало, как развитие Кыргызстана оценивают международные организации и эксперты.
В 2023 году Кыргызстан занял 122-ю строчку из 180 в Индексе стран мира по уровню свободы средств массовой информации, который подготовила международная организация “Репортёры без границ”.
Интересно, что на 121-й позиции Тунис, а на 123-й – Нигерия. Первое место в индексе занимает Норвегия, второе – Ирландия, а третье – Дания. Хуже всех в мире дела со свободой СМИ обстоят во Вьетнаме (178-е место), Китае (179-е место) и Северной Корее (180-е место). При этом в 2022-м Кыргызстан занимал 72-е место в индексе, то есть страна рухнула на 50 позиций за один год, что стало предметом обсуждений во всём мире.
“Репортёры без границ” отмечали, что чиновники пытались усилить цензуру и обнародовать законы, ограничивающие свободу прессы. В частности, Президент Садыр Жапаров в 2021 году подписал закон об ограничении распространения так называемой ложной информации, которая нарушает Конституцию, международные договоры и ограничивает свободу прессы.
ПОДПИСАННОМУ ВЕРИТЬ
Второго апреля этого года Президент Садыр Жапаров написал в “Фейсбуке”: “НПО, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались, никому не отчитывались. Они открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их по своему усмотрению, в том числе в личных целях. Отныне они, как и все, будут регистрироваться в Минюсте, открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто. Не будет бардака, как прежде. Они распространяют ложную информацию, говоря, “нас будут преследовать, задерживать как агентов иностранного государства”. И доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон. Вы 30 лет работаете с иностранными донорами, и вас никто не преследовал за то, что вы брали какие-то суммы. Сейчас, что ли, начнём это делать? Я гарантирую: никаких преследований не будет. Мы не ядерная страна. Мы пока не собираемся лететь в космос. У государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках. Если можете, получайте не миллионы, а миллиарды. Это пойдёт только на пользу нашей стране. Мы просто хотим, чтобы все работали на равных условиях. Тогда и иностранные доноры смогут видеть, какая сумма и на какие проекты была использована. И они не будут обмануты”.
Ему вторит зампред Кабмина Эдиль Байсалов, встретившийся 27 апреля этого года с представителями более 50 неправительственных и некоммерческих организаций страны: “Кыргызстан высоко ценит значительный вклад НКО и НПО, который содействует развитию демократических институтов и гражданского общества в нашей стране. Разрабатываемые в настоящее время Министерством юстиции положения направлены на обеспечение прав и свобод граждан и их объединений, некоммерческих организаций, активное участие в общественной жизни.
Самое главное, что все права и свободы, возможности открытого участия в политической деятельности сохраняются. Об этом несколько раз говорил и глава государства. Единственное, что требуется, – это зарегистрироваться и состоять в реестре. Это норма, распространённая в мире. Никаких преследований, ограничений деятельности не будет. Мы заинтересованы в вашей успешной работе во благо нашей республики”.
И, казалось бы, тема закрыта: этот закон об НКО вызвал неприятие у международных организаций, а Фонд “Сорос – Кыргызстан” прервал проект. Тем не менее власть страны попыталась смикшировать остроту вопроса. Но какие-то будто заданные круглые столы, посиделки, обмены мнениями продолжали место быть. Приведём некоторые из высказываний уже полтора месяца спустя после принятия закона:
– Многие проекты, реализуемые через НПО в Кыргызстане, нацелены, по сути, на разрушение государственной независимости стран Центральной Азии. Нужно понимать, что международные институты, западные фонды не занимаются благотворительностью. Все их финансовые вливания идут только на решение собственных задач.
– Навязывание демократии проявляется в том числе в создании сети “независимых” СМИ, спонсируемых западными организациями. Но как можно их назвать свободными, если они все как один выполняют заданную своими донорами повестку?
– Против нашего государства используются различные виды разведывательных мероприятий, в том числе через НПО. Во-первых, эти организации нередко занимаются сбором и передачей информации своим зарубежным кураторам. Но самое главное – они ведут идеологическую обработку населения, насаждая чуждые нам ценности.
– Они (НПО – Г. К.) подталкивают руководство страны к сближению с Евроатлантическим блоком в ущерб национальным интересам и отношениям со стратегическими партнёрами нашей страны. При этом в качестве предмета торга используют тему официального (русского) языка и членства нашей республики в ЕАЭС.
– Посмотрите, как западные страны, особенно Великобритания и США, обхаживают бывшую Среднюю Азию, пытаясь полностью оторвать её от России. Причина в том, что им нужно жизненное пространство, в первую очередь ресурсы, которых на Западе становится всё меньше…
После такой риторики, вытащенной из идеологических загашников времён холодной войны, будто отодвигаешься на задворки современного мира. Словно ищешь врагов (и, кстати, тщетно) ради оспаривания новых реалий, будь это Запад или Восток, хоть один блок, хоть другой, неважно.
Важно, что это произносилось именно перед согласованием рабочей группой текста нового закона о СМИ. И думалось: хана нам, братцы, будем ходить по струнке, как это прежде и намечалось. И какой неожиданный поворот, ну просто праздник души, именины сердца! Виданное ли дело, когда все 15 членов рабочей группы – общественные деятели, журналисты, юристы – оказались солидарны в отношении ну почти всех формулировок документа. Мы не знаем, может, что-то из рождённого будет в парламенте изменено, но сам посыл вызывает позитив и надежду, что с демократией у нас не всё потеряно.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
Седьмого марта Президент Садыр Жапаров провёл встречу с представителями СМИ, после которой с учётом их предложений поручил доработать законо-проект. На этот раз создать рабочую группу и подготовить законопроект поручили Министерству культуры, информации, спорта и молодёжной политики.
Встречу, состоявшуюся в закрытом формате, по инициативе ряда руководителей провели для обсуждения наиболее актуальных тем. На ней присутствовали более 40 представителей различных секторов медиа, включая печатные издания, телеканалы, информационные агентства и новостные порталы.
Беседа между Президентом и руководителями СМИ продолжалась более двух часов. Рассмотрены различные аспекты важных для общества и непосредственно для сферы медиа вопросов.
“Президент Садыр Жапаров отметил, что руководство страны готово продолжать конструктивный диалог с представителями СМИ для обеспечения открытой и прозрачной информационной политики в Кыргызстане”, – отметили в пресс-службе Президента. А 13 марта пресс-секретарь Жапарова Аскат Алагозов сообщил, что по поручению главы государства законопроект о средствах массовой информации, который был принят в первом чтении на парламентском комитете, отозван.
После отзыва законопроекта возник вопрос, исключит ли новая рабочая группа из документа вышеуказанные риски.
Депутат Жогорку Кенеша Жанар Акаев, член рабочей группы, заверил, что на этот раз будут учтены поступившие предложения:
“После встречи с журналистами Президент сказал, что предложения по этому законопроекту будут учтены. Мы в это верим. Раз специально создаётся новая рабочая группа, я думаю, что содержащиеся в проекте барьеры будут сняты. Если же эти опасные статьи останутся в проекте закона, то в парламенте мы постараемся не принимать их. Нужно, чтобы законопроект рассматривался только после того, как журналисты и гражданское общество согласятся, что могут работать по этому закону”.
Новый закон о СМИ не требует обязательной регистрации изданий. Об этом во время презентации доработанного проекта сообщил замглавы Минкультуры Чынгыз Эсенгул уулу. Он отметил, что, в отличие от предыдущих версий законопроекта, где требовалась обязательная регистрация всех СМИ, включая различные сайты, новая предлагает добровольную регистрацию для сетевых (интернет) изданий, аудио-, видео- и кинохроникальных программ.
“Это изменение признаёт разнообразие медиаформатов и позволяет избежать лишнего регулирования новых медиа, предоставляя им возможность самостоятельно решать, регистрироваться ли в качестве СМИ”, – заметили разработчики документа.
Законопроект должен пройти общественное обсуждение, и его инициатором, вероятно, станет Президент или Кабмин. Члены рабочей группы ожидают, что текст документа останется неизменным на момент его вынесения на общественное обсуждение и сохранит основные принципы, заложенные в шестой версии проекта закона о СМИ, на момент его регистрации в Жогорку Кенеше.
“Основанием для прекращения деятельности СМИ могут быть нарушения закона более двух раз в течение года. Мы хотели бы, чтобы эту норму убрали”, – сказала основатель Kaktus.media Дина Маслова, презентуя доработанный шестой вариант законопроекта о СМИ. Она отметила, что за год могут возникнуть претензии к редакциям по надуманным обстоятельствам. “Работа группы была компромиссной. В итоге этот пункт почему-то остался”, – добавила она.
В проекте говорится, что суд может прекратить деятельность СМИ.
Новый закон о СМИ может охватить и деятельность блогеров. Об этом на презентации законо-проекта сообщил замминистра культуры Чынгыз Эсенгул уулу:
“В доработанном, шестом, проекте закона термин “блогер” не упоминается и их деятельность в Кыргызстане не регулируется специальными нормативными актами, так как в действующем законодательстве отсутствует определение этого понятия. Однако в законопроекте присутствует определение “журналист”, которое может охватить блогеров, занимающихся сбором, анализом и распространением информации, что предполагает применение к ним прав и обязанностей, предусмотренных для журналистов. Принятие закона о блогерах и определение их ответственности необходимы для страны. Мы далеки от того, что сегодня или завтра разработаем законопроект о блогерах. Но в будущем мы должны к этому прийти”.
Члены рабочей группы просят сохранить нововведения, которые внесены в шестой вариант законопроекта о СМИ. По словам юриста Таттыбубу Эргешбаевой, в документе 10-12 основных новелл:
“Они улучшают медиапространство. Если документ вынесут на общественное обсуждение в этой версии, сохранив основные концептуальные нормы, то мы сможем отстоять его в парламенте. Естественно, у него есть свои погрешности и пробелы. Это не то, что хотел в идеале принять медиасектор. Но в доработанном проекте есть баланс”.
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
С этим законом о медиа – так случилось, что власть прислушалась к обществу, а не пошла на поводу, скажем так, внешних и внутренних советчиков, ратующих за ужесточение контроля над СМИ. То есть если и были советчики (внешние и внутренние), то с обратным, позитивным, знаком.
Вроде ничего не предвещало такого расклада по закону о СМИ, который мурыжат пару лет кряду. И который уже (не шестой, нынешний, вариант, а пятый) успели принять слуги народа в первом и, кажется, втором чтениях.
Какие же доводы на той закрытой встрече с Президентом привели руководители масс-медиа, какие аргументы высказали, что Садыр Жапаров согласился с подготовкой шестого (и последнего?) варианта? Да, кажется, он уже был готов к такому повороту и просто услышал журналистов и согласился с ними. Так бы всегда и во всём.
Геннадий КУЗЬМИН.
заместитель редактора газеты “Слово Кыргызстана”