Для продовольственной безопасности и бесперебойного обеспечения населения страны мукой и кормами для животноводства по доступным ценам подписано соглашение на 2024 год между Министерством экономики и коммерции, Министерством сельского хозяйства, Службой антимонопольного регулирования и предприятиями мукомольной отрасли.
Одним из пунктов предусматривается отпускать муку пшеничную первого сорта по минимальным наценкам, не превышающим 10% рентабельности, в зависимости от изменения конъюнктуры рынка пшеницы. Действие соглашения — до 31 декабря 2024 года.
Территориальными подразделениями Службы антимонопольного регулирования еженедельно проводятся мониторинги цен. Они показывают стабильную ценовую ситуацию. Так, в среднем по стране цена на муку первого сорта по состоянию на 7 мая — 36 сом/кг. Запасы муки на 10 мая 2024 года, по информации ОМСУ, составляют 19755,3 тонны.
На товарном рынке сахара-песка наблюдается насыщение продукции как отечественного, так и импортного производства. По результатам мониторинга установлено, что розничные цены на сахар в разных регионах колеблются от 77 до 90 сомов за кг. По состоянию на 7 мая т.г. в среднем по республике цена составила 80,25 сом/кг.
По-прежнему действует подписанное в 2023 году соглашение о сотрудничестве между Службой антимонопольного регулирования, ОАО «Каинды-Кант», ОАО «Кошой» и отдельными торговыми сетями, в котором предусмотрено, что в торговых сетях сахар можно купить по льготной цене для населения (72-73 сом/кг с ограничением в
1 кг в одни руки в сутки при наличии бонусной карты). Запасы сахара на 10 мая 2024 года составляет 128965,85 тонны. Потребность же населения на год — 145,7 тыс. тонн. Во избежание ажиотажа рыночных цен, а также учитывая временные запреты на вывоз (экспорт) тростникового или свекловичного сахара из России и Казахстана, Министерством сельского хозяйства предлагается установить временный запрет на вывоз до нового урожая (внесён проект решения Кабмина). Запрет на вывоз сахара не распространяется на страны ЕАЭС. Собственное производство сахара в Кыргызстане покрывает до 60% потребностей населения.
На рынке ГСМ функционируют 5-6 крупных игроков, имеющих сети АЗС по всей республике. Игроки обеспечивают 95% потребности рынка. Остальные 5% обеспечиваются за счёт внутреннего производства. Ценовая ситуация показывает незначительный рост цен. Импорт ГСМ идёт из Российской Федерации.
Одной из основных причин роста цен на бензин внутри республики служит тот факт, что из-за участившихся атак дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы экспортные цены пошли вверх. Остановка заводов также приводит к уменьшению объёма предложения топлива на рынке, соответственно цена растёт.
Министерство проводит соответствующую работу по сдерживанию роста цен. Так, заключено соглашение о сотрудничестве между Службой антимонопольного регулирования и Ассоциацией нефтетрейдеров.
Нефтетрейдеры Кыргызстана, проявив социальную ответственность, учитывая интересы населения, для стабильного обеспечения ГСМ по справедливым ценам, а также во избежание их необоснованного роста обязались: обеспечить ценовую и физическую доступность нефтепродуктов для населения, с учётом внешних факторов и своей внутренней политики, которая должна соответствовать требованиям антимонопольного законодательства; не допускать ущемления интересов потребителей при реализации нефтепродуктов; обеспечить необходимые запасы нефтепродуктов и не допускать их дефицита на внутреннем рынке.
Годовая потребность в нефтепродуктах в стране — около 1,4 млн тонн. Среднесуточное потребление: бензина — 1781 тонна, дизельного топлива 1507 тонн (всего 3288 тонн).