Два взаимоисключающих сообщения поступило на этой неделе от Минсельхоза. Принято решение о выделении миллиарда сомов на развитие «органического земледелия» и о необходимости возведения завода по производству минеральных удобрений. Теперь стало вообще непонятно, по какой дороге двигать нашу многострадальную аграрную отрасль.
Любят наши ответственные господа пиариться. На всех зарубежных аграрных выставках-ярмарках они ничтоже сумняшеся заявляют об интенсивном переводе сельского хозяйства на зелёные рельсы. Правда, чиновники умалчивают, что урожай экологически чистой продукции в стране ничтожно мал: всего лишь один процент от общего объёма. Но это, по их мнению, мелочи, о которых даже не нужно и вспоминать. Не говорят отечественные специалисты и о повсеместной деградации почвы. Из-за неумелого применения химических удобрений более 60 процентов пашни по существу уже не так щедры на урожай. Матушка-земля не в меру засолена, заболочена, процент гумуса в ней далёк от нормы: вместо 3,5 процента максимум 1,5.
Некоторые независимые специалисты-аграрники утверждают, что если дело и дальше так пойдёт, то почва Кыргызстана станет бесплодной, будет мало чем отличаться от пустыни Сахара.
Здесь нелишне будет напомнить сторонникам применения химии, что в развитых странах снимают по 10-15 процентов экологически чистого урожая. И никто из тамошних аграриев особо не кичится этими достижениями.
В Кыргызстане низкие показатели по сбору урожаев, получение ничтожных привесов и надоев объяcняются не только безграмотностью фермеров, но в первую очередь безмерным использованием химии на полях. Истощённая пашня не в силах одаривать нас богатыми урожаями не только пшеницы, но даже кормовых культур.
Среди сотрудников Минсельхоза также нет единого мнения о том, какие удобрения использовать: минеральные или органические. Одни выступают при возделывании пшеницы, ячменя и других зерновых культур за применение селитры. И только на плантациях овощей можно, по их мнению, использовать органические удобрения.
Есть, конечно, в аграрном штабе республики и альтернативные мнения, но голос оппонентов в этом ведомстве почти не слышен. Да и высказывают сторонники зелёной экономики свои суждения, как правило, в кулуарах. Не приветствуется голос разума в больших кабинетах.
А новое сообщение о намерении властей построить завод по производству минеральных удобрений вообще ввело многих тружеников сельского хозяйства в шоковое состояние. Они утверждают, что если завод будет построен и кыргызстанские фермеры начнут ещё больше применять химию, то страну ждёт настоящая экологическая катастрофа. Они утверждают, что мы своими силами отравим не только землю, но и воду.
Дожди, поливная влага вымоют из почвы остатки минеральных удобрений. Кстати, 60 процентов химии в почве не растворяется — есть у неё такая особенность.
Десять лет назад в стране уже собирались строить завод по производству минеральных удобрений. Но тогда от смертельно опасного производства отказались. Голос разума восторжествовал. И сегодня
ветры бесхозяйственности вновь задули над нашими чиновниками.
Да, минеральные удобрения дорогие, цена на них с каждым годом повышается, но вместо того, чтобы форсировать собственное производство органических удобрений, чиновники хотят поступить с точностью до наоборот. Что в результате мы будем иметь? Урожаи основных зерновых культур повысятся на 15-20 процентов. Да, в принципе мы сможем решить проблему нехватки продовольственного зерна. Но, с другой стороны, в стране возрастёт число людей с аллергическими, лёгочными, кожными заболеваниями. А кто-нибудь подсчитывал, во сколько потом обойдётся их лечение? Что самое страшное, по словам медиков, болеть в основном будут дети. А может, научимся охранять здоровье кыргызстанцев на деле, а не на словах?
Разговоры о внедрении зелёной экономики в стране ведутся лет десять, если не больше. Что самое ужасное, государство лишь делает вид, что собирается внедрить органическое земледелие, а на самом деле от химии стараются спасти людей общественные организации.
И вот тому примеры. Так, ещё в 2014 году была создана Федерация органического движения BIO-KG.
Руководит ею бывший министр сельского хозяйства Искендербек Айдаралиев. Как он однажды признался нашему корреспонденту, мысли о том, что аграрную отрасль страны нужно поворачивать в сторону зелёной экономики, стали посещать его в то время, когда он занимал высокий пост. Но единомышленников Айдаралиев тогда не нашёл, а вот после отставки стал заниматься этим вопросом серьёзно и основательно.
Что удалось сделать федерации? В некоторых регионах страны были созданы 10 так называемых органических аймаков. В этих объединениях фермеры выращивают сельхозпродукцию без какой-либо химии, потом вместе её продают. Опыт аймаков достоин распространения, но последователей у «органических» фермеров почему-то нет. Наверно, не все земледельцы прониклись идеей выращивать экологически чистую продукцию, привыкли действовать по старинке, вот и поливают несчастную пашню селитрой.
Установки по термической обработке биологических отходов животноводства уже давно изобрёл местный кулибин Алексей Веденев. В трёх-пятитонные цистерны загружается навоз, обрабатывается при высокой температуре, а потом выливается на поля. Эффект потрясающий. Урожай тех же зерновых культур повышается на 30-40 процентов. Да, это оборудование дорогое, не всем фермерам по карману, но что мешает сельчанам объединить усилия и сброситься на эти биогазовые установки Веденева? Наверно, реализации этих проектов мешают инертность мышления, желание экономить деньги там, где не нужно.
Но есть и положительные примеры. Не все крестьяне страдают скупердяйством и косностью мышления. Например, в селе Новопокровка Иссык-Атинского района фермер Владимир Новиков давно приобрёл биогазовую установку Алексея Веденева. И теперь, по словам свободного сельского предпринимателя, урожаи ячменя у него выросли в два раза. Раньше он получал с гектара 20 центнеров этой культуры, а сейчас 40. Кроме того, биогазовая установка вырабатывает электроэнергию. Теперь Новиков не зависит от местных электросетей — постоянно отапливает и освещает свой дом. На всё электроэнергии хватает.
В стране действуют несколько общественных организаций, которые приобретают за рубежом экологически чистые семена овощей. Они раздают посадочный материал фермерам, но с условием, что часть семян осенью раздадут другим крестьянам. Проекты успешно работают. Например, в Иссык-Атинском районе овощеводы
нескольких сёл выращивают экологически чистые томаты, а потом продают их на местном рынке.
Покупателей у крестьян предостаточно, людей даже не смущает тот факт, что экологически чистая продукция, как правило, на 20-30 процентов дороже. Здоровье важнее!
Приходилось сворачивать на огонёк к хозяевам крупных животноводческих комплексов, в которых также работают биогазовые установки Алексея Веденева. Изобретатель даже утверждает, что подобные
10-тонные установки, работающие на отходах продуктов питания, способны поставлять газ в жилые массивы.
Составить бы государственную программу по производству подобных установок, но у государства на это не хватает средств, а может быть, и желания.
Да, правительство намерено на развитие зелёной экономики выделить миллиард сомов. Вернее, на создание зелёных кластеров. Кластеры, напомним, — это производственные объединения, в которых на общий результат трудятся крестьяне, переработчики и реализаторы готовой продукции.
Но кластеры создать сложно. Доподлинно неизвестно, заработали ли молочные, мясные кластеры.
Руководство Минсельхоза пока ни словом не обмолвилось об этом. Есть подозрение, что подобные производственные структуры так и не будут созданы. Крестьяне не хотят объединяться ни в какие союзы, у них свои головы на плечах. А вот известный экономист и общественный деятель республики Султан Сарыгулов давно вынашивает идею строительства завода по производству агроруд. В этих удобрениях есть глауконит, гипс, известь и много других полезных для почвы и растений веществ. Запасы сырья для агроруд в стране — огромные. Их хватит не только местным фермерам, но можно будет поставлять ценные удобрения за рубеж. Самое основное, в агрорудах — ни капли химии. Так, может, избавимся от косности мышления и начнём создавать современные и жизненно важные предприятия?
Вячеслав АНИКИН.
Корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»