Такое звание — курсант…

В последнее воскресенье ноября отметили свой профессиональный праздник работники оборонной спортивно-технической организации Кыргызстана (бывшие ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ). Менялись вывески, названия, но предназначение её оставалось неизменным: подготовка молодёжи к защите Отечества.

 

За всю историю общества из всех военных видов спорта особой популярностью у юношей и девушек пользовался авиационный. В начале апреля 1934 года во Фрунзе открыли республиканский аэроклуб. Вот что тогда писал в газете «Советская Киргизия» его политрук Семён Цуранов: «Какая прекрасная, замечательная у нас молодёжь… Настолько велики у неё тяга к небу и желание овладеть лётным искусством, что забывает об усталости и учится без отрыва от производства, сознавая, что будущая профессия лётчика всегда будет востребованной, особенно когда стране угрожает опасность…»

 

В конце 1941 года аэроклуб преобразовали в военную школу пилотов. Автор этих строк был лично знаком с ветераном Великой Отечественной войны, бывшим командиром 1-й эскадрильи школы, майором в отставке Александром Виноградовым. Он тесно сотрудничал с нашей газетой, оставаясь её постоянным автором даже после переезда в Новосибирск. Многие его материалы посвящены истокам создания военной авиации в республике, героизму и мужеству лётчиков-кыргызстанцев в годы войны. В начале её катастрофически не хватало боевых самолётов, вспоминал А. Виноградов. В ноябре 41-го во Фрунзе прибыл командующий военно-воздушными силами Среднеазиатского военного округа Н. Каманин с директивой Ставки Верховного Главнокомандования о формировании боевых авиачастей из личного состава лётной школы. За короткий срок из учебных самолётов По-2, инструкторов и курсантов укомплектовали три авиационных полка ночных бомбардировщиков. Большой вклад в их формирование и обеспечение внёс секретарь Центрального комитета Коммунистической партии республики Асанакун Рысмендиев, курировавший оборонно-массовую работу и сферу обучения населения военному делу. «Пошки», как называли лётчики крылатые машины этого типа, творили в небе чудеса. На максимально низкой высоте подбирались к переднему краю противника и, отбомбившись, делали ещё несколько заходов, поражая пехоту и огневые точки из стрелкового оружия.

 

Самолёты По-2 были незаменимы для связи с партизанскими отрядами. Обеспечивали их боеприпасами, продовольствием, медикаментами, высаживали диверсионно-разведывательные группы за линию фронта, вывозили в тыл раненых и детей с территорий, занятых фашистами. Известная в республике исследователь истории Великой Отечественной войны, директор Чон-Арыкского музея боевой славы К. Менсеитова нашла в архивах Министерства обороны СССР документы, подтверждающие участие в этих операциях лётчиков, бывших воспитанников Фрунзенского аэроклуба, павших смертью храбрых Буханбаева, Ширманова, Квасюка, Токмакова и других. Уже после войны об этом рассказывал в одной из своих книг легендарный командир партизанского отряда «Победители» Дмитрий Медведев: «…Услышав в небе гул моторов, зажигаем хворостняк на взлётно-посадочной полосе. Если во время связи по рации с бортом в ответ прозвучит приветствие: «Салам!», значит к нам прилетели киргизы, так мы называли этих отважных ребят. Помню, что они всегда привозили с собой мешок с кисломолочными шариками (курут. — Прим. автора), раздавали бойцам, уверяя, что их целительные свойства очень полезны для организма человека. В том числе помогают перенести холод и жару…»

 

Сформированные во Фрунзе полки ночных бомбардировщиков получили боевое крещение на Волховском фронте. Позже их лётные составы освоили самолёты Ил-2, Як-1 и стали штурмовиками. Храбро дрался на своём истребителе лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба младший лейтенант Касым Ормокоев. 20 августа 1942 года в сражении за Сталинград звено нашего земляка атаковали около десятка «мессершмитов».

 

Несмотря на численное превосходство противника, наши лётчики приняли бой и уничтожили семь вражеских машин. Одна из лобовых атак стала для Касыма последней… Выпускник аэроклуба Владимир Сафонов служил лётчиком-разведчиком во 2-м истребительном авиационном полку, на его счету более 90 боевых вылетов. Устанавливал скопление техники и живой силы противника, передавал координаты командованию, после чего в дело вступали тяжёлые бомбардировщики. Погиб в неравном бою в небе над Варшавой. Товарищ Сафонова по аэроклубу Исмаилбек Таранчиев при освобождении Эстонии в марте 1944 года направил свой горящий Ил в скопление вражеских танков. Не окончив аэроклуб, ушёл на фронт добровольцем Михаил Рябов. Служил механиком в полку дальней авиации. После лётного училища в Краснодаре вернулся в родную часть, был командиром звена бомбардировщиков Ил-4. Бомбил объекты и склады в глубоком тылу армии вермахта. За несколько дней до Победы попал под огонь зенитных орудий на подступах к Берлину. Получил тяжёлые ранения, но сумел дотянуть до своего аэродрома. Врачи не смогли спасти ему жизнь.

 

В начале июля 1943 года гвардии капитана А. Виноградова вызвали в штаб 665-го авиаполка, приказали вылететь со своей эскадрильей в район города Курска и в составе 2-й воздушной армии под командованием С. Красовского поддержать с воздуха контрнаступление наших войск. «В историческом танковом сражении под деревней Прохоровка, переломившем ход войны, авиация оказалась в прямом смысле на высоте, — вспоминал ветеран. — Нам сверху хорошо было видно, как героически сражались танкисты, как шли на таран, когда заканчивались боеприпасы, как давили гусеницами экипажи подбитых немецких танков и артиллерийские расчёты. Воодушевлённые мужеством наших танкистов, мы брали с них пример, делали по 10-12 заходов, нанося бомбовые удары по вражеским машинам и истребляя из пулемётов пехотные подразделения. Ложась на обратный курс, увидели за лесом ещё около тридцати немецких танков, выдвигающихся к своим на помощь. Получили приказ атаковать колонну. Отбомбились удачно, уничтожив более двух десятков машин. Остальные, возвращаясь на исходные позиции, подорвались на минном поле, установленном нашими сапёрами…»

 

За мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны семь бывших курсантов аэроклуба им. М. Фрунзе удостоены высокого звания Героя Советского Союза — М. Бабкин, М. Афанасьев, Н. Мирошниченко, Е. Мазков, Н. Рудь, И. Таранчиев и Т. Бегельдинов, дважды удостоенный этой награды. На здании бывшего строительного техникума (сейчас Бишкекский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве), где в 1941 году располагался штаб по формированию боевых авиачастей, установлена мемориальная доска. Как рассказали нам педагоги учебного заведения, с этого эпизода в его истории начинаются классные часы и уроки мужества по патриотическому воспитанию будущих защитников страны.

 

Сергей СИДОРОВ.
Фото из интернета.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *