В Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева проходит выставка«Танцы под дождём» известного художника Момунбека Акматкулова (Момунбек Астар).
В персональной экспозиции представлены различные этапы профессионального восхождения автора. Советский период его творчества можно увидеть на фотостендах, где запечатлены монументальные произведения, созданные художником с 1979 по 2010 год в Кыргызстане, Турции, Болгарии, России. В живописном разделе выставки собраны портреты, сюжетные композиции, пейзажи и натюрморты.
Самобытный автор отдаёт личное жанровое предпочтение городскому пейзажу: «Вид на телебашню», «Стамбульские будни», «Дождливый вечер в Истикляле», «Английское консульство в Стамбуле», «Городская повседневная жизнь», «Звуки города», «Трамвай», «Стамбул. Продавец кукурузы», «Шум улиц», «Болгария.
Бургаз». Ранее художник замечал, что работа над монументальными произведениями при всей увлекательности никогда не была для него самоцелью. «Работа в разных видах и жанрах помогает лучше понять себя, выявлять новые, до времени скрытые возможности. Творцу (а человек так устроен) рано или поздно приходится определять свои взаимоотношения с жизнью, создавать свой эстетический мир. Главное — не бояться рисковать, ломая привычные отработанные формы и средства выражения, и двигаться дальше в искусстве», -написал художник.
Акматкулов — участник многих международных, групповых и персональных выставок, вернисажей, что отражено в изданных им каталогах разных лет. Он выставлял свои работы в европейских странах, США, Турции. Они также находятся в частных коллекциях во многих странах планеты. Эта персональная экспозиция Момунбека Астара юбилейная. Здесь работы в станковой живописи и фотофрагменты разных монументальных произведений (мозаика, витражи, стенная роспись, изданные с 1979 по 2020 год). А также фотохроника знаменательных событий в творческой жизни самого живописца.
Сегодня он один из известнейших художников Центральной Азии. Две знаковые работы, давшие название всему вернисажу, — «Танцы под дождём и «Танец под дождём». Они ключевые в экспозиции, и как будто им предпослано классическое мудрое изречение: «Жизнь дана не для того, чтобы ждать, когда стихнет ливень, она дана для того, чтобы танцевать под дождём».
Впрочем, эти картины могли стать прекрасной иллюстрацией к музыкальному песенному хиту казахского композитора и поэта Эдуарда Бергалиева «Танец под дождём», который был фантастически популярен, его перепели многие современные исполнители: первым был казахстанский певец Болат Борипов, солист популярной группы «Мультик». В Кыргызстане наиболее ярко его исполнили Эркин Мукашев и Замир Мырза. Эта красивая композиция — песня воспоминаний и песня легенд — популярна и по сей день: сразу нахлынут тёплые и нежные воспоминания, подобные тем, что вызывают пейзажи Момунбека Астара.
Картины М. Астара связаны и с кочевой культурой, где витает дух свободы и идеалов предков, одна из тем которых — глубинное постижение внутренних взаимосвязей «человек-природа-космос», а также возвращение к наскальным рисункам культовых памятных надписей тюрков. Автор, оживляя культурную память поколений и осмысляя изначальные основы жизни, перенёс это на язык изобразительного искусства. Люди искусства испокон веков были в своём роде миссионерами, распространявшими традиции и культуру народов. Историческая земля Турции, где кыргызский художник жил и творил более 15 лет, впитала в себя многовековую культуру, несёт потенциальные силы нации, и это источник творческого вдохновения Момунбека Астара.
Полотна «Истикляль», «Париж», холсты «Красная музыка», «Синяя музыка», «Турецкий пейзаж», «Танец и верблюд» написаны автором на одном дыхании, художник смог придать им внутреннюю глубину. Это не всем дано. В 2007 году несколько месяцев он жил в США в Мемфисе и рисовал. Итог — выставка его картин в городском музее, получившая достойное признание. Мэр Мемфиса, очарованный холстами кыргызстанца, вручил ему символический золотой ключ от города и купил одну из картин. Это было признание Момунбека Астара почётным гражданином. До него такой же ключ был вручён известному киноактёру Стивену Сигалу.
В тонкой и точной живописи М. Астара отражена идея движения городов во времени — через обновление урбанистической ткани, прорастание нового сквозь старое. Эффект динамики — основа артистичных композиций, построенных на балансе чётких и размытых очертаний. Живописец талантливо лёгкой кистью передаёт архитектуру, потоки людей и машин в вибрациях воздушной среды. Едва ощущаемыми движениями кисти и благодаря искусной светотеневой режиссуре автора пронизаны и все пейзажи Астара: «Каракол», «Чон-Арык», «Каджи-Сай», «Акталинская мадонна», «Сельский мотив», «Кони», «Село Михайловское на Иссык-Куле», «В Бишкеке».
Экспозиция словно приглашает совершить живописную прогулку по самым притягательным местам отчей земли и знаковым городам мира, рассмотреть их с новых неожиданных ракурсов.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»