Самое пристальное внимание идеологам этих стран нужно обратить на религиозные процессы, межнациональные отношения и молодёжь, считают эксперты.
Сегодня нет недостатка в версиях чудовищного теракта в “Крокус Сити Холле”. Нет смысла перечислять все (будем надеяться, что проводимое сейчас российскими силовыми структурами следствие ответит если не на все, то на многие вопросы). Но можно и нужно рассмотреть одну из основных версий: это дело рук исламских экстремистов, ведь ответственность за теракт в Подмосковье взяла на себя группировка “Вилаят Хорасан” запрещенной в Казахстане международной террористической организации ИГИЛ (или ДАИШ, как её ещё называют). Опрошенные “Временем” эксперты поделились мнениями, как трагическое событие в России может отразиться на Центрально-Азиатском регионе в целом и на Казахстане в частности, какие превентивные антитеррористические меры нужно сейчас принимать.
Директор Института геополитических исследований, профессор египетского университета исламской культуры “Нур-Мубарак”, доктор исторических наук Асылбек Избаиров не исключает того, что спящие группировки “Вилаята Хорасана” есть в Казахстане и других странах Центральной Азии, потому что, отмечает он, “в зоне интересов игиловцев южные границы постсоветских стран”.
– Определённые события там, а также в Китае и России представляют особый интерес для “Вилаята”. Его активизация зависит от геополитической повестки, в частности, нестабильности на юге России в связи с расширением Китаем своей экономической деятельности в Афганистане и Пакистане, – считает профессор.
Что касается непосредственно Казахстана, то он напомнил о временах выезда довольно внушительного количества наших граждан в Сирию воевать на стороне правоверных, что, по его мнению, явно свидетельствовало о наличии в нашей стране такфирских групп, особенно в западном регионе.
Поскольку публично заявленная ИГИЛом причина организации её группировкой теракта в Подмосковье – притеснение мусульман, в данном случае в России, то эксперт вполне допускает, что ещё одной целью устрашающей акции является “сталкивание представителей разных национальностей для накручивания ситуации”.
– И если Россия сейчас возьмётся за пресечение миграционных потоков, то это может вызвать очередную волну активности этой группировки, которая сегодня действует в основном на северных границах Афганистана и юге Таджикистана, – полагает Асылбек Избаиров.
В этом контексте Казахстану, по его мнению, “необходимо умело и мягко выстраивать политику по регулированию внутренних религиозных процессов”.
– Одними запретами проблему не решить. Надо повышать авторитет традиционного ислама, проводить разъяснительную работу среди молодёжи. Для этого надо задействовать огромный потенциал муфтията, ведь он всё-таки имеет авторитет среди мусульман, – подчёркивает эксперт. – Если этого не делать, то обязательно появятся силы, которые захотят использовать религиозных людей в деструктивном русле.
– Что касается правоохранительных органов и спецслужб, то в целом они проводят неплохую работу, взаимодействуют с коллегами из других стран, эффективно обмениваются данными, – подчеркнул собеседник.
В свою очередь политолог Талгат Калиев считает, что случившееся в 2014 году резкое смещение фокуса общественного внимания на российско-украинские отношения привело к тому, что все забыли о некогда самой резонансной теме – “Исламского государства”, того самого ИГИЛа. Этому способствовали и заявления России, США и стран Евросоюза о полном и окончательном разгроме этой группировки, написал эксперт в своём Телеграм-канале.
Калиев напомнил, что в 2016 году американцам удалось уничтожить лидера ИГИЛ в Афганистане Хафиза Саида Хана, весной 2019-го был убит отвечавший за финансирование ИГИЛ в Центрально-Азиатском регионе Муфти Узбек, а 26 октября того же года американский спецназ ликвидировал верховного лидера ИГИЛ халифа аль-Багдади.
– Казалось бы, группировка полностью обезглавлена и парализована. Однако в своих последних выступлениях аль-Багдади призвал последователей рассредоточиться и сконцентрироваться на развитии региональных сетей внутри отдельно взятых государств. И, видимо, смена тактики с попытки построить глобальный Халифат на развитие региональных ячеек принесла свои результаты. С момента своего основания в 2015 году “Вилаятом Хорасаном” организовано более трёх десятков терактов в одном только Афганистане, отличавшихся большим количеством жертв. И недавний теракт в Подмосковье достаточно красноречиво демонстрирует возможности и потенциал данной организации, – считает Талгат Калиев.
По его словам, активизация “Вилаята Хорасана” совпала с отказом Саудовской Аравии от поддержки идеологии ваххабизма, что повлекло существенное сокращение донорских поступлений в пользу общин в республиках Центральной Азии. В контексте этого наряду с борьбой с “Талибаном” в среднесрочной перспективе “Вилаят Хорасан” будет концентрироваться на распространении влияния и формировании ячеек в Центральной Азии.
– И учитывая, что ВВП Казахстана превышает суммарный ВВП всех республик региона, наша страна, безусловно, будет представляться наиболее лакомым куском. Всё вышеизложенное вынуждает оценить растущий уровень религиозности молодёжи и чрезмерное культивирование нетрадиционных для региона течений под принципиально новым углом. Вполне возможно, что мы имеем дело не с традиционным салафизмом, а с более опасным и радикально настроенным джихадизмом. И в нынешней повестке этот вызов может стать ключевым для всего региона, – подчеркнул политолог.
В разговоре с корреспондентом “Времени” Талгат Калиев выразил мнение, что с точки зрения реагирования наши спецподразделения готовы. Другое дело – работать на упреждение терактов, а это очень сложно, поскольку террористы сегодня работают, используя все технологические возможности: Телеграм-канал для анонимного взаимодействия и координации действий, криптовалюту для расчётов и перемещения крупных финансовых средств.
– Но самое главное – очень сложно дерадикализировать тех, кто попал под влияние радикалов. Поэтому борьба с терроризмом должна вестись не только в реальном пространстве, это должна быть идеологическая и социальная борьба за умы и сердца людей. Любую социальную проблему – безработицу, безденежье – террористы обосновывают мнением о безбожном государстве. Они выступают против светской власти и утверждают, что в теократическом государстве не было бы коррупции, халатности, злоупотребления властью и прочих проблем, потому что все бы боялись Бога, – говорит Калиев.
По его словам, в Казахстане, как и во всей Центральной Азии, есть последователи ваххабизма, и в поисках новых источников финансирования они могут попасть под влияние приверженцев и ортодоксов “Вилаята Хорасана”.
– У них мощные медийные возможности, постоянно растёт человеческий капитал. Второе, вероятнее всего, связано с тем, что в нашем регионе есть определённая среда для таких людей.
Бороться с радикальным контентом в Сети – довольно долгий процесс. Если, к примеру, наши спецслужбы направляют обоснованную претензию в штаб-квартиру социальной сети в США, то им надо сначала перевести тот или иной контент на английский язык, провести экспертизу. Не всегда перевод бывает качественным, точным. Между тем в религиозных текстах могут быть речевые паттерны, имеющие принципиальное значение, но они могут быть упущены. При этом нередко оппоненты отказываются блокировать свой контент, так как не понимают региональной, религиозной специфики. Поэтому оптимальным было бы разместить штаб-квартиры таких соцсетей если не в каждом государстве Центральной Азии, то хотя бы в одном, и действие этой штаб-квартиры распространялось бы на весь регион. Таким образом, можно будет лучше отслеживать и регулировать соцсети, – поделился мнением Талгат Калиев.
Воин-интернационалист, генерал-майор запаса Марат Марденов в свою очередь считает, что ИГИЛ заинтересован в эскалации конфликтов по национальному признаку.
Он уверен, что в Подмосковье была классическая террористическая операция, для которой специально наняли малограмотных таджиков, чтобы начались гонения на представителей различных национальностей, чтобы разрушить межнациональные отношения, столкнуть лбами русских и, скажем так, остальных.
– После теракта в Подмосковье “Вилаят Хорасан” неспроста взял на себя ответственность, хотя, конечно, доподлинно ещё не известен организатор этого теракта. 27 марта в Твери Президент РФ Владимир Путин выразил обеспокоенность тем, что в его стране появилось движение “Россия – для русских”. Ведь последние события спровоцировали отток таджиков, узбеков и кыргызов, потому что они боятся гонений и притеснений, – обратил внимание на это обстоятельство боевой офицер.
– Они вернутся к себе на родину, а там – безработица, социальная неустроенность. Таким образом ИГИЛ хочет дестабилизировать внутриполитическую обстановку в Центральной Азии и с помощью своих ячеек прибрать к рукам регион. Ведь неспроста они декларируют, что от Испании до Индии создадут единое мусульманское государство. В этой связи государствам Центральной Азии сегодня надо укреплять межнациональное согласие. А также создавать программы для молодёжи, дать возможность учиться и зарабатывать, чтобы не допустить её отслоения от нормального общества и радикализации, – считает Марат Марденов.
Лэйла ТАСТАНОВА.
Газета “Время”, Казахстан.