ДЛЯ НЕГО “ЗИМА НЕ БУДЕТ” НИКОГДА
Пятого января не стало Арстанбека Абдылдаева (Арстана Алая), обнаруженного повешенным в лечебно-исправительной колонии № 31. Как говорит адвокат Кайсын Абакиров, “это случилось, несмотря на мои неоднократные письменные обращения к руководству СИЗО-1, чтобы обеспечили безопасность моего подзащитного. Почему, по чьёму указанию и когда его перевели в колонию № 31, нам неизвестно. Одним словом, незаконные действия правоохранительных органов, следствия, суда, Службы исполнения наказаний привели к смерти человека. Просим Генеральную прокуратуру всех виновных должностных лиц привлечь к уголовной ответственности”.
…Ещё 15 декабря ГКНБ задержал Алая и завёл уголовное дело по статье 330 “Возбуждение религиозной вражды (розни)”. Основание – в своих статьях, книгах, брошюрах Алай размещал призывы к разжиганию религиозной и межрелигиозной вражды, пропаганду идентичности граждан по признакам религиозности.
“Считает себя новым богом, спасителем, а другие религии, верования и взгляды признаёт неполноценными, недействительными заблуждениями, даёт им отрицательную оценку”. Дома у Арстанбека Абдылдаева изъяли много литературы, компьютеры, электронные носители информации. И всё – с пропагандистскими материалами.
“Арстанбек Абдылдаев покончил с собой, – заявили в Службе исполнения наказаний. – При первичном осмотре трупа телесных повреждений не обнаружено. Назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза”.
Министерство юстиции создало комиссию: “Соответствующие материалы (включая записи с видеокамер – Г. К.) изучат в рамках доследственной проверки”.
Генпрокуратура сообщила о доследственной проверке. Для установления причины смерти Алая проводятся судебно-медицинские, судебно-биологические, судебно-трассологические, судебно-психиатрические процедуры.
По первичным данным, Абдылдаев повесился в столовой в ночь с 4 на 5 января, обвязавшись шнуром от электрической плитки и полотенцем. А ранее по итогам медосмотра ему поставили предварительный диагноз: неуточнённое психотическое расстройство личности, коронарная болезнь сердца, высокая гипертония. Жаловался на боли в сердце, головные боли, шум в ушах, боли в желудке, переутомление…
Широкой публике Арстан Алай стал известен, произнеся сакраментальную фразу: “Зима не будет”. И добавил: “Вы станете смеяться, но скоро это будет подтверждаться”. Сказано это ещё в 2011 году. Нынче январь, 12 лет спустя. Уже почти полмесяца днём держится плюсовая (иногда до плюс девяти градусов) температура.
Предсказателя похоронили 7 января. На митинг-реквием пришли сотни людей.
В комиссию по расследованию смерти Алая почему-то не включили руководство Национального центра по предупреждению пыток. Между тем его директор Бакыт Рысбеков предоставил редакции “СК” некоторые данные по состоянию дел в исправительных учреждениях.
ОСУЖДЁННЫЙ – ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК
Сотрудники Национального центра по предупреждению пыток за прошлый год провели 879 превентивных посещений в места лишения и ограничения свободы. Из них 836 специальных посещений (по плану или по сигналу), 30 всесторонних посещений (посещения со всесторонним изучением и привлечением специалистов разного профиля), 13 промежуточных посещений (контрольные посещения).
Провели конфиденциальные беседы с 1265 лицами в местах лишения и ограничения свободы с заполнением специальных опросников.
По выявленным нарушениям заполнены 142 акта, направленные в органы прокуратуры, руководителям министерств и ведомств.
Всего поступило 161 заявление (в ходе посещений и по горячей линии), из них 55 на пытки, 36 на жестокое обращение, 36 по условиям содержания.
По выявленным фактам пыток заполнены 8 медицинских протоколов по принципам Стамбульского протокола с привлечением независимого медицинского эксперта.
Проведено исследование всех изоляторов временного содержания на соблюдение прав и свобод человека. По результатам составлен электронный рейтинг ИВС.
ГЕОГРАФИЯ СОДЕРЖАНИЯ
С 2022 года Национальным центром и Коалицией против пыток в Кыргызстане, при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, проведено специальное исследование условий содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. По результатам исследования сформирована электронная база данных – “Атлас условий содержания в ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”. Она позволит отслеживать динамику изменений, происходящих в каждом ИВС, а также проводить сравнительный анализ ситуации по стране в целом. За основу исследования взяты стандарты обращения с заключёнными под стражу и гарантии соблюдения их прав.
Также проведены исследования всех изоляторов временного содержания ИВС МВД, проведён анализ нормативной базы – ратифицированных международных договоров и национального законодательства. С июня по сентябрь 2022 года проведены специальные посещения 45 ИВС. Выводы сделаны неутешительные: изоляторы временного содержания не отвечают стандартам, условия содержания приравниваются к жестокому и унижающему достоинство обращению.
Например, семь изоляторов расположены (это 2022 год) в подвалах – ИВС ОВД Кара-Суйского, Сокулукского, Кызыл-Кийского, Кадамжайского, Ак-Талинского и Сузакского районов, а также ИВС ОВД Нарына. Два находятся в полуподвальных помещениях – ИВС УВД Оша и Ала-Букинского района.
По итогам исследования МВД, СИН, Госагентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Минздраву дано более пятидесяти рекомендаций. Разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства
БИТИЁ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРИЗНАНИЕ
Как и в предыдущие годы, пару лет назад абсолютное большинство (87%) обратившихся заявили о применении пыток сотрудниками органов внутренних дел. Самый распространённый метод причинения физических страданий – нанесение ударов руками, ногами и различными предметами. Каждый третий заявил о применении удушения полиэтиленовым пакетом или противогазом. Каждый восьмой сообщил о психологическом давлении, унижениях и оскорблениях. Двое пожаловались на избиения резиновой дубинкой по стопам. В качестве других методов пыток указаны: “Применяли электрошокер”, “Не давали пить и есть”, “Зимой заставляли окунаться в холодную реку”, “Передали мужчинам криминального круга, которые избили в присутствии сотрудников милиции”.
12 мая 2022 года в ходе посещения ИВС ГУВД Бишкека в одной из камер обнаружен С.М. с телесными повреждениями, рассказавший, что 5 мая 2022 года его задержали сотрудники УВД Первомайского района Бишкека. В ГОМ-5 его пытали, надевали на голову полиэтиленовый пакет, били в живот. Под пытками он подписал признательные показания в преступлении, которого не совершал.
16 июня 2022 года на “горячую линию НЦПП” поступило сообщение, что в ОВД Аламудунского района пытают задержанного А.Р. Но в тот же вечер сотрудники центра не смогли встретиться с ним, поскольку оперативники вывезли его в другое РОВД. На следующий день провели покамерный обход ИВС ОВД Московского района, где и нашли А.Р. и побеседовали с ним. Его задержали сотрудники милиции, отвезли в ОВД Аламудунского района, завели в кабинет и сразу начали бить. Обмотали кисти рук газетой и поверх неё надели наручники, били по голове книгой, надевали полиэтиленовый пакет и душили, нанося удары в область груди.
25 февраля 2022 года в 14.30 на номер “горячей линии НЦПП” поступил анонимный звонок с жалобой о неправомерных действиях сотрудников ГОМ-5 УВД Первомайского района Бишкека в отношении подозреваемого А.Ш. Сотрудники центра посетили ГОМ. А.Ш. рассказал, что 24 февраля 2022 года его задержали сотрудники милиции, отвезли в кабинет следователя, где сотрудник милиции по имени Максат и ещё трое сотрудников, имена которых он не запомнил, беспричинно стали его избивать. А.Ш. жаловался на головные боли, боли в области почек и по всему телу.
15 ноября 2022 года на номер “горячей линии НЦПП” поступило сообщение о применении жестоких пыток в отношении N. милиционерами ОВД Ноокенского района Джалал-Абадской области. В тот же день сотрудники центра отправились по указанному адресу, обнаружив N. с видимыми многочисленными телесными повреждениями. Он сообщил о жестоких пытках, в том числе изнасиловании дубинкой сотрудниками ОВД. Тут же вызвали карету скорой помощи. Но медиков не пропустили родственники потерпевшей стороны. При этом милиционеры бездействовали и косвенно препятствовали в оказании ему в медпомощи. Заместитель начальника ОВД Ноокенского района подполковник милиции Азамат Тагаев манипулировал родственниками потерпевшей стороны, настраивая их против сотрудников Национального центра. Он говорил собравшимся, что сотрудники защищают права убийцы и маньяка, и толпа начала бушевать. Поэтому правозащитники и медики вынужденно ушли, так как собравшиеся родственники потерпевшей начали проявлять агрессию.
Чудны дела твои, Господи!
Геннадий КУЗЬМИН.