Подходит к концу очередной ультиматум для жителей улицы Армейской, что вжилмассиве Верхний Токольдош. В первых числах октября мэрские власти на две недели отсрочили снос спорных построек.
СУДЕБНАЯ ИСТОРИЯ
Что требуется человеку любой национальности в любом государстве? Земля и воля. Земля, чтобы на ней обустраиваться. Воля (свобода, право), чтобы защищать своё место под солнцем.
…Этому району столицы не менее 70 лет, именно тогда здесь появились первые переселенцы (беженцы) из Китая. Поколение за поколением эту территорию обживали и не просили у города ничего лишнего, ничего, что город дать не мог. Электричество, водопровод, канализация, газификация – всё это делали сами, на свои кровные. Здесь не хуже, но и не лучше, чем во многих других кварталах с частными домостроениями. Ну… деревня подле микрорайона “Восток-5”.
В 70-х годах (при строгой советской власти) жители улицы Армейской “положили глаз” на длинную свалку через дорогу (что такое свалка, объяснять не надо). И решили эту землю расчистить, чтобы использовать под сады и огороды, следуя продовольственной программе, принятой Советами. Ну, естественно, кто-то на этих пятидесяти участках ссамовольничал, построил времянку или сарай, а кто-то даже дом. Хотя был наложен мораторий на индивидуальное строительство вплоть до 2006 года. Власть менялась с советской на светскую, с первого секретаря на президента, с горисполкома на мэрию. Но никто и не собирался по улице Армейской вместо садов-огородов и самовольных застроек возводить, допустим, многоэтажки.
Но вот в 2005 году постановлением №111 мэрии (мэр Керимкулов) 51 земельный участок в жилмассиве “Токольдош” по улице Армейской (как раз, где процветали сады и огороды) был предоставлен под строительство индивидуальных жилых домов. При этом, напомним, территория находилась в зоне сноса. Нельзя, но если очень хочется, то можно…
Пятьдесят одно заявление на земельные участки было подано общественной организацией “Ырыс алды ынтымак” (по закону подаются заявления индивидуально). Так власть вознаградила госактами на землю активных участников мартовской революции, когда во главе угла встал Бакиев. То есть те, кто уже построился, должны были всё снести и уступить место мартовским повстанцам. Потом повстанцы были апрельские, октябрьские, а Токольдош один. Токольдошцы официально затребовали в Главархитектуре документы по генеральному плану столицы. И получили ответ от тогдашнего замначальника Капарова, что “на основании генплана за 1999 год были выделены участки остронуждающимся гражданам” (?!). Отметим, в генплане застройки не предусмотрены.
Между тем незаконность керимкуловского постановления подтвердил протестом прокурор Бишкека в июле 2007 года. Это же сделал и Бишкекский городской кенеш. Мало того, решением межрайонного суда, куда обратились токольдошцы, в ноябре 2009 года постановление мэрии №111 было отменено и вынесено решение устранить допущенные нарушения прав и свобод (земли и воли) жителей улицы Армейской.
Однако по заявлению оппонентов (мартовских революционеров) дело было вновь рассмотрено межрайонным судом. И этот суд опять признал недействительным керимкуловское постановление. Более того, определением судебной коллегии по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда было оставлено в силе решение межрайсуда и признано недействительным мэрское постановление №111. То есть до той поры всё было ясно и понятно. Логично и реалистично.
Но что-то стало с судами не так уже год спустя. Оппоненты в мае 2010 года подают апелляцию в Бишкекский городской суд. И этот же суд оставил в силе… пресловутое керимкуловское постановление №111. Причём интересы жителей Токольдоша защищали городской прокурор Торомаматов и представитель Бишкекского горкенеша Чыныбаев. Против были посланцы Госрегистра, мэрии и Главархитектуры (инстанций, создавших конфликтную ситуацию).
По надзорной жалобе токольдошцев Верховный суд вынес частное определение: решить вопрос с выделением земельных участков мартовским героям в другом районе. В 2011 году мэрия принимает постановление 21 гражданину выделить участки в жилмассиве “Калыс ордо”.
Но это ещё не всё. В январе 2015 года внезапно собирается судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда и… оставляет в силе решение Бишкекского горсуда, реабилитирующее керимкуловское постановление. Причём, как рассказывают жители улицы Армейской, их даже не выслушали, а только ознакомили с постановлением. “Наша попытка обратиться к председателю ВС не удалась. Из Генпрокуратуры, куда мы подали жалобу, был ответ, что судей допрашивать прокурорские не имеют права”.
Потом были поданы иски ряду жителей улицы Армейской на снос возведённых строений.
ТОХТЫХАН С ХАРАКТЕРОМ
Под иск на снос попала и председатель квартального комитета Тохтыхан Муллахунова. Ровно через дорогу от дома их семьи за профильным забором тот самый участок из пятидесяти одного, занятый сарайчиком и огородом. На него претендует некто, вознамерившийся построить здесь капитальный дом.
– Вопрос: а в этом ли месте ему выделили по суду участок, если речь о 6,2 сотки, а у меня всего 3,8? У кого он заберёт недостающую землю? У моего соседа или у соседа моего соседа? – горячится Тохтыхан. – Получается, бездействие чиновников мэрии, решение судей, не вникающих досконально в ситуацию, привели к конфликту. Да ещё какому: с угрозами от оппонентов всё тут сжечь и разрушить. Да что там, судисполнители и бульдозеры уже появлялись у нас в начале года. В тот раз мы отстояли участки от разрушения. А в начале октября опять: судебные приставы, милиционеры с требованиями всё снести немедленно. Но мы, жители Армейской, и на этот раз предотвратили самоуправство. Возможный выход из конфликтной ситуации – это проведение топографической съёмки. Но эта процедура для всей улицы стоит миллион сомов. Кто раскошелится?
– Вы понимаете, – продолжает эмоционально Тохтыхан, – некоторые претенденты уже имеют участки в Кара-Жигаче, где были самозахваты, но те участки им оформлены и узаконены. Возникает недоумение: почему такая дискриминация? Чем мы хуже? Они берут участки по второму кругу, тогда как у нас есть живущие в одном доме по две-три семьи. Те, которые из Кара-Жигача, не осторонуждающиеся, они просто воспользовались моментом.
Действительно, помнится, департамент индивидуального жилищного строительства был открыт при Бакиеве главным образом для того, чтобы обеспечить обещанными земельными участками активных участников мартовских событий 2005 года. Тогда по телевидению, в СМИ проводилась кампания, чтобы люди создавали общественные организации, которым на пустырях, неосвоенных территориях выделялись земельные наделы.
К слову, был у меня ремонтник, который в своё время (ещё акаевское) захватил участок в Кок-Жаре, потом его продал и купил дом в районе медакадемии. Ещё сетовал, что дурак был, надо было брать два-три участка, как делали многие. Причём, заметим, всё бесплатно. Тогда тоже лейтмотивами захватов были якобы нехватка жилья и требовался хоть какой участок для крыши над головой. Теперь здесь никаких хибар нет.
Все так называемые нуждающиеся эти земли выгодно продали, и сегодня стоят сплошь дорогие особняки.
– На нашей Армейской улице на такие участки претендовало “Ырыс алды ынтымак”. От имени этой организации и были поданы заявления на наделы (данные по госактам есть в материалах межрайонного суда). Это было прямое нарушение порядка выделения земли, – продолжает излагать Тохтыхан. – Что мы просим? Приостановить иски против сноса наших строений, так как оппонентам выделены участки в “Калыс ордо”. Какой смысл сносить дома и затягивать конфликт, если устраняется его основная причина? А ещё: дайте нам возможность получить правоустанавливающие документы (красные книги) на наши жилища.
Поскольку мы жили с родителями, а сегодня у нас свои семьи, поэтому и были вынуждены строиться на своих огородах. Кроме всего прочего, построенный дом нельзя сносить, жильё неприкосновенно. Так, кажется, записано в Конституции. И не надо нам предъявлять ультиматумы. Мы и впредь всем миром будем отстаивать своё право на жильё…
НИЖНИЙ ТОКОЛЬДОШ МЕСТАМИ
НИЖЕ НЕКУДА
Этот жилмассив, как известно, севернее железной дороги и западнее микрорайона “Восток-5”. Тут похожая ситуация. Но не совсем. На их участки по 2,5-4 сотки пока никто не наезжает. Но и правоустанавливающие документы Госрегистр не выдаёт. Хотя два месяца назад собрали техпаспорта и домовые книги.
Замквартального Токтобек Жумалиев живёт здесь с 1994 года. Говорит, что у кого-то есть красная книга, у кого-то ещё нет. То ли снесут под строительство высоток, то ли не снесут… Те улицы, что ближе к проспекту Чуй, уже застраиваются новыми многоэтажками. Это как бы реновация, проводимая частными стройкомпаниями. Тем, чьё жильё сносят, предлагают квартиры или денежные компенсации.
Увы, в этом районе узкие улочки без асфальта, в основном неказистые домишки без природного газоснабжения. Но люди здесь живут, и им даже нравится: крыша над головой, свой, пусть и небольшой, участок. Да и центр города в шаговой доступности.
Но, показалось, здесь не так, что ли, слаженно всё решается, как в Верхнем Токольдоше. Вот улица тупиковая. Это не название. Просто с одной из сторон невозможно на машине проехать: если передом заехал, выехать можно только задом, потому что поперёк улицы стоит дом. И где местное самоуправление, райадминистрация? Для чего они, если не могут призвать к порядку зарвавшегося домохозяина?
– Это что, – к нам подходят Клара Кашаева и Рая Вагапова, – посмотрите на нашу свалку.
И это что-то. Вонючее и крысиное. Заваленное чем попало, поражающее взгляд и разящее нос. Оказывается, многие годы эту свалку не убирает, а множит семья Атыр Бекешевой. Она подходит, её стыдят, увещевают. Та обещает. Но, похоже, пока не вмешается что там у нас есть: саннадзор, экологическая инспекция, пожарные – толку не будет. Хотя эту свалку не минуешь и когда рядом живёшь, и когда в центр направляешься. Ау, кто-нибудь слышит?
А в общем и целом Токольдош (и Верхний, и Нижний) – это, безусловно, отживающая своё в нынешнем виде натура. Но не отжившая. Потому что замены ей нет и, сдаётся, в обозримом будущем не предвидится. Мы не Москва, где ещё недавно, до специальной военной операции в Украине, шла масштабная реновация. Мы можем только выдвинуть идею: снести дома 104-й серии в южных микрорайонах и построить на их месте элитки. Слава Богу, хоть существенно пенсии повысили.
Чего мэрия добилась, снеся в 11-м микрорайоне частные гаражи, кажется, под тысячу штук? Воочию зазиял котлован, облепленный этими гаражами. По некоторым сведениям, когда эту территорию мэрские чиновники предложили стройкомпаниям, те отказались наотрез: фундамент многоэтажек поползёт. И сейчас денно и нощно большегрузы заваливают карьер строительным мусором. Лет на …дцать работы хватит. Автолюбители же, не получив ничего взамен гаражей, ни крыши, ни денежной компенсации, очень довольны, что успели хотя бы содержимое гаражей вывезти. Тоже всё ведь было сделано по суду. Но по совести ли?
Геннадий КУЗЬМИН.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
заместитель редактора газеты “Слово Кыргызстана”