“Как в Кыргызстане решить проблему уничтожения запрещённых и устаревших пестицидов?” Под таким названием в столице прошёл круглый стол с участием сотрудников ОО “Экоис-Бишкек”, Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора, а также представителей СМИ.
Все прекрасно осведомлены о борьбе властей с захоронением урановых хвостохранилищ. Одни мы с этой бедой не могли справиться в течение 30 лет. Но братская Россия и здесь окажет нам поддержку.
Мало кто знает о складировании под землёй 5000 тонн устаревших, а потому вдвойне опасных пестицидов. В советское время колхозы-совхозы щедро снабжались необходимыми в растениеводстве химикатами.
Использовать минеральные удобрения нужно было с умом, по специальным рекомендациям специалистов, потому как за чрезмерное увлечение химикатами начальство и по шапке могло дать. Но… колхозы-совхозы давно распались, а минеральные удобрения хранятся в кое-как вырытых могильниках. И их в стране много. Экологов и учёных больше всего беспокоят три: два в Сузакском районе и один в Кочкорском. Они самые крупные, а потому очень опасные.
Фермеры наши, увы, так и не научились грамотно использовать химикаты. Некоторые сельские предприниматели весьма щедро заливают ими свои участки, а другие не в состоянии приобрести даже ведро селитры. В результате и сложился остаток в 5000 тонн.
Чем же опасны захороненные пестициды? По мнению медиков, химикаты в небольших и средних дозах вызывают отравление, в больших – смерть. И такие случаи, увы, были. Пестициды попадают в организм человека в основном через желудочно- кишечный тракт (95 процентов) с продуктами питания, через воду (4,7 процента), органы дыхания и кожу (0,3 процента). Яд находят в жировых тканях человека, молоке кормящих матерей и даже в системе кровообращения. Остатки химикатов медики обнаруживают порой даже в молоке коров.
И кто должен в таких случаях кричать: “SOS”? Конечно, местные жители. Но этого не происходит. Сельчане, конечно, что-то слышали о вредном воздействии хранящихся неподалёку от них пестицидов, но относятся к этому совершенно индеферентно. А потому местные власти не огораживают эти могильники колючей проволокой или даже маленькими заборчиками. Более того, те, кто раскапывает залежи смертельно опасных химикатов, продают потом их на рынке. А власти этого не замечают. Копатели часто и сами заболевают, но самое главное – страдают односельчане и скот. В Сузакском и Кочкорском районах отмечены случаи, когда талая вода вымывала отраву из могильников, в результате погибал скот.
Завоз химикатов строго контролируется, удобрения проходят жёсткий лабораторный анализ. Все поставщики пестицидов обязаны получать лицензии на этот вид коммерческой деятельности. А вот кто потом их реализует, большой вопрос. Короче, кто хочет, тот и реализует. Именно поэтому пестициды можно увидеть на прилавках продуктовых магазинов. Но власти и здесь бездействуют. Никто из правоохранительных служб пока не поставил мощный заслон и контрабандным поставкам химикатов. А они прибывают к нам в неограниченных объёмах.
Министерство природных ресурсов регулярно ставит перед правительством вопросы о возведении более надёжных могильников, мониторит ситуацию с действующими.
Правда, здесь проблем предостаточно. Местные органы власти не в силах с этим справиться. Правительство хочет передать опасные объекты на баланс МЧС, но пока вопрос не решается. Могильники находятся на землях сельхозназначения, поэтому эмчеэсовцы не имеют права там даже новую ямку выкопать.
При этом, например, в Европе, Китае действуют предприятия по уничтожению залежалых химикатов, у нас – нет. И неизвестно, когда они появятся. Мы остались один на один с этой проблемой.
Впрочем, не всё так плохо в плане утилизации химикатов. В частности, ОО “Экоис-Бишкек” принимает для этого решительные меры. Ещё в 2006 году наша страна подписала Стокгольмскую конвенцию по борьбе с утилизацией химикатов и стала участником проекта “Демонстрация нетермической обработки отходов”.
Дело в том, что раньше склады с пестицидами сжигали. А это приносило больше вреда, чем пользы. Теперь всё прогрессивное человечество взяло курс на нетермическую обработку химикатов. Это долгий технологический цикл, в результате которого пестициды утрачивают свои опасные свойства.
Общественники совместно с Министерством окружающей среды уже реализовали 12 проектов по очищению земель: в Балыкчи, Ат-Баши, складов в Ошской области. Но вот с самыми крупными могильниками в Сузакском и Кочкорском районах без помощи государства справиться непросто. Рано или поздно ему придётся этим заниматься.
Кстати, пришла пора очищать и действующую пашню от химикатов. Отечественные агрочиновники на всех зарубежных форумах твердят о бурном развитии у нас органического земледелия. Диву даёшься такому безудержному оптимизму. Доля выращиваемой у нас чистой органической продукции ничтожно мала: 2-3 процента. А чтобы действительно стать страной органического земледелия, сначала нужно очистить почву от химических веществ, что требует кропотливой работы. Но браться за неё нужно, разрабатывая государственные программы по очищению воздуха, земли и воды. Несмотря ни на какие затраты.
Вячеслав АНИКИН.
Фото автора.
Корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”