«У каждого века есть своё средневековье». Станислав Ежи Лец

Хорошо известно, что в западноевропейской истории средние века — время отхода от культуры, образованности, просвещения, от принципов общественной жизни, характерных для античного мира. Европейцы видели в этом как бы погружение в темноту, из которой народы Европы были выведены Возрождением, то есть возвращением к античности.

 

Остатки античной культуры разгромленных персами Афины каким-то чудом сохранились в библиотеках Александрии (Египет) и других городов мусульманского Ближнего Востока и через 10 веков возвращены в руки Европы. И сегодня «благодарные» потомки тех европейцев всячески оскорбляют ислам, издеваясь над карикатурами пророка Мухаммеда.

 

Именно это противопоставление средних веков, с одной стороны, античному миру, с другой — новому времени, как эпохам, разным по своему историческому содержанию, и составляло для человечества важнейший элемент понятия «средние века».

 

Середина XX столетия явила миру невиданные ранее примеры средневекового варварства, повседневной жестокости, воинствующего невежества, идеологической нетерпимости и мракобесия.

 

История развивается не по кругу, а по спирали. Хочется надеяться, что ХХ век останется в учебниках грядущих времён совершенно исключительным, трагическим этапом в развитии мировой цивилизации, который не будет иметь аналогов в будущем. И всё же. Многие признаки говорят о том, что, хотя до середины ХХI столетия ещё далеко, на наших глазах мир уже начинает погружаться в новое средневековье.

 

Уже возвратились не только холодная, но и горячая война в виде столкновения Западной цивилизации и России на Украине. Подумать только, почти полсотни государств Запада во главе США объединились фактически под знаменем нацизма и расизма, русофобия стала их атакующей идеологией, заменила собой антисемитизм. Возрождаются фашистские партии в странах Западной Европы и Прибалтики.

 

Свирепствует исламофобия. На глазах более двух миллиардов потрясённых мусульман Израиль устроил кровавую вакханалию похлеще Холокоста в Палестине. Это стало ответом на зверства террористов «Хамаса», но крайне непропорциональным и жестоким. Словом, при молчаливой поддержке США и Европы как бы возрождаются крестовые походы средневековья.

 

В постсоветских странах, например, в Кыргызстане, процесс возвращения средних веков происходил несколько иначе. В 90-х годах либерализация и демократизация привнесли в общественную жизнь страны «свободы без руля и без ветрил», бесстыжая коммерция растоптала духовно-нравственные ценности народа, торжествовали криминалитет, проституция и наркомания. Народ устал от всего этого, его буквально душило бессилие перед кошмарами бездуховности и цинизма. Общество охватило массовое настроение, которое Эрих Фромм определил как «бегство от свободы». Простой человек в данной ситуации ощущал одиночество, моральное угнетение и беспомощность. Утратив веру в достойную жизнь, доверие к официальной государственной идеологии и пропаганде, люди почувствовали потребность в какой-то замене их другими ценностями. Такую замену они нашли в чувстве сопричастности к ценностям своей нации, традициям и обычаям древних предков. Этим и объясняется неугасающий интерес народа не только к бытовой культуре средневековья, но и устному народному творчеству, особенно эпосу «Манас».

 

Однако, к сожалению, наше средневековье возвратилось не только своими светлыми, но и тёмными сторонами. Ныне бытовая культура погружается в болото средневековой архаики. Многожёнство и уплата калыма за невесту сегодня дело обыденное, рутинное. Соревнуются в том, кто с байским размахом проводит свадьбы, или в том, кто уплатит баснословный калым. Племена и роды всё глубже «раскапывают» своих предков более 100-200-летней давности, которые никаким величием или героизмом не известны в общенациональном масштабе. Однако проводят в их честь грандиозные юбилеи, расставляют на джайлоо сотни юрт, забивают множество голов скота. А ведь расходы в конечном счёте лягут на плечи простых семей, простых людей.

 

Неужели прав известный немецкий драматург прошлого Бертольд Брехт, который писал: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»? Как позже он сам выяснил и уточнил, оказывается, чем меньше в стране цивилизации и благополучия, тем больше в ней надуманных героев и великих людей.

 

Наступает религиозный фанатизм в форме псевдорелигиозных течений, которые навязывают населению антинациональные, антиобщественные ценности. Оказалось, что у части нашего общества, особенно молодёжи, слабый иммунитет к чуждым материальным и духовным ценностям. Обидно и стыдно, когда молодая кыргызка укутывается паранджой или одета во всё чёрное. Обидно, когда молодой джигит бравирует своей длинной бородой и длинными белыми штанами (дамбалами), подражая служителям культа арабского мира. У нашей молодёжи должны быть национальная гордость, любовь и уважение к своему традиционному стилю одежды. Да, мы часть мусульманской уммы. Но мы не должны забывать, что у нас традиции светского общества, что Кыргызстан — светское государство.

 

Нас особо тревожат участившиеся нападки на государственные и национальные ценности и интересы. Так, недавно некий Даиров, критикуя моё письмо по идеологической безопасности, назвал меня некомпетентным и застарелым человеком и рекомендовал «Теорию Чистого Государства» некоего М. Мусабаева (тоже неизвестного в официальных научных кругах) как высшее достижение современной политической мысли, чуть ли не равное или стоящее выше концепций К. Маркса. Конечно, мне стало любопытно, и, не пожалев своего времени, я нашёл эту работу «непризнанного гения». Предлагаю без всяких комментариев отрывок из неё: «Сегодня нашему народу необходимо то, что в середине восьмидесятых годов не надо было начинать, — «Перестройка». А теперь нам это стало реально необходимо. Но для этого надо иметь в представлениях модель нового Кыргызстана в виде Чистого Государства! Все эти босяцкие дела, которые нам предлагают в качестве видения на перспективу в виде бесполезной борьбы с коррупцией и якобы социальной несправедливостью, не создавая условий для изменения граждан, их миропонимания и мировоззрения, бесполезны, как это было и раньше. Только в условиях Чистого Государства люди смогут правильно понять, что делать, чтобы этого не могло повторяться снова и снова.

 

У Чистого Государства должна сформироваться «армия» сторонников, как минимум, это сто тысяч граждан, которые завоюют и покорят умы остальных соотечественников! Тогда оно «случится», как случается утро после ночи, пробуждение после сна. Для тех, кто хочет быть в авангарде общества, управлять им, регулируя его общественные аппетиты, нужно, чтобы оно было устроено по принципу «пастухи и стадо!» Пастухи — это политики, ну, а стадо — это мы с вами». Читая этот примитивный бред, каждый разумный человек задумается о психическом здоровье автора. Но ядовитый смысл данного опуса в том, что он призывает народ на баррикады.

 

Вот такие кодура (падалица), «мыслители» заполонили социальные сети и задают тон в них, публикуются почти каждый день (видимо, нет у них других дел, кроме этой безграмотной графомании). Настала пора положить конец этому беспределу в интернете, социальных сетях.

 

И ещё. Невыносимо, когда подрывают идеологическую безопасность в стране свои же штатные идеологи и пропагандисты. На днях вышла в свет толстенная книга (почти 700 страниц) журналиста КРТВ Т. Токтогазиева «Манастан алган беш китеп», где чёрным по белому написано:

 

«Кулалы таптап куш кылган, Кулдарды топтоп журт кылган.

 

То есть по-русски: «Коршуна выпестовал как ловчую птицу. Из рабов создал народ».

 

Надо же, мы дожили до того, что священный «Манас» теперь используется для оскорбления своего народа, обзывая его «нацией рабов». Книга издана за счёт Президентского фонда. Между прочим, мою книгу «Философия «Манаса» и Чингиза Айтматова», изданную на русском языке международной тюркской академией в качестве учебного пособия, уже четвёртый год не могу издать на кыргызском языке. Даже слепому видно, что все эти ошибки и несправедливости делаются руками аппарата, которому, как говорится, «до лампочки», что этими своими действиями они подрывают в конечном счёте авторитет главы государства.
Идеологическое ослепление — страшная вещь, ведущая исподволь к тяжёлым последствиям. В этой связи я прошу шефа ГКНБ Камчыбека Ташиева повернуться лицом к вопросам идеологии и пропаганды. Вы делаете большую работу по борьбе с коррупцией и криминалом, но ваш орган не столько силовой, столько политический, идеологический институт. Всмотритесь, как работают самые разноголосые, скандальные СМИ в США. Когда речь идёт об интересах государства, особенно о престиже главы государства, они как одна скрипка поют одним голосом. Как и у нас, цензуры там тоже нет. Но контроль ими ведётся, видимо, лучше цензуры. Война сплотила Россию в один мощный кулак, она решительно очищается от предателей, враждебных СМИ, как «Эхо Москвы», «Дождь», от иностранных агентов всех мастей. И во всех этих делах чувствуется присутствие твёрдой руки органов госбезопасности.

 

Сегодня в стране царит атмосфера стабильности и искреннего доверия всего народа Президенту С. Жапарову за его конструктивную, плодотворную работу в сферах экономической и политической жизни. На этом фоне недопустимо, чтобы идейная, духовно-нравственная жизнь общества погрузилась в архаику средневековья, торжествовали в этой сфере всякие авантюристы и разгильдяи.

 

Ж. Сааданбеков.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *