Интервью министра иностранных дел Кыргызстана Жээнбека Кулубаева для “Новости ООН”.
Среди тем, которые чаще всего обозначались в выступлениях мировых лидеров на Высокой неделе Генеральной Ассамблеи ООН, – изменение климата, конфликты и войны, социально-экономическое развитие, а также необходимость реформирования ООН, в том числе Совета Безопасности. Речь Президента Кыргызстана Садыра Жапарова не стала исключением.
Подробнее о позиции страны по этим вопросам Людмила Благонравова расспросила министра иностранных дел Кыргызстана Жээнбека Кулубаева, прилетевшего в Нью-Йорк для участия в мероприятиях в рамках Высокой недели.
– В своём выступлении на общеполитических дебатах Генеральной Ассамблеи ООН Президент Кыргызстана сказал, что сейчас ведущие державы тратят очень большие средства на войну, вооружение, развитие новых видов оружия, в то время как в бедных странах часто нет даже самых базовых услуг – водоснабжения, санитарии. Он высказал такую идею, что хорошо было бы направить эти средства не на войну, а на развитие. Как можно этого добиться? И как сделать так, чтобы механизмы финансирования развития стали эффективными и действительно работали?
– Президент Жапаров озвучил своё мнение, поскольку сейчас много конфликтов в мире, и для этих конфликтов всегда находятся финансовые средства, вооружение, снабжение, и все эти деньги тратятся на дальнейшее продолжение конфликтов. Но есть более важные вещи, такие как сокращение бедности и улучшение жизни населения. В дальних регионах, в горных селениях не хватает воды, не хватает элементарных условий. Тем временем поднимается уровень моря и происходит затопление территорий.
Поэтому он размышлял: почему на конфликты, которые ведут к человеческим жертвам, находятся деньги. А вот для улучшения жизни их очень сложно найти.
Но у нас есть прецедент. В прошлом году Президент выступил с инициативой: страны, у которых есть большой внешний долг, могут использовать его для внутреннего пользования – в целях развития. То есть страны-доноры могли бы его списать на какие-то проекты, которые будут использоваться внутри страны.
Например, два года назад правительство Германии списало Кыргызстану 15 миллионов долларов, которые мы сейчас используем для решения жилищных проблем.
Сейчас мы выдвинули идею, что страны ЕС смогли бы списать наш долг, например, для строительства гидроэлектростанций, добычи энергии из возобновляемых источников, сохранения климата. Потому что зелёная энергетика, зелёная экономика и сохранение климата становятся одними из важнейших трендов. Поэтому мы выдвинули эту инициативу и сейчас ведём с разными правительствами переговоры о возможности списания нашего внешнего долга для использования его для внутреннего развития и улучшения жизни нашего населения и сохранения климата.
Думаю, многие сейчас задумываются об этом, и некоторые находят резонным такой вопрос. Многие страны должны подумать, посмотреть и приоткрыть возможности вести переговоры для тех стран, у которых есть проблемы с внешним долгом или где очень высокий уровень бедности.
– Вы упомянули изменение климата, его последствия и связанные с этим проблемы. Это один из самых актуальных вопросов сейчас для стран Центральной Азии. Как регион решает эти проблемы, в частности, Кыргызстан?
– Кыргызстан – горная страна, 96 процентов которой – горы. И в этой связи основная часть населения занимается сельским хозяйством, скотоводством и живёт в горных регионах, где снег и ледники. И, конечно, изменение климата отражается на жизни нашего населения. Ледники сейчас очень быстро тают. Много наводнений, селей, оползней. Они нарушают обычный образ жизни, и где-то даже не хватает пастбищ для скотоводства. Поэтому, когда мы говорим “климат”, это не просто тема для разговора. Мы говорим о собственном опыте.
Поскольку Кыргызстан – горная страна с большим количеством ледников, это очень большие водные ресурсы для региона. Со странами Центральной Азии у нас есть хороший механизм консультаций, наши лидеры встречаются, обсуждают все региональные вопросы, в том числе водноэнергетические.
Мы ежегодно договариваемся – кому сколько потребуется воды и какие есть возможности. Если у нас есть излишки, мы всегда отдаём их своим соседям. С другой стороны, соседи тоже нам помогают. И если у нас не хватает энергии, они нам подают её в летнее и зимнее время, а мы возвращаем водные ресурсы. Механизм сохранения воды и использования водных ресурсов в Центральной Азии отработан очень хорошо.
Но при этом не обходится и без проблем. Это вопрос Арала. У нас есть специальный комитет по сохранению, и в его рамках мы обсуждаем вопросы, касающиеся его сохранения и восстановления. В связи с изменением климата, конечно, это очень сложно, но, тем не менее, мы эту работу проводим. Важно, что есть понимание наших лидеров, что в Центральной Азии мы должны совместно работать, совместно обсуждать вопросы. И любые возникающие вопросы мы решаем совместно в интересах развития наших народов и стран.
– Кыргызстан выдвигает свою кандидатуру в Совет Безопасности ООН на 2027-2028-й годы. В своём выступлении на Генеральной Ассамблее Садыр Жапаров сказал, что в случае избрания Кыргызстан будет выступать за повышение эффективности работы Совета и, в частности, за расширение его состава. Сейчас много об этом говорят, многие выступающие это упоминали. Какие страны, на ваш взгляд, должны войти в число постоянных членов Совбеза?
– Вопрос реформы ООН стоит уже давно. Каждый год мы это обсуждаем. И, конечно, каждый раз есть предложения разных стран. Когда мы выдвигали свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности на 2027-2028-й годы, у нас есть дорожная карта – чем мы должны заниматься, чтобы набрать голоса и выиграть. Для нас важны такие вопросы, как региональная безопасность в Центральной Азии. Важно, чтобы Афганистан стал стабильной страной. И, конечно, вопрос климата, как я уже говорил, остаётся главным вопросом нашего региона. Поэтому мы говорим на глобальном уровне, что готовы заниматься как политическими вопросами, так и климатическими проблемами, и проблемами малых островных государств. Мы готовы их озвучить в Совете Безопасности.
Что касается расширения Совета Безопасности, это вопрос очень трудный. Мне кажется, он будет ещё долго обсуждаться. Но, по крайней мере, мы понимаем, что есть крупные страны, которые заявляют о возможности участия в Совете. Это Япония, Германия, Индия. Они выражают свою заинтересованность. Это три крупные страны, которые могли бы в будущем быть в составе Совета Безопасности, но это покажет время. Сейчас высказывается много разных мнений по реформированию Совбеза. Получится ли это или нет – другой вопрос. Но самое главное – есть тема, люди обсуждают и выдвигают разные концепции.