Электронное билетирование в общественном транспорте столицы внедряется уже несколько лет, только окончательно ну никак не может. Мы не будем начинать крутить заезженную, казалось, пластинку и говорить о плюсах и явных минусах (которые в упор не видят власти) этой системы. Расскажем лишь о тех, кто, входя в общественный транспорт, ощущают себя обманутыми и униженными.
НЕ ПОЛОЖЕНО!
Не отставая от других, наша страна ввела способ безналичной оплаты ещё с марта 2020 года. Пенсионерам объяснили, что проезд для них остаётся бесплатным, необходимо лишь получить новое удостоверяющее устройство суперсовременного типа в своём районном акимиате. Мы все знаем, что самые ответственные и дисциплинированные у нас именно люди пожилого возраста. У них ещё теплятся воспоминания о “Будь готов! Всегда готов!”. Вот дружно и потянулись пенсионеры в госучреждения за заветной красной карточкой “Тулпар”.
Фаина Юмачикова собрала все необходимые документы и с соседкой отправилась в акимиат. Выстояв немаленькую очередь, соседка зашла и вышла через несколько минут абсолютно счастливая – дело сделано, можно идти домой. Следом зашла Фаина Хайдаровна, но, огорчённая и недоумённая вышла из кабинета ещё быстрее. “Военным пенсионерам карты не выдают!” – огорошила она подругу. По каким причинам, ей так и не сказали, мол, не положено. К слову, инвалидам также первое время не выдавали льготные карты “Тулпар”, но со временем ситуация изменилась, чего не скажешь о военных пенсионерах.
Первым делом она дозвонилась до военного пенсионного отдела. Задача оказалась не из простых. Трубку долго не брали, но так как Фаина Юмачикова – человек напористый и готова звонить хоть сто раз, на том конце провода всё-таки зазвучало раздражённое: “Алло!” Она изложила свою ситуацию, ей дали номер телефона уже другого отдела, но и там трубку долго не брали. А затем и вовсе сбросили, и женщина ещё какое-то время слушала короткие гудки.
На следующий день ответила работница отдела и сказала перезвонить через две недели, они выяснят, в чём дело.
– Я стараюсь не использовать ненормативную лексику, но, когда меня футболят и нигде невозможно добиться точной информации, хочется использовать именно её, – делится пенсионерка.
Фаина Юмачикова – старший прапорщик, служила в дисциплинарном батальоне во “Фрунзе-1”. Полная выслуга лет.
– В возрасте 65 лет я вынуждена платить за проезд в общественном транспорте полностью, – возмущается женщина. – Нам, военным пенсионерам, многие говорят, мол, у вас пенсии хорошие, чего вы возмущаетесь?
У меня лично пенсия девять тысяч сомов. Это хорошая пенсия или плохая? И это благодаря тому, что я подрабатываю до сих пор, а то была бы ещё меньше.
Начисление пенсии военнослужащим Министерства обороны отличается от обычных пенсионеров и формируется согласно выслуге лет. Звание также играет немаловажную роль. Так, к примеру, полковники получают свыше 15 тысяч сомов, а сержанты – от силы 7-8 тысяч. Согласно Закону “О пенсионном обеспечении военнослужащих” от 7 мая 1993 года, средства на пенсию военнослужащим выделяются из республиканского бюджета. Всё бы ничего, только если обычным пенсионерам повышают пенсию минимум в два года один раз, то военным впервые за 12 лет благодаря инициативе Президента Садыра Жапарова.
– Я каждый день езжу в поликлинику на лечение, плачу по 20 сомов туда и обратно. Это минимум. Иногда приходится ездить и по 4 раза в день. Выходит немаленькая сумма, – сетует Фаина Хайдаровна.
Одно время военные пенсионеры ездили по пенсионному удостоверению, тогда в троллейбусном управлении всем льготникам преклонного возраста с городской пропиской выдавали вкладыш для проезда в общественном транспорте. Потом вдруг стало не положено. Почему раньше было можно, а теперь нельзя?
Вера Рубцова прослужила радистом вначале во “Фрунзе-1”, затем в Национальной гвардии, дослужилась до сержанта и с полной выслугой лет отправилась на пенсию.
– У военных с низким званием и пенсии соответственно маленькие, с этим всё ясно. Но почему мы лишены права ездить бесплатно, как и остальные пенсионеры, имея при этом городскую прописку, непонятно, – говорит пенсионерка. – И главное, нам никто ничего толком не может объяснить. Не положено и всё!
Получается, когда родину защищать, так они первые, а тут льготный проезд им не предусмотрен. Редакция “СК” обратилась за разъяснением в сервисный центр “Тулпар”. Нам ответили, что согласно постановлению Бишкекского городского кенеша № 312 от 2012 года, право на бесплатный проезд в общественном транспорте столицы имеют пенсионеры по возрасту, люди с ОВЗ, дети до 7 лет, проживающие и прописанные в Бишкеке. О военных пенсионерах ни слова, будто таких и вовсе не существует.
А НЕТ ЗАКОНА И НЕ НАДО?
Мы направили запрос в мэрию и Бишкекский городской кенеш. Пришёл ответ от вице-мэра по транспортным и строительным вопросам Максатбека Сазыкулова: “По вопросу предоставления льгот военным пенсионерам сообщаем, что согласно пункту 68 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Бишкека, утверждённых постановлением Бишкекского городского кенеша от 5 апреля 2022 года № 25, тарифы за перевозку пассажиров городским пассажирским транспортом утверждаются Бишкекским городским кенешем.
В соответствии с вышеуказанным постановлением БГК “О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкеке” от 26 апреля 2012 года № 312 право на бесплатный проезд в муниципальном транспорте предоставляется пенсионерам по возрасту, имеющим прописку в городе Бишкеке, а также лицам с ограниченными возможностями здоровья с детства, детям в возрасте до 7 лет, а также почтальонам ГП почтовой связи “Кыргызпочтасы” при исполнении ими служебных обязанностей.
Согласно Закону Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года № 1194-XII “О пенсионном обеспечении военнослужащих”, пенсионерам силовых структур Кыргызской Республики назначаются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, в случае гибели или смерти военнослужащих их семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. В связи с этим пенсионеры силовых структур не подпадают под категорию граждан города Бишкека, обладающих правом бесплатного проезда в муниципальном общественном пассажирском транспорте.
Вместе с тем, согласно статье 7 Закона КР “О транспорте” от 8 июля 1998 года № 89, органами государственной власти и управления при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник компенсации связанных с этим потерь доходов транспортных предприятий. В соответствии с пунктом 169 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР, утверждённых постановлением правительства КР от 23 сентября 2013 года № 519, соответствующими государственными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на бесплатный проезд компенсируются потери доходов перевозчиков. При установлении льгот на проезд отдельным категориям лиц потери доходов перевозчика компенсируются за счёт средств местного бюджета, если льготы введены по решению местного кенеша.
В связи с этим для обеспечения бесплатным проездом военных пенсионеров необходимо рассмотреть и решить вопрос о выделении субсидий или компенсаций из республиканского бюджета перевозчикам для возмещения расходов при перевозке пенсионеров”.
Простыми словами, если закона нет, то, соответственно, ему и неоткуда взяться. Ну, нет такого закона о бесплатном проезде для военных пенсионеров, и некому, получается, его инициировать? Или, действительно, всем отставным полковникам и генералам платят такие огромные пенсии, что заниматься такой мелочью, как разработка предложений о внесении категории военных пенсионеров в список льготников, слишком скучно и неинтересно? А может, дело в другом?
ВОЗРАСТА ДОСТИГЛИ, НО ПРАВА НЕТ
Для разъяснения сего вопроса мы обратились в Министерство обороны. На наш запрос пришёл официальный ответ:
“В адрес Министерства обороны Кыргызской Республики поступает большое количество обращений военных пенсионеров, проживающих в городе Бишкеке, по вопросу приобретения именной карточки льготника…” Далее приводится постановление № 312, на которое уже ссылались мэрия и работники сервисного центра. Повторяться не будем. Продолжение звучит так: “Социальным фондом КР в адрес мэрии города Бишкека были предоставлены списки пенсионеров, проживающих в столице, за исключением военных пенсионеров, поэтому муниципальными транспортными управлениями отказано в выдаче именной карточки льготника.
На основании вышеуказанного постановления в адрес мэрии города Бишкека с 2020 года неоднократно были направлены списки военных пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также инвалидов 1, 2, 3 групп, проживающих в городе Бишкеке. Аналогичные обращения направлялись также в Бишкекский городской кенеш.
Таким образом, несмотря на неоднократные обращения Министерства обороны КР, вопрос бесплатного проезда военных пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, по настоящее время не решён. На сегодняшний день продолжается работа с мэрией города Бишкека и БГК относительно карты “Тулпар” для военных пенсионеров МО КР…”.
Что в итоге получается? Возраста достигли? Достигли! Пенсионеры? Пенсионеры! Городские? Городские! Но всё равно какие-то не такие! В ответе мэрии звучит предложение о выделении компенсации перевозчикам или субсидий для военных пенсионеров из республиканского бюджета. Получается, никто ещё не выделяет средства на покрытие расходов перевозки этой группы лиц, поэтому они и платят, как молодые граждане? Почему бы не инициировать?
У нас есть пенсионеры, достигшие этого самого пенсионного общепринятого возраста, и их пенсии финансируются из республиканского бюджета. Но вот незадача – на льготный проезд финансирование военным пенсионерам не выделяется. Так получается?
Дарья НЕСТЕРОВА.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”