Время Потудань

Обновляем КПП

В Русском театре драмы им. Ч. Айтматова состоялась премьера спектакля “Река Потудань”. Это сценическая версия одноимённой повести Андрея Платонова. А аккурат накануне нам довелось побывать на сдаче постановки и пообщаться с режиссёром, который ввёл нас в мир, где правда и вымысел становятся единым целым, гармонично дополняя друг друга.

 

 

Сдача спектакля – это генеральный прогон, предпремьерный показ перед коллективом, коллегами из других театров, узким кругом специалистов и зрителей. Режиссёр постановки – выпускник ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ Баатр Колаев. В его послужном списке – работа в Ленкоме, Театре.doc, Калмыцком государственный национальный театре, Хакасском национальном театре. Несколько месяцев назад был назначен главным режиссёром Русского академического театра в Абакане. С худруком Русского драмтеатра познакомился в Казахстане, когда ставил спектакль в Кокшетау. В режиссёрской лаборатории показал свой спектакль, потом эскиз. Работа понравилась худруку нашего театра Вячеславу Виттиху: нужно было обновить репертуар, и он искал новых режиссёров.

 

– По постановке изначально была версия с Маркесом, затем возник вариант с Платоновым. Остановились на втором, – объясняет Колаев. – Язык Андрея Платонова весьма поэтичный и метафоричный. В “Реке Потудань” рассказывается, как становилась советская власть. Только что закончилась гражданская война, красноармейцы возвращаются домой, начинается новая, мирная, жизнь. Повесть о том, как человек после всех потрясений возвращается к мирной жизни. Как преодолевает трудности, связанные не с материальным и физическим, а с чем-то духовным. О рождении новой ячейки советского общества, новой семьи, новой страны. Об этом и спектакль.

 

Платонова часто стали ставить в России, интерес к истории периодически возникает: нужно хорошо знать прошлое, чтобы строить будущее. Советское наследие осталось в памяти людей. И мы, новое поколение, должны знать, что было в нашей стране, как создавалось новое государство, становилось общество, его мечты, чаяния.

 

Один из планов повести поверхностный, он у зрителя на виду. Другой, более глубокий, о борьбе жизни и смерти. Извечная тема дуализма, на которой и строится драматургия. Театр – это прежде всего действие, которое зиждется на конфликте. Как и жизнь – постоянная борьба противоположностей. Это и есть второй план, метафизический. Жанр спектакля определили как бытие. Вообще в современном
театре жанры размыты, переплетены. Они могут вмещать в себя элементы шоу, музыкального театра, цирка…

 

Художником-постановщиком выступил известный российский сценограф Игорь Капитанов, он, к слову, уже создавал в Бишкеке сценографию к “Пиковой даме”. Художник по костюмам Фагиля Сельская и вовсе начинала свой творческий путь именно в нашей столице – она окончила Фрунзенское художественное училище. То есть люди для нас не чужие. В целом собралась хорошая постановочная команда, как и весь актёрский состав.

 

– Был приятно удивлён, насколько сильные здесь актёры. Есть как возрастные мастера, так и среднее и молодое поколение. Даже решились на эксперимент: продублировали главных героев и получили два состава. Насколько возможно, использовали настоящие предметы для декорации, не бутафорские. Верстак, винтовка, лавка, колёса, лампы… Одежда соответствует 20-ым годам прошлого века, – говорит Колаев.

 

ПотУдань, а именно такое ударение указано в словарях, – река в Воронежской области. Её смело можно отнести к “главным героям” сюжета. Речка у многих народов таит символический смысл. К примеру, Стикс, граница между миром живых и миром мёртвых, Лета, река забвения. В этом произведении она тоже символична: с одной стороны, она являет собой атрибут конкретного революционного времени, с другой – символ чего-то вечного, непреходящего…

 

 

Самым большим достижением советской власти Колаев считает доступ граждан к всеобщему образованию. Для чего человеку знания? Сейчас они нужны для обретения высокооплачиваемой профессии, социального статуса. А тогда знания необходимы были для того, чтобы попытаться понять, для чего мы все на Земле. Герои задаются вопросами: зачем мы существуем, зачем строим новое общество, какова роль человека в нём… События октября 1917 года были революцией в полном понимании этого явления, потому что революция – это когда меняется абсолютно всё! Сейчас подобного в мире не наблюдается. Происходит простая смена власти, в то время как остальное остаётся прежним. Тогда же и в литературе, и в музыке, в сознании народа ориентиры сменились полностью.

 

– Не репетицию отвели 21 день. Этого мало, но так уже сложилось, что, как правило, режиссёру даётся месяц на постановку, включая выходные и дни, когда артисты заняты в других спектаклях, – делится деталями режиссёр.

 

С творчеством Платонова Баатр Колаев познакомился в бытность студентом. Открытием стала повесть “Река Потудань”. Увлёкся. Идею постановки вынашивал не один год.

 

– Когда-то уже ставил этот спектакль в Казахстане. В Бишкеке предлагаю уже совсем другую версию. Но основа остаётся: в диалоги ничего не добавляю, не переписываю, это полностью авторский текст без изменений. Хотя в современном театре нередко переносят место действия, сокращают число действующих лиц, меняют их местами, компилируют текст… И зачастую это оправданно, сейчас люди живут в потоке информации, спрессованной и рафинированной, особенно молодёжь.

 

И то верно. Способ восприятия реальности современного сознания перенёсся в театр путём монтажа текста. К подобному прибегают не только молодые режиссёры, но и мэтры. В нашем случае решили придерживаться консерватизма.

 

Свет играет очень большую роль. Технически пока невозможно выставить нужный свет, новое оборудование ещё не установлено, в театре идёт капитальный ремонт.

 

 

“Река Потудань” – о тех вещах, про которые обычно неловко говорить: об одиночестве, о самых сокровенных моментах взаимоотношений между мужчиной и женщиной. О немыслимых трудностях и простых радостях послевоенного быта. Сюжет, казалось бы, незатейлив: красноармеец Никита Фирсов возвращается с гражданской войны и пытается начать жизнь с нового листа. Однако автор переплетает текст в замысловатые кружева смыслов и мотивов, соединяя языческие и христианские образы с социалистической идеей о новом человеке. Канва сюжета балансирует на грани реальности и метафизики посредством путешествия героя из мира живых в мир мёртвых и обратно. И именно процесс этого самого “возвращения” длиною в год, с постоянными провалами “обратно”, и становится главной коллизией сюжета. И, конечно же, любовь. Для Платонова любовь к женщине синонимична самой жизни: это чувство становится для героя новой надеждой и спасением.

 

В целом то, что Платонов написал тогда, во многом отражает нынешние реалии.

 

В постановке заняты Святослав Голосов, Алина Быкова, Андрей Петухов, другие ведущие мастера сцены. Режиссёр-постановщик – Баатр Колаев, художник-постановщик – Игорь Капитанов, художник по костюмам – Фагиля Сельская.

 

Продолжительность – 1 час 30 минут. Антракт не предусмотрен, однако смеем предположить, что отсутствие перерыва пойдёт зрителям только на пользу.

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *