Жители республики стали проводить гораздо больше времени за просмотром интернет-ресурсов, тогда как рейтинг телевидения и радио по сравнению с 2017 годом резко сократился. Такие данные привела исследовательская компания М-Vector на своей презентации “Медиапотребление в Кыргызстане. 9-я волна”. Исследование проведено в рамках проекта “Медиа-К” Интерньюс в КР при поддержке USAID. Вопросы затронули пять ключевых блоков: телевидение, цифровое вещание, печатные СМИ, радио, интернет. Медиаисследование охватило 165 населённых пунктов в семи областях, а также Бишкек и Ош. Число респондентов – 3636 человек от 14 лет и старше.
ВИРТУАЛЬНАЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ?
По данным исследования, в 2023 году 91% респондентов пользовались интернетом, тогда как в 2017 году эта цифра едва доходила до 59%. Наибольший процент, естественно, составляет молодёжь. Самые активные интернет-пользователи живут в Бишкеке и Джалал-Абаде. Основное устройство использования для доступа в интернет – личный мобильный телефон. Больше всего кыргызстанцев интересует просмотр социальных сетей и новостей. Самый популярный мессенджер – WhatsApp, им пользуются 87%. По сравнению с 2017 годом увеличилось количество пользователей этого приложения, их стало 77% от общего числа опрашиваемых. Далее следует Telegram. Наиболее предпочтительные социальные сети – это Instagram и TikTok.
Всё больше растёт практика пользования маркетплейсами, в простонародье – интернет-магазинами, через которые можно заказать любую вещь: одежду, предметы быта, а то и бытовую технику. Самым популярный интернет-магазин – Wildberries. Жители страны наиболее часто предпочитают заказывать через подобные платформы одежду и обувь.
Самым популярным видеосервисом остаётся Youtube, им пользуется 83% респондентов. По нему больше всего смотрят фильмы и музыкальные клипы. Аудиосервис для прослушивания музыки выбирают в основном на платформе “Яндекс”.
ТВ: И МЕСТНОЕ, И РОССИЙСКОЕ
Что касается телевидения, то по сравнению с 2017 годом в рейтинге популярности между телевидением и интернетом произошли серьёзные изменения. Телевидение по популярности намного уступает интернету. Если раньше телевизор смотрели 65% опрашиваемых, то сегодня всего 36%: это чаще всего пенсионеры. Новости, спортивные программы и сериалы стоят на первых местах в основном рейтинге просмотров. Предпочтительные страны производства сериалов и фильмов – Кыргызстан, Россия, Турция.
В пятёрке наиболее популярных телеканалов страны: 1 место – КТРК, 2-е – Россия РТР, 3-е – КТРК “Баластан”, 4-е – ЭлТР, 5-е – КТРК “Ала-Тоо” 24.
Что касается столицы, то здесь наибольшее количество респондентов предпочитают смотреть российское ОРТ (Первый канал), на второй позиции – КТРК. В Оше лидируют телеканалы КТРК и “Ош ТВ”. Предпочтительный язык – кыргызский и немного меньше – русский, но процент разрыва незначительный.
Радио также претерпело кардинальные изменения. Его слушают в основном в общественном транспорте или личном авто. В тройке лучших радиостанций: “Кыргызстан Обондору”, “Европа Плюс” и “Мин Кыял”. В столице слушают “Европу Плюс”, “Кыргызстан Обондору” и “Авторадио”.
НОВОСТИ И ПЕЧАТНОЕ СЛОВО
Особый интерес вызвал рейтинг источников информации. Здесь характерное разделение по возрастам. Например, 64% опрашиваемых от 14 до 24 лет предпочитают получать информацию из соцсетей. Тогда как люди от 45 лет больше смотрят телевидение. Интересная ситуация складывается и по печатным СМИ. Молодёжь из общего количества опрашиваемых вообще не читает газет, этим предпочитают заниматься люди после 45 лет, но и их количество небольшое – всего 4%. Зато парадокс в том, что печатным СМИ доверяют гораздо больше, чем новостям из соцсетей и мессенджеров. По доверию газеты стоят на третьем месте после радио и ТВ. Это вызвало удивление у всех присутствовавших на презентации. Политика и прогноз погоды составляют наибольший интерес общей новостной повестки дня.
АНЖЕЛИКА – МАРКИЗА АНГЕЛОВ
Лидером по просмотрам новостных сайтов стал “Азаттык”, далее “Кактус Медиа”, “Супер КГ”. А наиболее популярной медиаперсоной, за публикациями которой следит большинство респондентов, была названа певица и блогер Анжелика.
Основные цели и задачи этого исследования, как сообщили спикеры, – это анализ предпочтений жителей страны в сфере медиа, развитие отечественного медиарынка, предоставление пользователям практической информации для принятия решений на регулярной основе.
А нам с вами остаётся лишь сделать выводы, что интернет становится своеобразным поглотителем жизненного времени человечества. Хорошо ли это? Для тех, кто его создал, – определённо да! А как это отразится на здоровье, интеллектуальных способностях людей, предположить не берёмся.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”