Оказывается, что даже при плотно закрытом кране теряется две капли воды в секунду, в час это уже грозит её потерей до литра, а в сутки пропадает 24 литра воды, в месяц же потери могут достигать 720 литров в секунду, что достаточно для среднего водоснабжения одного жителя в течение пяти дней. Эти удручающие данные привела в своей лекции перед студентами Кыргызско-Российской академии образования специалист отдела поддержки и развития АВП Службы водных ресурсов. Она же и.о. доцента кафедры мелиорации и управления водными ресурсами КНАУ имени К. Скрябина Джылдыз Садабаева.
Согласитесь, подобные цифры наверняка не оставят безучастными и равнодушными никого из нас.
Студенты же, услышав их, стали сразу задавать лектору различные вопросы, на которые им дали предметные и обстоятельные ответы. Сегодня водные проблемы – одни из острых и актуальных вопросов в повестке дня. Все мы каждый год интересуемся объёмами воды в Иссык-Куле и с грустью слышим, что вот там-то вода отошла от берега на четыре метра, а в другом месте – на целых шесть. Служба водных ресурсов Минсельхоза страны понимает важность работы с молодёжью по проблемам сохранности и бережного отношения к воде: ведь именно им предстоит скоро решать проблему обеспечения водой населения страны, да и будущее также зависит от их рачительного отношения к природным богатствам.
Поэтому ведущий специалист СВР выступила в студенческой аудитории с лекцией “Сохранение водных ресурсов в Кыргызстане”. Она акцентировала внимание аудитории на состоянии воды, её значении в жизни, формировании запасов водных ресурсов, их охране и рациональном использовании. В наступившем веке мы узнали, что самыми дорогими сокровищами планеты оказываются не золото и драгметаллы, а как раз то, что казалось нам вечным и неистощимым на ней – вода и воздух. Вода – не только самая распространённая, но и самая важная на земле жидкость, в которой и зародилась жизнь. Если исчезнут запасы угля, нефти, газа, человек, приложив усилия, в конце концов найдёт им замену. Энергию и тепло, к примеру, могут дать солнце, ветер и морские приливы. А вот без воды жизни на земле не станет, недаром живёт народная мудрость: “Без воды ни туды и ни сюды”.
Жизнь есть только там, где имеется вода. Эта мысль и была ключевой в диалоге лектора со студентами КРАО. Сохранение водных ресурсов – ключевая проблема, требующая проведения специальных мероприятий: систематическое наблюдение за гидрогеологией, снеголавинными угрозами, составление прогнозов, разработка и реализация госполитики в рациональном и эффективном использовании водных ресурсов в области ирригации и мелиорации, сохранение экологии, технологии защиты водной среды, подготовка профессиональных кадров.
Садабаева, будучи одним из ведущих специалистов СВР, особое внимание уделила способам орошения сельхозкультур и рациональному использованию систем орошения. Не осталось без внимания и питьевое водоснабжение. По мнению специалиста, многое из системы централизованного хозяйственного питьевого водоснабжения находится в плачевном техническом состоянии. Особенно это касается сельских поселений и аилов. Количество нуждающихся в этом – 700 тысяч человек. Это ещё раз заставляет конкретно задуматься о способах рационального использования воды каждым из нас.
На лекции присутствовали студенты первых и вторых курсов совсем “неводных” направлений КРАО, студенты, обучающиеся преподаванию в начальных классах, программному обеспечению, менеджменту, экономике и бухучёту. Однако они получили новые знания об основных свойствах воды и её роли в жизни людей. Ребята поняли, что пресной воды в природе не так уж и много, мы ответственны за неё, беря её как бы у природы взаймы. Неважно, какая у тебя специальность, важнее то, что вода необходима всем – вот основная краеугольная мысль, донесённая лектором студентам. Ребята интересовались потреблением воды, сколько нужно воды в сутки для нормального функционирования и здоровья? Оказалось, около литра, но при отсутствии болезней и немалой физической нагрузки, а вот диабетику, к примеру, нужно до 2 литров.
Спрашивали студенты и о мерах сокращения глобального потепления. Надо бороться с парниковыми газами, переводить дома с угля на газ, не строить их возле речек и прудов. Сокращать пробки и заторы на дорогах, потому как львиная доля всех выбросов приходится на автомобили, переходить на экологический транспорт. Мэрия Бишкека этими проблемами занимается, а когда будет эффект – посмотрим. Вот включится молодёжь активнее в эту борьбу, глядишь, и победим смог и мусорные полигоны. А пока Служба водных ресурсов планирует и дальше проводить при поддержке спонсоров и благотворителей из различных фондов подобные профилактические и информационные акции среди студентов и школьников.
После лекции студенты предлагали и впредь обсуждать разные методы, способы и идеи по спасению водных ресурсов. Вот в этом совместном переживании и заключалась воспитательная ценность состоявшейся лекции. Сегодня трудно себе представить мировой регион, где бы ни придавали особое значение воде.
Поскольку сегодня вся целенаправленная деятельность человека теснейшим образом связана с водными ресурсами. Поэтому важно доносить до всех информацию о важности разумного использования пресной воды. И особенно важно нацелить мышление молодёжи на бережное к ней отношение.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Ирины БАЙРАМУКОВОЙ.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”