Выборы местные — задачи государственные

Президент Садыр Жапаров – за честные, прозрачные и справедливые выборы

В воскресенье, 17 февраля, состоятся выборы: будут избраны депутаты в 264 местных кенеша, включая 33 городских и 231 айылных. Организацией и проведением выборов займутся 56 территориальных и 2438 участковых избирательных комиссий.

В окончательном списке избирателей на местные выборы 4 135 039 человек, из них мужчин — 2 000 528, 2 134 511 — женщин. Всего 39 политических партий выдвинули 188 списков кандидатов в депутаты 33 городских кенешей. Всего на 993 мандата претендуют 5 125 кандидатов, из которых 3 285 мужчин и 1 840 женщин. На 5 391 мандат в айылных кенешах было выдвинуто 10 439 кандидатов, 3 901 из которых — женщины.

Выбор большой. Кого на сей раз предпочтёт избиратель? Как сориентироваться в таком многообразии лиц и партий, чтобы не ошибиться!

Что обещают партийные программы?

Партийная предвыборная программа — основной документ, на который должны ориентироваться избиратели. Мы не можем подробно анализировать содержание этих документов и партий, которые идут с ними на выборы, так как это будет расцениваться как реклама. Остановимся лишь на общих принципах. Что нам обещают политические организации? Насколько реальны программы? Как партийцы намерены решать эти задачи?

Необходимо сразу отметить: почти все партии прекрасно осведомлены о городских проблемах.

Каждая политическая организация, стараясь завоевать сердца избирателей и защитить их лёгкие, в свою программу включила вопросы экологической безопасности. В той или иной степени обещают всё: восстановление парков и скверов, борьбу с мусором и строительство мусороперерабатывающих предприятий, борьбу с автомобильными пробками и дальнейший перевод городского транспорта на электро- и газопотребление, и так далее. Горожане готовы верить обещаниям, но задают агитаторамнеудобные вопросы: а почему же ни одна партия не встала на защиту зелёных насаждений, которые безжалостно вырубаются по всему городу ради новостроек или при прокладке дорог, коммуникаций? Редкие голоса защитников природы потонули в равнодушии и депутатов горкенеша, да и самих жителей столицы.

Почти в каждой партийной программе обязательно есть целые разделы, посвящённые транспорту. Некоторые программы даже обещают вернуть в Бишкек троллейбусы и намерены строить экзотические транспортные системы типа фуникулёров. Обещают «умные светофоры» и систему управления движением, безопасный город без пробок и рай для пешеходов, выделенные полосы для общественного транспорта и велосипедов с самокатами. А проблемы с парковками решать за счёт ужесточения штрафов за неправильную парковку. Есть предложения строить многоуровневые паркинги и подземные стоянки, расширять и совершенствовать дорожную сеть и инфраструктуру. Очевидно, в каждой партии среди кандидатов есть транспортники и дорожники. Но опять всплывает ряд неудобных вопросов: а что мешало депутатам горкенеша, особенно тем, кто желает снова получить мандат на решение городских проблем, предусмотреть при ремонте городских дорог хотя бы более вместительные остановки общественного транспорта? Нынешние остановки рассчитаные на микроавтобусы, могли вместить 3-4 бусика, но крупногабаритные автобусы никак не помещаются на этих крошечных островках, стоят в очереди, чтобы высадить пассажиров и набрать новых. И создают ещё более крутые пробки и заторы. «Умные светофоры» — это хорошо. Но хотелось бы иметь более умных и предусмотрительных специалистов — ведь можно было сделать остановки метров на 15 длиннее или поставить указатели, чтобы каждый маршрут знал место своей остановки, как это сделано во всех крупных городах у наших соседей или в России.

Или что мешало и партиям, и депутатам разработать и утвердить правила пользования самокатами и другими малыми средствами передвижения не в ущерб пешеходам?

Все партии во все времена поддерживают малый и средний бизнес и в целом ратуют за развитие отечественной экономики, стимулирование отдельных её секторов, создание рабочих мест. Но вот как решать эти задачи, не представляют. У депутатов городского кенеша нет ни ресурсов, ни иных возможностей как-то повлиять на решение этих задач. Поэтому и обещания что-то улучшить в этих сферах больше похожи на пустые декларации. Хотя рычаги всё-таки у городских властей есть.

Некоторые партии выступают против хаотичной застройки высотками, усматривая в этом не только экологические проблемы, но и социальные. Почему застройщики — довольно солидные и далеко не бедные организации — стараются посадить свои новостройки на существующие коммуникации? Почему строительство и ремонт городских коммуникаций лежат на плечах городского бюджета, а строительные компании не хотят поделиться готовыми площадями с городом, хотя бы для социальных структур, обслуживающих жильцов этих многоэтажек? На городском бюджете лежит и забота о здравоохранении граждан, и содержание школ и детсадов.

Почему бы не узаконить простое правило: построил дом на 100 квартир — построй и школу на 100 — 200 учеников?!

Почему-то в иных партийных программах до сих пор сохраняются такие механизмы социальной поддержки граждан, как контроль за ценами производителей сельхозпродукции. Наверное, потому что нет возможности контролировать и ограничивать цены на ГСМ или иные товары и услуги крупных монополистов. А заботу о гражданах показать нужно…

Ох, нелёгкая это работа

Избиратели теряются в догадках: что за партии идут на выборы? Даже те политические организации, что активно работали на прошлых выборах в Жогорку Кенеш или Бишкекский городской кенеш, весь послевыборный период не подавали никаких признаков жизни. Более того, молодёжь считает это нормой — что партии работают только в периоды выборов, и даже не представляют себе, что может быть иначе, что политические партии могут не быть представленными во властных структурах, активно работать среди избирателей, инициировать законопроекты и продвигать любые идеи.

Нынче многих раздражают примеры из советского прошлого. Но если мы говорим о партийных делах, то нелишним будет вспомнить, что КПСС от самых высших эшелонов власти до сельских партячеек ни на минуту не прекращала своей деятельности. Почему же теперь даже те партии, что имеют своих представителей в законодательной власти, ограничиваются только активностью в периоды выборов?

Николай Байло, экс-депутат Жогорку Кенеша:

— Что представляют из себя партии в Кыргызстане? Если в других странах есть чёткое разграничение и люди остаются приверженцами определённой идеологии, то у нас творится вообще что-то непостижимое: люди целыми косяками переходят из одной партии в другую.

Выборы местные -  задачи государственные

«Алга Кыргызстан» перешёл в «Ак-Жол», «Ак-Жол» перешёл всем составом в другие партии. В чём суть партий? Партии не отражают интересы общества!

А есть ли социальная опора у наших партий? Ещё один парадокс — её нет у наших партий. А ведь политические партии выражают интересы определённых социальных групп общества. Это всё классические понятия, которые формируют политический спектр республики.

Садырбек Чериков, журналист, издатель:
— Нельзя сказать, что наши партии вообще не работают. Через партии проходит национальная самоидентификация народа. Кыргызстанцы только учатся политической работе. В советскую эпоху не было самоидентификации кыргызского народа. Всё за нас делали и решали Москва, коммунистическая партия, Советский Союз. Скачок страна сделала от феодализма к социализму. Изначально декларировалось, что живём в обществе равных прав. Поэтому мы понятия не имели, как бороться за права. И вот теперь начинаем всё это проходить. И партии наши играют роль школы политического развития.

Сколько стоит голос избирателя?

«Впервые в истории страны парламентские выборы 4 октября 2015 года прошли с применением технологий биометрической идентификации граждан и автоматических считывающих урн для голосования и подсчёта голосов избирателей. Явка избирателей составила примерно 59 процентов от общего числа прошедших биометрическую регистрацию». Такие сведения представило правительство. Действительно, в Кыргызстане сам процесс голосования отработан до мелочей. Стали невозможны массовые вбросы бюллетеней, «карусели», махинации с подсчётом голосов и прочие фокусы в пользу определённых политических партий и лиц. Нужно отметить, что процесс совершенствования выборной технологии продолжается. Так, на нынешних местных выборах главное новшество — снижение избирательного порога для политических партий с 7% до 5% на выборах в городские кенеши.

Ужесточена ответственность партий за злоупотребления административным ресурсом. Отныне работники территориального общественного самоуправления попали в перечень лиц,
привлечение которых недопустимо для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Свои полномочия на работе должны прекратить руководители государственных и муниципальных предприятий, юридические лица с долей государственного (муниципального) участия более 30% и их подразделения.

Теперь из Бишкека или из областного центра можно голосовать за депутатов местных кенешей в различных сёлах (для тех, кто зарегистрировался для дистанционного голосования до 6 ноября в установленном ЦИК порядке). Такие фокусы, когда с одного участка голосовали и шли на другой, не пройдут. Цифровая система сразу покажет, на каком участке проголосовал тот или иной гражданин. Во всех избирательных участках страны установлены камеры видеонаблюдения.

Но в Кыргызстане основные нарушения сместились в довыборный период. И самый серьёзный грех политических организаций — подкуп голосов.

Из опыта предвыборной работы

На местных выборах в зависимости от региона один голос стоит от 500 до 1000 сомов. На парламентских выборах цена голоса чуть выше: от 2000 до 5000 сомов. Но доказать факт подкупа практически невозможно, несмотря на то, что об этом механизме всем хорошо известно. Как правило, прямой подкуп идёт через авторитетных граждан местных сообществ.

Каждый такой авторитет обязуется привести на участок определённое число избирателей и отдать голоса за конкретную партию. Проколов почти не бывает: приводят и отдают. Механизм контроля жесток, а наказание за отсутствие результата неизбежно…

Подкуп избирателей чаще осуществляется под видом обычной социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения. Партии заранее собирают и уточняют списки пенсионеров по всем избирательным участкам, отдельно составляются списки многодетных семей и просто нуждающихся. «Социальный пакет» от партии включает в себя ставший уже традиционным набор продуктов питания: сахар, мука, масло, макаронные изделия, консервы, сухое молоко.

Цена такого пакета варьируется в пределах 500-1000 сомов. Естественно, никаких призывов отдавать голос за эту партию. Люди всё прекрасно понимают. И отличительные черты наших избирателей — совестливость и ответственность: принявший подношение будет голосовать за ту партию, которая его облагодетельствовала. Исключения бывают, когда избиратель принимает подарки от нескольких партий, но отдаёт голос за ту, которая или сделала более весомый подарок, или чем-то особенно симпатична ему.

Подкуп избирателей иной раз носит более глобальный характер, но выглядит как забота партии о местном сообществе. Накануне всех выборов в микрорайонах вдруг начинаются сооружение детских площадок, озеленение и освещение, ремонт подъездных путей к жилмассивам.
О подкупе избирателей чаще свидетельствуют косвенные признаки: это отсутствие разъяснительной и агитационной работы партий! Наблюдатели на прошлых выборах отмечали, что отсутствие широкого обсуждения партийных программ было заметным моментом выборного процесса. Это проявлялось как в процессах взаимодействия партий с избирателями, в котором превалировала прямая агитация, так и в освещении выборов СМИ. Действительно, зачем тратиться на рекламу, если проще просто купить голоса?

Примечательно, что и на этой предвыборной кампании даже в густонаселённых микрорайонах были чрезвычайно редки встречи представителей партий и кандидатов с избирателями.

Агитаторы ограничивались раздачей буклетов, и то лишь от двух-трех партий.

Идеология родства выше всех прочих идей. Давно, но безуспешно политологи стремятся обратить внимание общества на вопросы родства и землячества в формировании партий, и особенно в составление партийных списков на выборы. Почти все партии при составлении списков кандидатов очень тщательно отслеживали все наиболее важные мотивы при голосовании: чтобы у избирателя были задействованы и симпатии к известным людям, и доверие к профессионалам, и политические заслуги отдельных партийцев, и принадлежность кандидатов к определённому роду или диаспоре. Утвердилась практика закрепления за каждым кандидатом из партийного списка определённого избирательного округа или участка, где его позиции должны быть сильны, и он обязан обеспечить определённый процент голосов здесь.

Лучшее противодействие подкупу — это взаимоконтроль партий. Но не все политические организации имеют возможность внимательно следить за действиями соперников или просто считают это излишним и затратным делом. А в случае поражения устраивают митинги и требуют перевыборов, обвиняя конкурентов в нечестных выборах.

Так хочется, чтобы предстоящие выборы в местные кенеши прошли без грубых нарушений. И депутатские мандаты получили достойные и неравнодушные граждане.

Аркадий ГЛАДИЛОВ,
политолог .