Законодательный процесс

А всё потому, что Нурлан Шакиев всё норовит начать историю с чистого листа. Или хотя бы переписать некоторые устаревшие её страницы — с текстом и музыкой государственного гимна, например.

Не далее как третьего дня на мероприятии, посвящённом столетию образования Кара-Кыргызской автономной области и 140-летию её первого руководителя Иманалы Айдарбекова, торага произнёс спич в угоду своей идеи. Из ряда подстрочников остановимся на таком:
— Мы изменили флаг. Теперь нам нужно изменить гимн. Потому что, когда принимали гимн, мы только вышли из-под крыла Советского Союза и только встали на путь независимости. Кыргызам сложно исполнять этот гимн. Это — марш. Поэтому право и обязанность ЖК — изменить гимн в ближайшем будущем так, чтобы каждый кыргыз с первого класса и до 90-летнего возраста мог его исполнять не как марш. Это должен быть хороший гимн кыргызского народа, который встал на ноги. Мы этим займёмся, мы изменим гимн.

И повторил самого себя:

— Потому что, когда мы принимали гимн, мы только вышли из-под крыла Советского Союза. Сейчас же мы полностью встали на ноги и встали на путь развития. Мы должны изменить гимн, чтобы весь кыргызский народ мог его исполнять свободно.

ВОТ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ И АГА…

Но есть ещё один весьма любопытный подстрочник. На мероприятии по поводу 65-летия Торгово-промышленной палаты спикер несколько расширил тему гимна:

— Мы изменим гимн. Когда принимали этот вариант, Кыргызстан только приобрёл независимость. Сейчас страна поднялась на ноги и на путь развития. Поэтому мы должны изменить текст. Я как-то слышал, что, когда один из экс-президентов поехал за границу и когда прозвучал наш гимн, птицы, которые сидели на деревьях, разлетелись. А когда прозвучал гимн той страны, птицы обратно прилетели. Мы напишем гимн, чтобы его легко могли петь с пяти до 90 лет.

Жаль, что в этот день мероприятия закончились, и спикеру нашему Шакиеву не удалось удивить публику ещё более образными метафорами. Но, похоже, всё ещё впереди.

Государственный гимн Кыргызской Республики был утверждён постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 18 декабря 1992 года.

Слова Ж. Садыкова, Ш. Кулуева. Музыка Н. Давлесова, К. Молдобасанова.

Первоначальный вариант гимна состоял из трёх куплетов и припева. Однако в декабре 2012 года второй куплет был исключён.
Комиссия посчитала, что слова «бейкут» и «оз тагдырын колунда» (моя судьба в твоих руках) вызывают неоднозначное восприятие у общества. По этой причине было предложено изменить текст гимна. Однако подходящих вариантов для замены предложено не было, в связи с чем убрали полностью второй куплет.

***

Позже пресс-секретарь Президента Садыра Жапарова Аскат Алагозов прокомментировал слова Нурланбека Шакиева о возможном изменении государственного гимна:

— Если инициатива по изменению государственного гимна будет выдвинута, то обязательно должен быть объявлен открытый конкурс на текст и музыку гимна, в котором смогут принять участие поэты, писатели, композиторы, философы, а также все, кто уверен в своём таланте и хочет создать гимн, способный получить широкую поддержку населения. Это потребует значительного времени, поэтому нет причин будоражить общественность из-за возможного изменения гимна. Если большинство народа не поддержит изменение, то необходимости в этом и вовсе не будет.

ГЛАС НАРОДА

На днях одно из информагентств опросило нескольких популярных деятелей по поводу гимна.

Зайнидин Курманов, политолог:

— Я против изменения гимна. Изменения можно внести, если в тексте допущена ошибка. Но в этом случае надо привлекать специалистов. Только с их заключения должно приниматься решение. Политики же не искусствоведы, писатели или журналисты. Если действительно допущены ошибки, то об этом должны говорить эксперты.

Марлен Маматалиев, депутат Жогорку Кенеша:

— Государственная символика, в том числе гимн, — это очень чувствительная тема, так как это касается непосредственно каждого. Поэтому такие вопросы необходимо рассматривать тщательно и осторожно, нужно проводить общественные слушания, круглые столы, конференции, узнавать мнения экспертов, академиков, историков, людей науки. И только после, если появится чёткий и жёсткий аргумент, доказывающий необходимость изменения, можно обсуждать вопрос. Ни от одного эксперта или научного деятеля я не услышал каких-либо аргументов, что гимн нужно поменять.

Мавлян Аскарбеков, активист:

— Я бы хотел обратиться к инициаторам изменения государственных символов: у нас в стране много острых и насущных проблем, в том числе в сфере законодательства, от которого зависит жизнь нашей страны. Это касается реформ в здравоохранении, где десятки тысяч людей, включая детей, умирают в больницах. Это относится к системе образования, требующей кардинальных изменений, реформам в силовых структурах и судебных органах. В течение десятков лет наше население сталкивается с беззаконием в судебных процессах.
Эти вопросы должны обсуждаться, и должны приниматься соответствующие законы. Однако мы наблюдаем низкий уровень квалификации наших депутатов. Я хотел бы обратиться к спикеру Жогорку Кенеша: вместо того чтобы инициировать подобные идеи и обсуждать их, они должны заниматься насущными проблемами и принимать законы.

Господин Шакиев, возможно, не понимает, что, получив второй шанс прийти во власть и работать ради народа, он снова занимается тем, чем занимались власти во времена режима Бакиева. Я бы ещё раз хотел попросить депутатов сосредоточиться на выполнении той миссии, которая была возложена на них населением.

Зулпукаар Сапанов, журналист:
— Наш гимн изначально критиковали. Музыку, слова. Из-за этого даже убрали один куплет из него. В 2023 году поменяли флаг. Тогда много людей было против. Сейчас, по моим наблюдениям в социальных сетях, многие за то, чтобы поменять гимн. Текст государственного гимна должен быть таким, чтобы каждое слово получало отклик в сердцах людей.

Шарапаткан Мажитова, депутат Жогорку Кенеша:
— Я против изменения гимна. Зачем это делать, когда у нас достаточно других проблем? На это уйдёт много средств. Сейчас у нас много проблем в здравоохранении, в школах не хватает книг. Гимн не должен быть приоритетом. Есть гораздо более значимые вопросы, которые нужно решать в срочном порядке. Если законопроект будет рассматриваться, я буду голосовать против.

Ыдырыс Исаков, блогер:
— А какое значение имеет наше мнение? Они захотят — и поменяют. С одной стороны, наш гимн всегда критиковали. Говорят, что написано, как от третьего лица: «Алгалай бер кыргыз эл, азаттыктын жолунда» — как будто кто-то со стороны кыргызу говорит. А надо, мол, от первого лица, как будто гражданин говорит, что будет хранить как зеницу ока Кыргызстан. Эта критика была изначально.

С другой стороны, что изменится от того, что поменяют гимн? Экономика страны на одну ступень поднимется или бюджет увеличится, или кыргызстанцы станут сплочённее? Сейчас власти придают большое значение государственной символике. Но лично мне разницы нет — поменяют гимн или останется прежний.

Канат Хасанов, адвокат:
— Я думаю, это специальное закидывание в информационное пространство, которое будет обсуждаться и отвлекать людей от других проблем. Классика жанра.

Бакыт Молдожанов, активист:
— Я отрицательно отношусь к изменению гимна. Что не понравилось спикеру в нынешнем? Давно пора понять, что благополучие страны и народа зависит не от рисунков или слов, а от самих людей. Когда начинаются подобные манипуляции, мне вспоминается анекдот про публичный дом, где, когда падала прибыль, вместо того чтобы поменять работниц, в нём переставляли кровати. Работать надо. Работать денно и нощно, а не скидывать вину на то, что лучи не так светят или слова не так написаны. У многих стран гимны приняты столетия назад, и эти страны переживали как падения, так и взлёты, но не винили ни флаг, ни гимн в своих неудачах. Но, как мы знаем по истории с флагом, гимн, скорее всего, изменят. Храни Аллах мой Кыргызстан от инициативных дураков.

Как меняли флаг. Подробности

Как вспоминает «Азаттык», в 2023 году Шакиев инициировал изменения государственного флага, которые затем утвердил Жогорку Кенеш. Позже Садыр Жапаров признался, что эта идея принадлежит ему, а спикера он всего лишь попросил инициировать законопроект.

На Народном курултае, прошедшем 15-16 декабря прошлого года, Садыр Жапаров рассказал предысторию инициативы. По его словам, уходит она своими корнями в события 30-летней давности:

«Когда приняли флаг, я был молод, только женился, жил в селе. Флаг приняли, в гости пришли друзья отца. Все они были историками, санжирачи (кырг. — знаток кыргызских родов). Они часто собирались на шерине (кырг. — разновидность коллективного общения, при котором несколько семей с определённой периодичностью по очереди приглашают друг друга в гости). Они сидели, все радовались, что флаг приняли. Среди них был сильный историк, санжирачи, который наизусть знал тысячелетнюю историю кыргызов. Все иссыккульцы знают его — Асанказы. Он сказал: «Наш флаг стал похожим на подсолнух. Надо было это исправить!». Он посмотрел ещё раз и сказал: «Неужели нет кыргызов-знатоков, и тундук неправильный». Я был молод и не знал. Вы же знаете, там шесть перекладин по три. Так вот, он сказал, что поставили тундук юрты, которую устанавливают во время трагических событий. А для хороших событий, по его словам, на юрту ставят тундук пары по 5-6-7 перекладин».

И до сих пор многие из опрашиваемых прессой считают, что флаг всё-таки из подсолнуха превратился в колючки…
Это мы к чему? Прошлым летом Нурлан Шакиев носился с идеей изменить флаг, а потом были парламентские чтения и курултай. И ближе к концу года Президент подписал соответствующий указ. Тогда напрашивается параллель: не объявлена ли эта затея с изменением гимна, опять же, в преддверии скорых парламентских слушаний и курултая? С тем, чтобы к концу года мы получили новый текст и музыку? А все эти народные обсуждения, конкурсы композиторов и поэтов — для массовости. Может, у спикера уже хранится рояль в кустах или спрятан скелет в шкафу.

И ГЕРБ ТУДА ЖЕ

Уже поговаривают и об изменении герба. В ЖК поступили поправки в «Закон о госсимволах», инициируемые Кабинетом министров. Речь идёт о государственном гербе. Закон 1994 года гласит: «Изображение герба должно в точности соответствовать цветному или чёрно-белому эталону». По данным правительства, до сих пор нет единого стандарта по визуальному стилю эмблем (логотипов) госорганов и местного самоуправления. Это, мол, приводит к излишним расходам казны. Так что ждём изменений по гербу. Да только вот, как сомневаются простые кыргызстанцы, с изменением символов страны не шибко-то меняется жизнь. К лучшему.

Геннадий КУЗЬМИН.