Комитет Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграциирассмотрел проект соглашения о делимитации границы между Кыргызстаном и Узбекистаном. Решение принято за закрытыми дверями, хотя заседание проходило открыто. На него приглашались журналисты, эксперты, блогеры и гражданские активисты. Однако запрещалось заносить в зал ноутбуки, телефоны, камеры и другую записывающую технику, забрали её даже у депутатов.
Как отметил председатель профильного комитета Чингиз Айдарбеков, общественное обсуждение проекта соглашения по делимитации границы Кыргызстана и Узбекистана прошло по регламенту. При принятии решения голоса нардепов разделились: шестеро проголосовали «за» и четверо — «против»
— Лично я не поддержал проект, поскольку, как и все, не видел документов и уже высказал соответствующее мнение, — пояснил он.
Некоторых народных избранников возмутил тот факт, что они получили проекты договора по делимитации и демаркации линии границы с Узбекистаном только перед заседанием, а не за три дня до этого, как полагается. «К тому же нет других соответствующих документов», — посетовал Адахан Мадумаров. Депутат Шайлообек Атазов также заявил, что депутатов ставят перед фактом. «У нас на руках нет документов, поэтому неправильно сегодня принимать решение. Надо заслушать информацию», — сказал он. На что Чингиз Айдарбеков ответил, что сегодня проводится не ратификация соглашения, а согласование проекта и общественные слушания.
Представитель Президента в парламенте Алмасбек Абытов подтвердил, что члены комитета одобрили проект соглашения.
После выступления депутата Адахана Мадумарова глава ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что комиссия по границам делает всё возможное, чтобы защитить интересы страны. Он предложил депутату свой пост и решение проблем границы, а также отметил, что готов освободить своё место тем, кто способен урегулировать вопрос делимитации и демаркации границы с соседями на более выгодных условиях. «Все спорные участки перешли нам. Мы стараемся, отстаиваем каждый метр».
Камчыбек Ташиев рассказал нардепам о проекте соглашения по линии границы с Узбекистаном, а также пояснил, сколько земли отошло соседней стране и что получил Кыргызстан. По его словам, после двухлетних переговоров стороны пришли к взаимопониманию и заключили соглашение.
В целом за Кыргызстаном остаётся более 19 тысяч гектаров земли, за Узбекистаном — территория воды Кемпир-Абадского водохранилища (4 485 гектаров), но управлять им будут вместе две страны. Появится совместное предприятие, на котором станут трудиться восемь сотрудников из двух стран. «За счёт снижения уровня воды освободилось 1 200 гектаров, это переходит к нам», — сказал он.
Кроме этого, Кыргызстан получает местности Гавасай -12 949 гектаров, Кок-Серек — 105 гектаров, Баястан — 212 гектаров, Унгар-Тоо — 35 гектаров, Ак-Таш — 100 гектаров, Кара-Белек — 25 гектаров и другие участки в Ошской и Джалал-Абадской областях (в Сузакском и Узгенском районах, предположительно, по 1 000 гектаров). Начало Шариханского канала поделили по 19,5 гектара каждой стороне. Глава ГКНБ отметил, что территория Кыргызстана расширилась на 15 806 гектаров.
Он добавил, что парламент рассмотрит вопрос ратификации соглашения после подписания проекта Президентами Кыргызстана и Узбекистана. Полную информацию и содержание договора по границам с Узбекистаном власти раскроют только после.
Камчыбек Ташиев объяснил ограничения на съёмку заседания, где обсуждается соглашение с соседней страной, в том числе по Кемпир-Абадскому водохранилищу, секретностью некоторых документов.
«Здесь журналисты и общественные деятели. У них нет доступа к документам ДСП (для служебного пользования). Да, Президент поручил всё показать открыто. Но мы сегодня утром согласовали, что часть документов имеет гриф «совершенно секретно», поэтому не стоит снимать на камеру. Однако мы готовы предоставить всю информацию всем, как только главы государств подпишут соглашение. Тогда мы сможем раскрыть детали. Сейчас проект проходит процесс согласования, этот вопрос не будет вынесен даже на пленарное заседание», — сказал председатель ГКНБ.
Пресс-секретарь Президента Эрбол Султанбаев также прокомментировал запрет на использование аппаратуры. По его словам, заседание комитета Жогорку Кенеша, на котором рассматривается вопрос по границе, открыто для всех. В нём принимают участие представители общественности — эксперты, общественные деятели. Для представителей СМИ также нет ограничений. «Однако в силу характера рассматриваемых вопросов видеозапись не допускается. Вчера руководители соответствующих органов проинформировали президента о желательности проведения встречи именно в таком формате», — отметил он.
Напомним, что ранее Президент Садыр Жапаров поручил провести открытое заседание профильного комитета Жогорку Кенеша по вопросу ратификации документов по кыргызско-узбекской государственной границе. При этом глава республики подчеркнул, что на 99 процентов вопрос о спорных участках решён в пользу КР, добавив, что судьба страны не может зависеть от желаний и просьб жителей одного региона.
«Давайте будем выше уровня района. Другое дело, если делим землю внутри республики. Мы с Узбекистаном решаем вопрос о 1 400 метрах отдельных участков границы, расположенных вблизи Оша, Джалал-Абада и Баткена. Если до начала ратификации одна из сторон откажется от достигнутых договорённостей и всё вернётся в прежнее состояние, то отвечать будут те, кто морочит людям голову. Мы привлечём их к ответственности», — отметил он.
По мнению Садыра Жапарова, выступающие по вопросу судьбы водохранилища Кемпир-Абад политизируют ситуацию. «Они хотят показать нас в плохом свете, создать шум и прийти к власти. Мы не позволим им реализовать намеченное, потому что мы уверены в правильности своих решений», — подчеркнул он.
Высказался о проекте соглашения и экс-спикер Жогорку Кенеша Медетбек Шеримкулов. Он отметил, что, если вопрос по границе не будет решён, отношения между странами могут испортиться, и привёл в пример ситуацию с Таджикистаном. «Решение по границе с Узбекистаном может вызвать недовольство местного населения, но что бы граждане ни говорили, надо найти с соседями общий язык и донести позицию спокойно. Нельзя оставить всё как есть, иначе стабильности ни внешней, ни внутренней не будет», — сказал он.
Экс-депутат и экс-министр обороны Исмаил Исаков тоже поддержал проект соглашения по границе Кыргызстана и Узбекистана. Он отметил, что из двух зол надо выбирать меньшее. По его словам, в Кыргызстане нет достаточного вооружения для защиты страны в случае возникновения конфликтов на границе. «Некоторые могут сказать, что я перешёл на другую сторону, но это не так. Я думаю о государстве», — сказал Исаков, добавив, что Андижанская область Узбекистана занимает третье место в мире по плотности населения.
Кемпир-Абадское водохранилище (в Узбекистане его называют Андижанским) расположено на стыке Ошской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана и Андижанской области Узбекистана. Оно было построено в 1983 году на территории КР. В 1973-м со стороны Узбекистана была предоставлена земельная компенсация — Кыргызстану передали 4 100 гектаров. Сюда стекается вода рек Тар, Кара-Кульджа и Кара-Дарья. Водохранилище относится к Кыргызстану. Его площадь составляет 4 400 гектаров. Максимальный объём наполнения — 1,9 кубических километра. В своё время его отдавали в аренду Узбекистану. Воды Ферганского канала начинаются с водохранилища Кемпир-Абад и через Араванский район поступают в РУз.
Аида ШИРИНОВА.