В поисках утраченного, или Зачем закрыли Западный автовокзал, как ранее Восточный?

В поисках утраченного, или Зачем закрыли Западный автовокзал, как ранее Восточный?

С полмесяца назад прекратил работу Западный автовокзал, в том числе мини-автовокзал «Акжол». Проведены работы по их переносу. Это информация на 23 октября.

На следущий же день в Жогорку Кенеше возмутились. Депутат Бактыяр Калпаев сообщил, что вчера мэрия Бишкека перенесла Западный автовокзал. По его словам, сейчас там скопились люди, которые не знали, что вокзал перестал работать:

«Они стоят в растерянности, не зная, как им уехать. Мэрия должна была за 15 дней начать информировать людей, что автовокзал прекратит работать, сообщить гражданам новый адрес его локации».

Депутат Дастанбек Джумабеков отметил, что у временного места автовокзала нет никаких условий как для пассажиров, так и перевозчиков. Он просил взять на контроль этот вопрос. По его словам, мэрия столицы рядом с авторынком установила железные контейнеры и территорию посыпала гравием:

«Нет ни туалета нормального, ни столовой. Сами знаете, как там летом жарко, а зимой холодно. Да, в муниципалитете сказали, что это временно. Но так нельзя делать. Туда приезжают больные, чтобы пройти лечение, обследование в больницах Бишкека. Пусть сначала создадут условия для людей, потом перевозят. Требую, чтобы мэрия вернула Западный автовокзал на место».

А ещё 31 октября мэр Айбек Джунушалиев совместно с городскими службами проверил ход работ на территории автовокзалов.
Сначала осмотрели территорию МП «Бишкекский автовокзал», которое обслуживает международные, междугородние, областные и пригородные маршруты в восточном направлении, а также в Нарынскую и Иссык-Кульскую области.

По данным мэрии, на автовокзале появились современные капсулы для отдыха водителей и туристов (впервые в Кыргызстане) в зале ожидания, имеются общественный туалет, душевая, а также установлены точки быстрого питания.

Кроме того, организована перевозка пассажиров на электромобилях, тарифы которых значительно ниже других компаний, предоставляющих услуги такси. Акиму Свердловского района поручено взять под особый и ежедневный контроль работу автовокзала. Также мэр поручил очистить участки от незаконных точек продажи угля и других самовольно установленных объектов.

Мэрские чиновники посетили и временно работающий Западный автовокзал, расположенный рядом с будущим ипподромом «Ак-Кула», откуда отправляются маршруты в Ош, Баткен, Джалал-Абад, Талас.

«Здесь также создают условия для полноценной работы временного автовокзала до завершения строительства нового, который будет расположен рядом с многофункциональным рыночным комплексом на западной стороне улицы Фучика. Проведено освещение, передислоцированы торговые точки со старого Западного автовокзала, установлено помещение для диспетчерской и кассы», — отметили в мэрии.

С территории старого Западного автовокзала будут передислоцированы также навесы и другие лёгкие конструкции для временного размещения.

Глава столицы поручил МП «Бишкекводоканал» в оперативном порядке провести водопроводные сети.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?..

В конце 2023 года власти Бишкека сообщили о том, что оба автовокзала столицы — Западный и Восточный — будут перенесены за пределы города. Один новый вокзал уже начал работать. Но это решение устроило не всех. Муниципалитет заверяет, что изменения принесут больше плюсов, чем минусов. Эксперты же напоминают о необходимости принимать такие решения после проведения точных расчётов.
А 29 февраля этого года мэрия сообщила о создании нового автовокзала вместо Восточного на объездной дороге и запуске первого городского автобусного маршрута до него.

Против инициативы сразу выступили перевозчики, заявив, что около 4,5 тысяч человек могут остаться без работы из-за переноса Западного и Восточного автовокзалов за пределы Бишкека, а локация новых объектов очень неудобная, так как туда только две дороги — улица Алма-Атинская и объездная. А там всегда пробки.

В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии ответили, что переносят объекты в рамках проекта «Зелёный город» и для разгрузки пробок. Инициатива поддержана Президентом, находится под его контролем и обсуждалась на Народном курултае.

12 января новый Восточный автовокзал официально открыли. В муниципалитете отчитались, что там есть все условия для пассажиров и водителей.

Большой и малый залы ожидания на 60 и 36 мест, три кассовых зала, комната матери и ребёнка, камера хранения, диспетчерская, комната нарколога, место технического осмотра транспорта, комната отдыха для водителей, столовая и перрон для посадки.

На автовокзал приезжают маршрутные такси, курсирующие из столицы в населённые пункты Иссык-Кульской и Нарынской областей. Открыто несколько маршрутов общественного транспорта между автовокзалом и Бишкеком.

Старый Восточный автовокзал пока не закрыли и передают в муниципальную собственность. На его территории могут появиться многоярусная парковка и парк. Здание Восточного автовокзала сносить нельзя, оно в государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения.

По информации «Азаттыка», 15 января мэрия сообщила, что Восточный автовокзал на новом месте работает в штатном режиме, а перевозками пассажиров в регионы страны и обратно занимаются более ста маршрутных такси пяти ОсОО.

На прежнем вокзале таких частных компаний было 22. Такие цифры в ходе пресс-конференции привёл председатель «Ассоциации предпринимателей-перевозчиков КР» Дуйшонбу Сооронбаев. По его словам, работающие в этих фирмах водители — а это около 3,5-4,5 тысяч человек — могут потерять работу, а решение мэрии о переносе автовокзалов за пределы города он назвал противоречащим предыдущим документам, в том числе постановлениям Бишкекского городского кенеша (БГК):

«Мы всем инстанциям, примерно 12 государственным организациям направили письма о том, каким законам и нормативно-правовым актам это противоречит… Кроме того, как будут жить те, кто останется без работы? Как их трудоустроить? Также создаются неудобства пассажирам, будут затраты времени и повышение тарифов на проезд. Все эти вопросы мы направили в госорганы, вплоть до Президента. Мы пока ещё ответа не получили, но, как получим, известим общественность».

Одной из причин переноса автовокзалов за город в мэрии называют снижение нагрузки на центральные дороги столицы. Но директор общественного объединения «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова обратила внимание на то, что при решении проблемы заторов власти столицы должны учитывать интересы тех, кто оказывает услуги перевозок, а также пассажиров:

«Если были сделаны расчёты, исследования потоков автомашин, и результат однозначно показывает, что перенос автовокзалов в новые точки существенно снижает пробки на данных и близлежащих участках, то это положительное решение. Но полностью проблему заторов переносом объектов не решить. Один из главных выходов — развитие общественного транспорта. Если бы фокус сосредоточили на этом, а также на создании инфраструктурных условий, то это был бы кардинальный подход».

Эксперт отмечает, что вместе с переносом автовокзалов должны параллельно решаться вопросы по удобству приезда на новые точки перевозок, в частности, удобный и частый общественный транспорт до этих объектов, а также вопрос парковок рядом.

…И ЧЕМ ВСЁ ЗАКОНЧИТСЯ?

Третьего ноября пресс-секретарь Президента Аскат Алагозов на своей странице в Facebook призвал кыргызстанцев проявить терпение в связи с переносом Западного автовокзала за пределы Бишкека. По его словам, власти страны понимают, что появились неудобства у граждан после того, как автовокзал закрыли, но скоро будет построен современный новый:

«По дороге к аэропорту «Манас» также строится новый Ошский рынок. После завершения строительства новый автовокзал будет расположен в удобной локации, потому что в рамках административно-территориальной реформы площадь города значительно увеличилась. С расширением столицы будут обеспечены новые инфраструктура и жилые районы, а автовокзал, который сейчас, кажется, находится на окраине Бишкека, на самом деле расположен в его границах.

Старое здание Западного автовокзала отремонтируют, и оно будет использоваться».

Он призвал участников выборов в местные кенеши отказаться от популистских заявлений. И считает, что после завершения этих двух строек им будет стыдно.

А ещё 25 октября управляющий делами Президента Каныбек Туманбаев на своей странице в Facebook опубликовал эскизный проект нового автовокзала.

Он отметил, что мэрия Бишкека построила для водителей и пассажиров временный автовокзал:

«Мы начали строить новый вокзал. Уже два дня наблюдаю возмущения блогеров. Есть те, которые сравнивают наш с вокзалами других стран и издеваются. Критикуют наши намерения создать условия, построить новое место для автобусов и пассажиров. Не делайте так. Лучше поддержите в интересах народа. Строительство нового автовокзала завершится в следующем году».

***

Получается странная, если не сказать, удручающая картина. Один — мэр Бишкека Джунушалиев — ездит и проверяет готовность к эксплуатации Восточного и Западного автовокзалов в новой локации. Хотя на Западном ещё и конь не валялся. Вернее, показывают снимки в интернете, как по грязи гарцуют на конях всадники, будто меряясь силами с большими автобусами. И то сказать: здесь по соседству будет новый ипподром «Ак-Кула».

Тогда как другой — управляющий делами Президента — информирует, что и тот, и другой автовокзалы — временные. Так зачем их создавать, «Причём без надлежащих удобств, инфраструктуры, в отдалённости от городской черты. «Из Таласа я доехала за 500 сомов, а до микрорайона «Кок-Жар» за такси придётся выложить тысячу?» — делится пассажирка.

Люди журналистам жалуются (запись 29 октября): Почему сюда перевели, ничего здесь не подготовив? Даже навесов нет, а пойдут дождь, снег, где спрятаться, ожидая автобус? И это лицо столицы?! А ведь сюда и ташкентские автобусы будут приезжать. А у них автовокзал мало что красивый и чистый, так ещё и расположен в центре города, как и старейший в Центральной Азии рынок «Чорсу», тоже находящийся в самом центре старого города».

Почему люди должны терпеть эти трудности в буквальном смысле на пустом месте? Но есть же постулат: не выгоняй на улицу из ветхого жилья, пока не построишь новое.

ГДЕ ЖЕ СОБАКА ЗАРЫТА?

В начале сентября появилось сообщение мэрии, что завершился капитальный ремонт тротуара, ведущего к Западному автовокзалу «Акжол». Миниципальное предприятие «Бишкекасфальтсервис» и подрядчик «Белек Нур компани» установили новые бордюры, ирригационную систему и уложили новый асфальт. Любо-дорого посмотреть.

И что же? Ещё в сентябре мэрия и не думала закрывать Западный автовокзал? Но не прошло и месяца, как где-то наверху всё переиграли и поставили водителей и пассажиров перед фактом: а отправляйтесь-ка вы все ближе к Сокулуку. Что называется, народу услужили. И это когда ещё на Васильевском тракте напротив села Достук появится новый автовокзал и перемещённый же Ошский рынок да плюс жилой комплекс? Это же годы пройдут. И зачем всё это?

Как подметил журналист Турат Аким на своей странице в «Фейсбуке»: «Самое интересное в мегановостройках после 2020 года: во времена СССР под общественные здания были проведены мощные коммуникации, такие как канализация, водопровод и электропитание, с расчётом на будущий рост населения. Сегодня с лёгкой руки власти под интересы стройолигархов сносятся именно такие здания, где уже есть все допуски, ибо вводить в эксплуатацию новые магистрали слишком дорого. Так, под предлогом ветхости сносятся и СИЗО, и автовокзалы, и многое другое. Итак, вместо старого автовокзала быстренько возникли лёгкие металлоконструкции ангарно-складского типа. Слов нет: «Добро пожаловать в новый Кыргызстан!»

И то сказать, по данным одного из информагентств, 29 августа этого года на внеочередной сессии Бишкекский городской кенеш одобрил проект постановления «О приватизации имущественного комплекса «Ипподром «Ак-Кула» методом прямой продажи».

Ранее в мэрии отмечали, что департамент по управлению муниципальным имуществом продаёт имущественный комплекс «Ипподром «Ак-Кула» путём проведения аукциона в электронном формате — 15 апреля и 11 июня 2024 года. Однако из-за отсутствия участников аукциона торги признаны несостоявшимися.

А 8 июля 2024 года в мэрию Бишкека поступило предложение компаний ROX Group и TNG Global Foundation о приобретении имущественного комплекса «Ипподром «Ак-Кула» с земельным участком общей площадью 55,73 га путём прямой продажи.

БГК постановил одобрить предложение компаний ROX Group и TNG Global Foundation о приватизации имущественного комплекса «Ипподром «Ак-Кула» с земельным участком общей площадью 53,61 га методом прямой продажи на условиях, что компании ROX Group и TNG Global Foundation построят за счёт собственных средств и безвозмездно передадут в муниципальную собственность Бишкека в соответствии с условиями договора общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, городские дороги, парковую зону.

«В случае отказа компаний ROX Group и TNG Global Foundation от условий, указанных в постановлении, мэрия выступит инициатором приватизации имущественного комплекса «Ипподром «Ак-Кула» методом прямой продажи и направит соответствующие предложения о приватизации объекта методом прямой продажи заинтересованным лицам», — говорится в постановлении.

По информации вице-мэра столицы Азамата Кадырова, компании планируют построить микрорайон «Ак-Кула» из пяти зданий высотой свыше 200 метров. Срок реализации всего проекта — десять лет, но компании обещают реализовать за пять.

Также компании обещали единовременно выплатить $67 млн в бюджет, за счёт своих средств построить три школы, три детсада, поликлинику, парк, сквер, магистральные дороги и магистральные инженерные коммуникации, а затем всё это передать муниципалитету.
«Инвестиции, переданные муниципалитету, будут равны от $145 млн до $150 млн. Кроме того, в их договоре свыше $1 млрд планируют направить на инвестпроект», — рассказал Кадыров.

По данным открытых источников, компания TNG Global — международный владелец и застройщик недвижимости со штаб-квартирой в Гибралтаре. Работает в жилом, коммерческом, розничном и гостиничном секторах.

Компания ROX Real Estate — ведущая компания по недвижимости в Золотом коридоре Аризоны, предоставляющая услуги по покупкам, продаже, аренде, инвестициям, продаже или лизингу коммерческой и промышленной недвижимости.

В общем, всё это, как с троллейбусами и маршрутками, которых изничтожили как «класс», а люди теперь по сорок минут ждут автобус № 195. И это ещё не зима…

Геннадий КУЗЬМИН.
Фото из интернета.