Главным тренером национальной сборной Кыргызстана по футболу стал российский специалист Максим Лисицын. Этот наставник хорошо известен нашим болельщикам. Лисицын успешно работал несколько лет с бишкекской молодёжной дружиной “Илбирс”, затем – с юношеской и олимпийской сборными Кыргызстана. Своё назначение на новую, более ответственную должность Лисицын считает вершиной своей карьеры.
Но сначала несколько слов о том, почему руководители Кыргызского футбольного союза не стали продлевать контракт с теперь уже бывшим тренером национальной сборной, представителем Словакии Штефаном Тарковичем. Этот наставник выполнил задачу, поставленную перед ним: наша команда впервые в своей истории получила право участвовать в третьем этапе азиатского отборочного цикла Кубка мира и параллельно стала участником финального турнира Кубка нашего континента. Более того, сам мистер Таркович рассчитывал продолжить работу в сборной Кыргызстана – строил новые амбициозные планы по улучшению игры команды. И ещё один факт, можно сказать, из ряда вон выходящий. Тренер накануне очередного официального матча решил не уезжать из Бишкека на похороны своего отца. Согласитесь, этот факт говорит о том, что он прежде всего человек дела.
Однако нужно признать – сборная Кыргызстана под руководством Штефана Тарковича по большому счёту не нашла своей игры. Достаточно вспомнить только два последних матча команды.
Кыргызстанцы в них действовали вяло, безынициативно. В частности, в домашнем матче наши игроки не могли расшатать оборонительные редуты сборной Малайзии. Лишь благодаря индивидуальному мастерству Гулжигита Алыкулова команда вышла вперёд и вскоре пропустила обидный автогол. Было отчётливо понятно, что тренер малайзийцев Ким Пан Гон тактически переиграл Штефана Тарковича. Его подопечные действовали на поле более собранно, решительно, не позволяли кыргызстанцам проводить быстрые и опасные атаки.
Матч с Оманом наши футболисты провели ещё хуже. Медленный темп, растерянность на чужой половине поля – вот что прежде всего запомнилось о той игре. В конце первого тайма один из новобранцев сборной Кыргызстана Элдияр Зарыпбеков удачно направил после углового удара пятнистый снаряд в сетку ворот оманцев, но вскоре подопечные Штефана Тарковича опять умудрились забить в свои ворота. Прямо наваждение какое-то происходило с нашими футболистами. А может, дело не в наваждении, а в чём-то другом?
По поступавшим из стана команды скупым сведениям можно было сделать вывод об отсутствии должного понимания между тренером Тарковичем и игроками. Однажды наставник признался в своём непонимании менталитета кыргызстанских футболистов, а потом стали просачиваться слухи о конфликтах с его подопечными. Действительно, кыргызстанские мастера кожаного мяча – особая каста. Они не терпят жёсткой критики в свой адрес со стороны тренеров. А тренер Таркович – воспитанник европейской футбольной школы. Он, очевидно, требовал от футболистов чёткого выполнения всех поставленных перед ними задач, не терпел игры в “полноги”. А самое главное, не смог стать для них старшим другом, наставником во всех смыслах этого слова. Между игроками и тренером, очевидно, появился некий незримый барьер во взаимоотношениях, а это недопустимо в любой команде. Вот где, очевидно, кроются истоки вялой безынициативной игры наших футболистов в некоторых матчах.
Конечно, такую ситуацию нужно было разруливать в срочном порядке, и потому руководители Кыргызского футбольного союза решились на замену тренера национальной сборной. Команде нужен был наставник, который бы не только профессионально разбирался в тренерском деле, но и понимал своих игроков. И потому кандидатура Максима Лисицына в сложившихся обстоятельствах была просто идеальной.
Лисицына несколько лет назад позвал в Кыргызстан бывший тренер национальной сборной и бишкекского “Дордоя” Александр Крестинин. Они оба выступали в клубах Краснодарского края, там же начали и тренерскую карьеру, причём вместе трудились в Академии футбола своего региона.
Работа в Кыргызстане у Максима Лисицына, как говорится, пошла сразу. Его первая команда “Илбирс” (Бишкек), составленная из 17-18 летних игроков, привлекала внимание болельщиков своей быстрой, техничной игрой. Да, молодые футболисты часто допускали ошибки, не могли все 90 минут выдерживать высокий темп игры, но тренеры республики дали точную характеристику “Илбирсу”: “Команда хорошо управляемая”. Эти слова для любого тренера дорогого стоят.
Затем Максим Лисицын руководил молодёжной сборной республики, которой удалось попасть в финальную часть Кубка Азии. Хорошее впечатление оставила о себе и наша олимпийская дружина. И этой командой руководил также специалист из Краснодара.
В начале этого года Лисицын был приглашён в бишкекский “Дордой”. За полгода работы в команде он сумел достичь многого. “Дордой” преобразился, стал играть ещё более агрессивно, каждый игрок умело выполнял свои, если можно так выразиться, должностные обязанности на поле. Одним словом, чувствовалось, что у тренера Лисицына большой потенциал, и нужно было его использовать как можно быстрее.
На первой своей пресс-конференции в качестве главного тренера национальной сборной Максим Павлович отметил: “Приглашение в национальную дружину – на данный момент – вершина в моей тренерской карьере. Приложу все силы и знания для успешного выступления команды в следующих этапах отборочного цикла Кубка мира”.
О необходимой смене поколений в сборной Лисицын высказался весьма осторожно: “Они необходимы, но нужно эту работу проводить неспеша, точечно. Но у меня есть преимущество. Многих талантливых игроков знаю по работе в молодёжной и олимпийской сборных. И это обстоятельство, надеюсь, не позволит мне ошибиться”.
Да, кадровое обновление сборной необходимо. Завершает футбольную карьеру некогда грозный форвард Мирлан Мурзаев, мало похож на себя прежнего моторный хавбек Турсунали Рустамов, сбавил обороты Ислам Шамшиев, почти не осталось в рядах сборной легионеров из Германии. Даже многолетний капитан национальной дружины Валерий Кичин перестал быть лидером команды. Он теперь редко подключается в атаку, удары по воротам стали не очень опасными.
К большому сожалению, некоторые молодые футболисты, которые имели шансы вырасти в звёзд отечественного футбола, почему-то сникли, в сборной почти незаметны. Значит, и им необходимо находить замену. Словом, проблем у тренера Максима Лисицына предостаточно. Сможет ли он их решить к сентябрю, когда команда продолжит поход на мундиаль-2026, остаётся только догадываться.
Но становление сборной – дело не только тренера, но и всех футбольных функционеров страны. Все 30 последних лет власти не обращали должного внимания на развитие этого вида спорта.
Сокращалось количество детских футбольных школ, не возводились большие футбольные поля. Невероятно, но факт: с 1992 года в чемпионате страны расформировались 43 футбольных клуба. Конечно же, из-за безденежья. По этой причине почти все ведущие игроки давно выступают в зарубежных командах. И этот процесс, похоже, в ближайшее время не остановить.
Но, кажется, лёд тронулся. Новые руководители Кыргызского футбольного союза разработали и вынесли на обсуждение общественности проект Программы по развитию футбола. В преамбуле этого документа говорится о том, что футбол к 2030 году должен стать национальным спортивным увлечением. Ну а там, где массовость, обязательно проклюнется и мастерство. Но до 2030 года ждать долго. Победы нам нужны здесь и сейчас. Они, между прочим, способствуют массовому приходу детей в спортсекции. Так что ждём от Максима Лисицына, руководителей Кыргызского футбольного союза и бизнесменов-меценатов успехов – больших и разных. Победы в одиночку не достигаются.
Вячеслав АНИКИН.
Корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”