«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком»
В нашей стране нет такого человека, который не знал бы ни одной сказки Александра Сергеевича Пушкина. В школьной программе его стихотворения заучиваются с первого прочтения. Во всём мире именно его называют солнцем русской поэзии, а произведения великого поэта перечитывают даже взрослые. В канун предновогодней суеты на сцене Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова стартует премьера детского спектакля «Сказка о царе Салтане». Постановка молодой талантливой Арины Бессергеневой из Москвы.
— Казалось бы, что сложного? Поставить на сцене Пушкина! Но на деле это оказывается нелегко, мы стараемся адаптировать яркую самобытную историю о царе и его сыне в современный мировой уклад. Хотим отойти от традиционного ряжничества и рассказать популярную сказку по-новому, чтобы это, прежде всего, было интересно не только детям, но и взрослым, — делится режиссёр-постановщик Арина Бессергенева. — Ведь, по сути, Гвидон хочет обратить на себя внимание отца, с которым по воле судьбы они были разлучены.
Сегодня многие современные дети зачастую лишены внимания родителей. Мамы и папы проводят весь день на работе, и ребёнок постоянно пытается привлечь их внимание, что-то доказать. У меня возникла идея сделать параллель между нынешним ребёнком и пушкинским Гвидоном. Малыш остаётся один и начинает фантазировать, «оживлять» свои игрушки, создавать вымышленных друзей и героев. Всё вокруг него вдруг становится сказочным.
Посмотрев отрывок репетиции, мы поняли, что спектакль будет интересен детям как сказка, а родителям — как урок. О хореографии и пластических постановках стоит сказать отдельно, молодая, подающая надежды хореограф Валерия Мигалина из Москвы следит за каждым взмахом руки артистов и, если что-то не так, сразу бежит поправить.
— Это пластико-драматическая фантазия, в которой всё основано на классической выразительности. Именно в пластике и движениях мы хотим показать характеры и образы героев. Это постоянное взаимодействие хореографа, режиссёра и самих артистов. Актёр озвучивает свою задумку, а мы с режиссёром её структурируем и дополняем. Также в сказке есть несколько постановочных танцев. Естественно, мы спорим, доказываем друг другу, как правильнее и лучше сделать. В споре, как говорится, рождается истина. Мы стараемся прислушиваться и с помощью диалога находим оптимальный вариант. Арина как режиссёр ставит задачу, а я подстраиваюсь и вношу что-то своё. Мы дополняем друг друга. Иногда кажется, что сцена готова, и вдруг у кого-то возникает новая идея, и, если она попадает в точку, мы её обязательно закрепляем, — рассказывает Валерия Мигалина.
Арина и Валерия прибыли в Бишкек по программе «Росконцерта» Министерства культуры России и ГИТИСа. В рамках поддержки театров русской драмы стран СНГ — Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. Бишкек оставил судьбоносный отпечаток в жизни обеих москвичек. Для Арины кыргызская сцена — первый проект, который увидит свет. До этого в Москве были готовые постановки, но воплотить их так и не удалось. А Валерия три года назад именно в Бишкеке познакомилась с молодым человеком, который и стал её мужем.
— Я тогда приезжала как артистка с Подольским драматическим театром, мы привозили на конкурсный фестиваль спектакль по мотивам «Плахи» Чингиза Айтматова. Он был в другом коллективе, но, пообщавшись, мы поняли, что уже не можем друг без друга. Бишкек — город, который сыграл в моей судьбе важную роль. Сейчас вот вернулась в этот театр в качестве хореографа, — делится Валерия Мигалина.
Девочки без ума от природы Кыргызстана, недавно выезжали в парк Ала-Арча. Но больше всего нравится национальная кухня. Говорят, что никак не могут наесться лагманом, уж очень вкусно его здесь готовят.
— Когда приезжают новые люди — это всегда интересно. Новые мысли, новые идеи. Вы заметили, что данная постановка в современной интерпретации? Думаю, это будет интересно нашему маленькому зрителю. Пушкина все читали, но можно прийти в театр и открыть что-то новое в классической сказке, — отмечает заведующая литературной частью драмтеатра Алтынай Иманбекова. — В последнее время замечаем, что интерес к театру у зрителя начинает возрождаться. С приходом нового руководителя два раза в месяц мы организовываем спектакли со свободным входом. Залы полные! Люди приходят в любую погоду и безмерно рады. На будущий год ожидаются новые постановки, которые обязательно понравятся зрителю.
От строгого взгляда помощника режиссёра Махбубы Мухамедрахимовой не ускользнёт ни одна шероховатая деталь сцены. Проработав в театре более 10 лет, она считает, что всё должно быть сделано идеально, ведь самый внимательный зритель — это ребёнок. А новое молодёжное вливание в творческий коллектив считает крайне полезным для театра.
— Мы сразу нашли общий язык и поняли, чего хотим друг от друга. Да, я строгая и требовательная, но эти качества необходимы для того, чтобы работа труппы была успешной. Даже во время спектакля я всё несколько раз перепроверяю. Всех держу строго — монтировщиков, осветителей, звукачей и реквизиторов. Главное — дисциплина, — объясняет помощник режиссёра.
Она считает, что, если человек не ходит в театр, значит, он ещё не смотрел спектакль. Придя в театр единожды, человек будет приходить сюда постоянно. Это своеобразное место силы, где зритель черпает энергию и учится по-новому смотреть на жизнь. Премьера нового спектакля для детей «Сказка о царе Салтане» пройдёт 20 декабря.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.