Волшебство лоскутного шитья, или Музыка курака

Мэрская история

Художественная выставка «Курак-куусу — дуэт» открылась в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева. В экспозиции представлены произведения в стиле курак двух замечательных мастериц из Оша Аиды Балтабаевой и Кимии Торогельдиевой.

 

 

Зрительское внимание привлекают не только изысканные лоскутные одеяла, чьё очарование не подвластно времени, но также современные новаторские композиции и тематические панно. Квадраты, украшавшие лоскутные одеяла, рождались в искусных руках мастериц, владеющих лоскутной техникой курак. Это название — производное от тюркского корня «кура» (сшитый из лоскутов) и имеет свои фонетические варианты в языках народов Центральной Азии.

 

Курак изготавливают из треугольников ткани, скреплённых в трёх точках и наложенных друг на друга определённым образом. Предпочтение отдаётся чёрно-белым, иногда используют красный. В нашей стране отдают предпочтение жёлто-чёрным куракам с красной серединой. Изделия эти имели и мистический смысл. Например, задолго до рождения ребёнка ему начинали готовить «курак койнок» — рубашку, сшитую из 40 лоскутков, собранных из 40 юрт соседей. Надевать её полагалось на сороковой день от рождения младенца. А больному взрослому шили одеяло из 40 кусков ткани из одежды 40 здоровых родичей.

 

Лоскутное шитьё — это старинный вид рукоделия, история которого насчитывает столетия. Практичные красивые вещи из лоскутов шили мастерицы разных стран от Центральной Азии до американского Запада, от островов Карибского моря до русского Севера. Это шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Лоскутки можно не только соединять в многоцветную мозаику, но и наклеивать на ткань в виде аппликаций. Традиционное лоскутное одеяло украшает современный интерьер и вносит в него тепло уникальной ручной работы. Яркие мазки лоскутных узоров складываются в целые картины — панно.

 

Согласно сложившемуся стереотипу, лоскутное шитьё — традиционный, устоявшийся вид декоративно-прикладного искусства. Это набор общепринятых блоков (квадратные композиции, сшитые из полосок, ромбов, квадратов, треугольников) с предпочтением определённой цветовой гаммы. Например, для России в традиционном лоскутном шитье характерно обращение к оттенкам синего и красного. И чем крепче следование традиции, тем удивительнее и ярче на её фоне выглядит любой творческий эксперимент, который выводит работу с тканью на новый уровень. Всё это талантливо представлено в работах А. Балтабаевой: «Моя философия», «Амулет», «Вдохновение», «Три тополя», «Девушки любят красное» , а также в искусных композициях К. Торогельдиевой: «Таберик», «Бир аял бар», «Озогон», «Кыргыз жери».

 

«Курак — это своего рода философия. Все чувства, мысли, понимания передаются через шитьё. Когда сидишь и шьёшь, погрузившись в свои мысли, частенько и разговариваешь с кураком. Вместе ищешь ответы на вопросы, а иногда чувствуешь, что проблема, которая казалась неразрешимой, не так уже и страшна.

 

Серьёзные вещи вдруг превращаются в обыденные, начинаешь чувствовать облегчение и понимаешь всю суетность жизни… Для меня курак — как мелодия. Правильное сочетание всех элементов как песня, которую хочется петь, а процесс шитья курака — целое музыкальное произведение. Эта выставка — результат нашей совместной работы над созданием музыки курака, где мы поём дуэтом с Кимиёй Атыровной Торогельдиевой», — так говорит об удивительном искусстве лоскутного рукоделия одна из авторов выставки, профессор, доктор философских наук, проректор по международным связям, инновациям и инвестициям Кыргызско-Узбекского международного университета имени Б. Сыдыкова Аида Балтабаева.

 

Впечатляют работы мастериц, в которых они стараются сказать новое слово в, казалось бы, традиционном ремесле. Чарующей экспрессией наполнены их авангардные поиски. Авангард — это не только направление в изоискусстве первых десятилетий ХХ века. Это другое мышление, смелость изменять привычное, разрывать шаблоны, по-другому смотреть на мир, создавать из привычного материала непривычные вещи. Выставка «Курак- куусу — дуэт» в большинстве работ показывает нам именно такие композиции и панно А. Балтабаевой и К. Торогельдиевой. Каждая их работа — это и новый взгляд, и новое прочтение, игра с формой и цветом, дизайном, и воплощение новых пластических элементов из ткани. Зачастую традиция ещё живет в основе творческого замысла, но из неё рождаются новая образность, новый подход к работе с материалом, новый лоскутный «шаг». При этом в экспозиции представлены, разумеется, и работы, выполненные в сугубо традиционной технике.

 

Однако их колористическое решение настолько трогает и выходит за пределы лаконичной цветовой гаммы, принятой в прошлом, и уже своим новаторством оправдывает их присутствие в экспозиции. Двух авторов, несомненно, объединяет общий взгляд на ткань как на материал, дающий возможность создавать на основе традиционных этнографических решений произведения в духе символизма, импрессионизма, сюрреализма и абстрактного импрессионизма. На выставке, как и художники-авангардисты, авторский дуэт использует (и активно) геометрические формы, экспериментирует с цветом, разрабатывает объёмно-пластическое решение, создаёт иллюзию движения разнопланового, многомерного и бесконечного пространства. Они пытаются донести до публики истину о различных возможностях и многофункциональных свойствах тканей и стремятся передать в своих произведениях динамику жизни и её постоянное обновление.

 

Ткань даёт цвет, фактуру, глубину, тактильные ощущения прикосновения, и обе мастерицы как бы ставят перед собой задачи развития и раскрытия творческого потенциала для достижения новых художественных вершин через популяризацию традиционных приёмов техник лоскутного шитья. Выставочная коллекция двух мастериц — это подтверждение, что лоскутное шитьё, которое зачастую воспринимается как вещь из «бабушкиного сундука», ещё и форма современного искусства, и среди океана массмаркета встречаются настоящие шедевры и открытия. Свою миссию обе женщины, очевидно, видят в том, чтобы найти, сохранить и передать народные жемчужины дальше, а в будущем, возможно, подумывают о создании музея лоскутного шитья — подобного в нашей стране ещё нет.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *