Написать эту статью меня побудило то, что проводимые в последнее время реформы в санэпидслужбе привели к точке невозврата, то есть падению её авторитета и значимости.
Если мы хотим воскресить профилактическую направленность службы здоровья, надо противостоять этой опасной тенденции и сохранить её. Время реформы санитарной службы — самый тяжёлый период для нас, когда мы должны определиться, как жить дальше, как сохранить то, что наработано за 90 лет, а от чего избавиться.
Учитывая, что 80% санэпидслужбы находятся в регионах, то всю тяжесть переходного периода испытывают санитарные врачи и эпидемиологи, которые находятся на переднем крае борьбы за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения страны.
Наша служба создана и развилась в составе Советского Союза и имеет огромный опыт работы. Побеждены такие страшные болезни, как натуральная оспа, сыпной тиф и другие. Стали забывать, что такое дифтерия, малярия, и не знали, что такое СПИД, птичий грипп. Санэпидслужба как сжатая пружина, готовая подавить любую вспышку инфекционных заболеваний. Разрабатывались нормативы, предельно допустимые концентрации, ГОСТы на порядок жёстче, чем в капиталистических странах. Санитарный врач мог беспрепятственно в любое время суток посещать объекты, независимо от форм собственности, и принимать меры к устранению санитарных нарушений.
Формирование Государственного санитарно-эпидемиологического надзора уходит корнями в далёкие 20-е годы прошлого столетия. В то время территория Кыргызстана представляла собой постоянный очаг таких острозаразных заболеваний, как натуральная оспа, холера, брюшной и сыпной тифы, малярия, дифтерия, скарлатина, проказа, корь, коклюш, сифилис, смертность от которых достигала 50 процентов и выше.
Высокий уровень инфекционных и паразитарных заболеваний обусловил необходимость изучения причин возникновения заразных болезней, исследования условий, способствующих их распространению, и принятие экстренных мер локализации и ликвидации вспышек и эпидемий. С этой целью в 1926 году в республике открылись первые медицинские учреждения санитарно-эпидемиологического профиля. К 1935 году их уже насчитывалось 50. Недостаток врачебных кадров до открытия в 1938 году медицинского института стал острой проблемой, и вакантные должности врачей занимали средние медработники — санитарные фельдшеры со специальной подготовкой. Создана и лабораторная база службы. Санитарно-химические и микробиологические лаборатории отслеживали показатели безопасности окружающей среды, условий воспитания детей и подростков, вредных производственных факторов, полноценность и безопасность продуктов питания, питьевой воды, почвы. За годы своего существования органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора показали высокий уровень борьбы с опасными инфекционными заболеваниями, осуществляли контроль за выполнением гигиенических требований на подконтрольных территориях и объектах. Во все годы здоровье населения было приоритетом для всех уровней государственного управления. Кому и с какими благовидными целями после более чем 90-летней успешной деятельности понадобилось разрушать устойчивую и полезную для страны структуру госэпиднадзора? Начало развалу службы положено ещё в 2008 году, когда монополистом в сфере гражданского строительства становится Госстрой, с отъёмом функции контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических норм и правил при проектировании и строительстве объектов, начиная с выбора земельного участка, а также делегирования функций по гигиене окружающей среды — вновь созданной службе экологии, не имеющей квалифицированных специалистов, лабораторной и нормативной базы по загрязнениям окружающей среды, которых нет и в настоящее время, так как разработка одной ПДК — это одна кандидатская диссертация. Закон Кыргызской Республики «О нормативно-правовых актах», не имевший в основе анализа регулятивного воздействия и не обеспеченный финансовой поддержкой госструктур, создал правовой вакуум, и все гигиенические нормативы носят теперь рекомендательный характер. Попытка узаконить только часть из них обошлась Департаменту профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора в сумму более 90 тыс. сомов.
Максимальный вклад в дальнейшее раздробление госсанэпиднадзора внесло постановление правительства от 10 февраля 2012 года №87 «Об организационных мерах в связи с реформой исполнительной власти Кыргызской Республики», которое поспешно принято без надлежащего обоснования и анализа регулятивного воздействия. Очевидны юридические коллизии между существующими нормативными правовыми актами и вновь издаваемыми протоколами комиссии по оптимизации системы госуправления (№15 от 12.11.2012 года, №19 от 07.12.2012 года). Функции контроля и надзора, выполняемые центрами госсанэпиднадзора на подведомственных территориях, переданы госинспекциям по санитарной, ветеринарной, фитосанитарной безопасности (ГИСВФСБ), за исключением объектов питьевого водоснабжения и организаций здравоохранения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Понятна только биологическая составляющая данного объединения (животный мир, растения и люди), но не экономическая и не правовая. Зачем разрушать территориальные центры госсанэпиднадзора, если они выполняют только функции контроля и надзора за здоровьем населения. В результате ветеринарные специалисты начали обследовать детские дошкольные и другие объекты в городе Бишкеке, Кара-Бууринском районе и ряде других территорий, не имея специальной подготовки. Тогда как у существующей санитарной службы имелись высококвалифицированные специалисты и мощная лабораторная база. Однако проводимая поспешно, без серьёзного обоснования, реформа профилактического здравоохранения привела к ряду недопустимых отрицательных результатов. Нарушались механизмы реализации государственной политики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и укрепления здоровья населения. Разрушена отработанная система оповещения, мониторинга, распределения функций, обязанностей и межведомственного взаимодействия на случай ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, чрезвычайных ситуаций, массовых и групповых пищевых отравлений, что отразилось на своевременности выявления источников, механизмов распространения, принятия экстренных мер в целях купирования вспышек заболеваний среди населения.
Каковы последствия? Из одного государственного кармана в другой переданы объёмы финансирования 126 штатных единиц, в связи с чем в очередной раз сокращены врачи и средние медработники, передана оргтехника, мебель. Примерами также могут служить падёж овец на юге республики, случаи массовых пищевых отравлений и заболеваний среди рабочих «Кумтор Оперейтинг Компани» и ДДУ в городе Караколе с общим числом пострадавших более 500 человек. Создалась напряжённая эпидемиологическая обстановка в курортной зоне озера Иссык-Куль. В результате многие здравницы в тот год поспешно, после 15 августа, до окончания сезона, закрылись.
Первоначальная идея Министерства здравоохранения о создании инспекции по пищевой безопасности изменена до неузнаваемости. Искусственно создаваемые инспекции напоминают недоброй памяти громоздкие, неповоротливые структуры Агропрома советских времён. Не учтён национальный потенциал в сочетании с гибкостью и здравым смыслом. В результате сорвана работа по контролю готовности оздоровительных учреждений, школ и других образовательных объектов, здравниц к летнему сезону, высокой эпидемиологической значимости к работе в весенне-летний период, особенно временных точек питания и торговли на побережье озера Иссык-Куль. Эта проблема актуальна и сейчас.
В целях недопущения функционирования неподготовленных объектов отдыха и туризма руководители органов местного самоуправления в тот период привлекали специалистов госсанэпидслужбы, учитывая их профессионализм и ответственность. Следует отметить, что тогда в ряде районов вообще не доставляли пробы для лабораторного исследования из переданных инспекциям объектов.
Утрачен контроль состояния здоровья детей и подростков, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, оценки условий работы на производствах с вредными факторами труда, охвата и качества медосмотров лиц, работающих в торговле, на предприятиях общественного питания, в оздоровительных учреждениях и других, подлежащих медицинскому освидетельствованию.
Отсутствие контроля в тот период поднадзорными объектами, невозможность проведения проверок выполнения установленных требований сказались на официальной статистике заболеваемости населения. Наблюдалось ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации в республике, зарегистрирован рост числа острых кишечных инфекций до 40%. Поднялась заболеваемость вирусными гепатитами, отмечался рост заболеваемости на 53,6%, из которых 95% составлял вирусный гепатит А, основные причины которого — недоброкачественные продукты питания и невыполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Согласно постановлению правительства №367 от 05.06.2009 года, пунктам 2 и 3, отменены 13 санитарных заключений, выдаваемых санитарной службой, причём бесплатно. В результате вновь построенные объекты принимаются без участия санитарной службы и начинают работать без соответствия санитарным требованиям помещений, их отделки, санитарно-технического оснащения, соблюдения элементарных санитарных норм и правил. Хуже того, эти объекты запрещено обследовать в течение первых трёх лет. В итоге вновь построенные объекты приходится ремонтировать уже в первые годы их эксплуатации.
Выпускаются недоброкачественные продукты, регистрируются пищевые отравления вместо отменённых заключений. По просьбе органов архитектуры и Госрегистра мы выдавали обычные акты с предложениями, которые не имеют законной силы. Согласно принятому Закону «О проведении проверок субъектов предпринимательства» №72 от 25.05.2007 года, объекты обследуются только по направлению Министерства экономики один раз в год в указанные ими сроки. В противном случае вызовут к прокурору.
В результате отсутствия фактора внезапности обследований летние объекты, особенно торговли и общественного питания, находятся в антисанитарном состоянии и представляют реальную угрозу вспышки инфекционных заболеваний и пищевых интоксикаций, так как необходимые санитарно-гигиенические мероприятия проводятся при получении ими уведомления за 10 дней о предстоящей проверке, чтобы они привели в порядок свои объекты, а потом в течение года могли делать что угодно.
В таком случае и другим отраслям медицинской службы надо давать направления от Министерства экономики. К примеру, хирургам — на проведение операций, акушерам — на приём родов, стоматологам — на удаление зубов. Санитарные врачи — такие же специалисты, которые занимаются профилактикой заболеваний.
Создавшаяся тогда ситуация требовала принятия обоснованных и безотлагательных решений. Вместе с тем выводы комиссии по оптимизации системы гос-управления (протокол №м15 от 12 ноября т. г. и №с19 от 7 декабря 2012 года), приведённые без анализа регулятивного воздействия, ещё более усугубляли положение дел в области охраны здоровья. Санитарная служба, как и пожарная, должна проводить профилактические работы, и не надо нас путать с фискальными органами, которые проверяют финансовую деятельность в течение 10 и более суток. В результате увеличилось количество отравлений и пожаров, а указанные службы занимаются устранением и выяснением причин их возникновения.
Обеспокоенные такой напряжённой эпидобстановкой санитарные врачи и эпидемиологи из регионов вынужденно обратились в правительство, Жогорку Кенеш о возврате саннадзора в ведение санэпидслужбы и нецелесообразности дальнейшего её нахождения в составе санитарной, ветеринарной и фитосанитарной инспекций. Этот вопрос даже рассматривался с участием курирующего вице-премьер-министра, а также на заседании фракций Жогорку Кенеша.
В результате добились возврата функции саннадзора санэпидслужбе Министерства здравоохранения. Санитарный надзор вернули, но Закон «О санитарном благополучии населения» — нет. В результате мы работаем по рамочному Закону «Об общественном здравоохранении», который до этого привёл к раздроблению санэпидслужбы. Этот вопрос также требует безотлагательного решения.
К сожалению, горький опыт показывает, что навязанные реформы раздробления государственной санитарно-эпидемиологической службы и слепое следование им без учёта и знания специфики и особенностей республики не отвечают национальным интересам, и может наступить точка невозврата. В итоге такая политика приводит к печальным результатам. Одним из примеров тому из новейшей истории страны служит объединение районных центров санэпиднадзора. Такие реформы по предложениям НПО и разных проектов усложнили работу медиков. Результаты всем известны. Старое разрушить легко, новое создать трудно.
Будучи на международном тренинге в Будапеште, я беседовал с представителями санэпидслужбы из стран Европы и Америки и убедился, что наша служба — лучшая и эффективнейшая. Только надо снизить её финансоёмкость путём уменьшения необязательных исследований и раздутых штатов, а также оснащения современным оборудованием. В это же время журналисты («Не сахар»), пользуясь правами, которые отняли у нас, стали выявлять серьёзные санитарные нарушения в объектах общепита при приготовлении пищевых продуктов. Поэтому сегодня санэпидслужба не может своевременно выявить и заставить устранить эти нарушения, а население об этом не знает и обвиняет нас в бездействии.
Наверное, для принятия нужных нам законов в Жогорку Кенеше должен быть депутат-санврач. Чтобы довести до вышестоящих органов своё мнение о состоянии реформ санэпидслужбы, я в течение двух лет не могу попасть к министру, премьер-министру, а также Президенту КР. На письма, направленные им, получаю только отписки.
Необходимо предотвратить дальнейший развал действующей более 90 лет службы профилактической медицины и безотлагательно рассмотреть вопрос возврата функций и сохранения целостной структуры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в составе Министерства здравоохранения для недопущения дальнейшего ухудшения показателей здоровья населения и обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия.
При правильной расстановке и своих потенциальных возможностях мы можем выбрать нужное русло, определить своё местонахождение без ущерба экономике страны. Здесь может примером служить опыт наших соседей — России, Казахстана, где, заботясь о здоровье населения, сохранили и продолжают укреплять санэпидслужбу. Серьёзно надо отнестись к подбору и расстановке кадров, учитывать мнение коллектива и членов ассоциации санитарных врачей и эпидемиологов, чтобы не назначались недостойные, не состоящие в резерве кадров люди.
Поскольку 80% работников санэпидслужбы находятся на периферии, надо активно привлекать их к решению вопросов реформы службы. Предложения создаваемых рабочих групп по реформе санэпидслужбы остаются только на бумаге.
Вопрос «быть или не быть государственной санэпидслужбе страны», где приоритетным является профилактическое направление медицины, остаётся нерешённым. Поэтому нам надо приложить усилия к созданию эффективной, мобильной санэпидслужбы. Хочется, чтобы нынешнее поколение санврачей и эпидемиологов осталось в истории действительно реформатором нашей службы, а не его ликвидатором.
М. МАМБЕТОВ, заслуженный врач Кыргызской Республики, врач-организатор высшей категории.