ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Быть ли платной дороге Бишкек — Чымкоргон?


Скажу сразу: речь идёт об объездной дороге Фрунзе — Чымкоргон, ныне она называется Бишкек — Чымкоргон. Как один из инициаторов и строителей сначала хочу рассказать о строительстве очень важной среди опорной сети автомобильных дорог республики этой объездной трассы.

 

 

Эта важная часть автомобильной дороги Бишкек — Нарын — Торугарт длиной 82 км с четырьмя полосами движения и разделительной полосой относится к первой категории. Сама автодорога Бишкек — Нарын — Торугарт длиной более 500 км обеспечивает связь страны с Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, а также соединяет Чуйскую, Таласскую области с Иссык-Кульской и Нарынской, имеет большое экономическое и социальное значение.

 

Вначале дорога от Бишкека до Кемина проходила по исторически сложившемуся направлению, через многочисленные населённые пункты, зачастую разрезая их пополам, создавая проблемы безопасности населения и транспорта, шумная и загрязняющая атмосферу. Из-за многочисленных светофоров и пересечений транспорт двигался с невысокой скоростью, поэтому дорога работала неэффективно, особенно в курортный сезон. Вопрос о выносе дороги за пределы населённых пунктов на этом участке, особенно после значительного роста интенсивности движения, ставили неоднократно, но по ряду причин из-за занятия ценных поливных земель откладывали. Пока эта проблема не обострилась, так как трасса уже не могла обеспечивать свободный поток движения, особенно в летнее время.

 

В 1979 году меня назначили министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР. В то время я уже проработал в системе транспорта и коммуникаций 25 лет и, пройдя все ступени служебной лестницы, очень хорошо знал дорожно-транспортное производство. Со свойственной мне энергией я взялся за дело в этой отрасли и своей настойчивостью, профессионализмом и умением, аргументированно поставив вопрос перед руководством республики, доказал необходимость строительства объездной дороги Фрунзе — Чымкоргон. Тогда меня полностью поддержал первый секретарь ЦК КП Киргизии Турдакун Усубалиев, благодаря чему вопрос отвода сотни гектаров орошаемой земли под строительство решился. После этого мы в кратчайшие сроки разработали проектно-сметную документацию, организовали штаб строительства кольцевой скоростной дороги первой категории шириной земляного полотна 33 метра с четырёхполосным движением.

 

Началась самая настоящая ударная стройка, дорожные строители и строительная техника работали круглые сутки. Были собраны крупные строительные силы: сотни единиц дорожно-строительной техники, автосамосвалы, поливомоечные машины. Бесперебойно поступали на стройку сборный железобетон, асфальтобетонная смесь. Я как министр лично контролировал темпы строительства. В процессе создания дороги перевезены и разработаны миллионы кубометров земельных работ, уложены десятки тысяч кубометров гравийного материала, смонтированы многие тысячи кубометров сборного железобетона, уложены сотни тысяч тонн асфальтобетенной смеси.

 

И всё это дало возможность в кратчайшие сроки построить объездную дорогу протяжённостью 126 км. Эта дорога осталась в истории отечественной дорожной отрасли как всенародная стройка. Все дорожно-строительные организации, участвовавшие в ней, работали слаженно, с редким энтузиазмом и единодушием, много организационных работ проведено ответственными работниками министерства. Всё это способствовало тому, что мы в кратчайшие сроки и качественно построили дорогу. Так было выполнено ответственное задание ЦК КП Киргизии и правительства Киргизской ССР.

 

Благодаря этой объездной дороге выдерживается всё более возрастающая интенсивность автомобильного сообщения в населённых пунктах и городах Чуйской области. И сегодня этот участок дороги после реабилитационных работ — один из лучших в стране, продолжает служить людям, обеспечивая безопасное и скоростное движение автомобилей.

 

А сейчас о переводе некоторых дорог на платную основу. В настоящее время Министерство транспорта и коммуникаций страны прорабатывает вопрос введения платы за проезд на больших автомобильных трассах. Учитывая то, что из республиканского бюджета средств на ремонт и содержание автодорог выделяется недостаточно, необходимо сохранить качество автомобильных дорог с помощью дополнительных финансовых поступлений от пользователей дорогами.

 

Я как организатор и руководитель строительства объездной автомобильной дороги Чуйской долины целиком и полностью поддерживаю эту инициативу министерства. В настоящее время трасса находится в очень хорошем состоянии, необходимо обновить дорожные знаки и разделительные линии, установить в некоторых местах стояночные площадки и туалеты. Предлагаю для сбора платы установить два поста: один на перекрёстке цемзавод — Чёрная речка на объездной дороге, а второй — на выезде из села Чымкоргон, примыкающем к магистральной трассе. Если у водителей нет желания платить за проезд по улучшенной дороге, они могут ехать по действующей — через все населённые пункты Чуйской долины.

 

Кыдырма ОРОЗАЛИЕВ, заслуженный работник автотранспорта
Кыргызской Республики.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 15:45, 11-04-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова