ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

О цифровых технологиях в образовании, и не только о них


Цифровые технологии — инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся и студентов, создания учебных материалов и эффективного способа преподавания, а главное — средство построения новой образовательной среды. Темпы развития цифровых технологий ставят перед обществом и властью задачу переформатирования системы образования. Неслучайно, что задачи цифровизации страны и ускоренного развития с опорой на цифровые технологии поставлены в целом ряде стратегических документов:

 

Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы и «Таза Коом» как Национальной программе цифровой трансформации;

 

Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» — 2019-2023;

 

Основных направлениях деятельности правительства Кыргызской Республики;

 

Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года.

 

В указанных документах представлены стратегические цели цифрового развития страны, где в том числе ставится задача создания новых возможностей для населения через развитие цифровых навыков. Так, в частности, в п. 4.1. Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» — 2019-2023″ отмечается следующее: «Необходимы новые образовательные стандарты цифровой грамотности, обучение по которым будет доступно для каждого гражданина Кыргызстана. Развитие цифровых навыков населения в эру информационных технологий является важной составляющей экономического роста страны, создания новых рабочих мест, решения социальных проблем, а также увеличения вовлечённости гражданского общества и повышения его активности.

 

В рамках Концепции для развития цифровых навыков определены следующие приоритетные направления:
— внедрение цифрового образования и развития цифровых навыков на всех уровнях системы образования;
— развитие ИТ-образования, широкомасштабная подготовка высококлассных ИТ-специалистов для ИТ-индустрии;

 

— разработка системы обучения и переобучения цифровым навыкам для всего населения, включая уязвимые группы;

 

— развитие национального цифрового контента на местных языках.»

 

Далее в этом документе, в части, касающейся задач системы образования, отмечается, что в целях успешного развития цифровой экономики система образования и переподготовки кадров должна обеспечивать экономику специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи. Эту задачу следует рассматривать как приоритетную, поскольку наличие достаточного количества высококвалифицированных ИТ-специалистов является одним из условий успеха использования цифровых технологий.

 

Несомненно, что дальнейшие развитие и распространение цифровых и виртуальных технологий вносит кардинальные изменения в научно-технической сфере и влечёт за собой существенные социальные преобразования.

 

Потенциал применения в образовании технологий, приведших к масштабным изменениям современных социально-экономических систем, огромен. К ним относятся информационные технологии для поиска и обработки информации, дистанционное обучение, технологии обработки больших данных, искусственного интеллекта, персонализации, использование образовательных платформ. При этом следует отметить, что нынешнее поколение обучающихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, обладает повышенной потребностью в визуализации образовательного процесса. И процессы цифровизации образования, несомненно, способствуют развитию того способа восприятия информации, которым характеризуется современное поколение студентов. Это требует от сферы высшего образования перехода на качественно новый уровень, способный обеспечить наращивание научно-технического потенциала общества, формирование адекватной кадровой структуры для развития экономики страны.

 

Представляется, что весьма своевременным в этом аспекте стало издание Президентом КР С. Жапаровым Указа «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования», направленного на консолидацию финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, повышение потенциала и конкурентоспособности государственных образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызстана на мировом рынке образовательных услуг. Указом придаётся особый статус, предусматривающий предоставление широкой организационной, финансовой и академической автономии следующим государственным высшим учебным заведениям:

 

— Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына;

 

— Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова;

 

— Кыргызский национальный аграрный университет имени К. И. Скрябина;

 

— Кыргызская государственная медицинская академия имени И. К. Ахунбаева;

 

— Ошский государственный университет.

 

Согласно указу, данные государственные высшие учебные заведения наделяются широким кругом прав, в частности, самостоятельно определять внутреннюю структуру управления и штатную численность сотрудников по согласованию с попечительскими советами; получать доходы в виде средств от образовательной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственно-коммерческой и другой не запрещённой законодательством деятельности и направлять их на улучшение деятельности и развитие материально-технической базы вуза.

 

Решение руководства страны придать некоторым государственным вузам особый статус и тем самым дать им больше финансовой самостоятельности, академической свободы было продиктовано, думается, именно соображениями повышения их роли в подготовке кадров, соответствующих сегодняшним требованиям, и в том числе внедрения новых образовательных программ с широким применением новых цифровых технологий.

 

Этого требует жизнь. Это диктуется новой реальностью. Однако процессы, происходящие в системе образования, указывают на то, что идёт увлечение количественными показателями и погоней за сиюминутными интересами.

 

Так, в советское время в стране функционировало девять высших учебных заведений, где обучалось около 55 тыс. студентов.

 

Сегодня же, согласно данным, опубликованным на официальном сайте МОиН КР и в других открытых источниках, в стране насчитывается около 80 высших учебных заведений, где обучается более 231 тысячи студентов.

 

Приведённые данные показывают, что численность вузов и студентов возросла многократно. Обьясняется это довольно просто — сфера образования превратилась в сферу доходного бизнеса. Более того, экспортно ориентированным видом бизнеса, правда, только вузов медицинского направления. Именно в них обучается самое большое количество иностранных студентов, большей частью из Пакистана и Индии. И именно в этих, как правило, частных вузах широко применяются цифровые технологии.

 

В государственных же вузах, к сожалению, ситуация обстоит немного иначе. Извечная нехватка финансовых средств, низкая заработная плата «вымыли» из них молодых специалистов и преподавателей. Они уходят туда, где платят больше. И с этим ничего не поделаешь. В сфере IT-технологий заработки по местным меркам очень большие, и за ту оплату, которая установлена в системе образования, программисты, системщики и другие специалисты не приходят.

 

По причине недостатка кадров и низкой оплаты труда вырастает и третья проблема — это старение преподавательских и научно-исследовательских кадров. Пожалуй, это тоже непростая проблема, так как преподаватели пожилого возраста тяготеют к традиционным формам преподавания и общения со студентами, что, конечно же, оказывает существенное влияние на вопросы использования в учебном процессе цифровых технологий, так как здесь нужны определённые навыки и умения в их использовании.

 

Поэтому основной принцип деятельности системы образования «качество учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения» тесно связан с профессиональной компетентностью преподавателей и административного персонала вузов.

 

Таким образом, приходится констатировать, что уровень внедрения цифровых технологий и уровень их овладения преподавательскими кадрами в государственных вузах, а также проблемы финансирования системы образования являются серьёзной преградой на пути цифровизации образования, выполнения программных задач государства в этой сфере и, конечно же, ждут скорейшего решения.

 

Сейитжан АПЫШЕВ.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 09-06-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова