ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Изменение климата: адаптация водных ресурсов


Кыргызстан — одна из стран Центральной Азии, наиболее уязвимая к последствиям изменения климата. В основном это связано с растущим дефицитом воды. Таяние снежных покровов в сочетании с усилением интенсивности погодных явлений вызывает стихийные бедствия, которые случаются всё чаще и сильнее.

 

Ожидается, что к 2030 году температура повысится на 2,1 градуса по Цельсию, и если не принять соответствующие меры, то изменения климата будут иметь критические последствия. Подобная уязвимость, как правило, более всего характерна для водного хозяйства, в том числе орошаемого сельского хозяйства. Правительством страны управлению водными ресурсами придаётся высокая степень приоритетности. Кыргызстан взял на себя обязательства по вкладу в глобальные усилия по сокращению выбросов парниковых газов и определил меры, позволяющие снизить экономические потери от воздействия климатических изменений в наиболее уязвимых секторах.
Помимо мер по смягчению последствий правительство также наметило планы по строительству и восстановлению систем ирригации и мелиорации, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Пример тому — проект Азиатского банка развития (АБР) «Повышение устойчивости водных ресурсов КР к изменению климата и стихийным бедствиям», который с 2019 года реализуется через Службу водных ресурсов при Минсельзхозе страны. Он нацелен на усиление устойчивости водного сектора к климатическим катаклизмам через модернизированную и надлежащим образом эксплуатируемую инфраструктуру, современный менеджмент сельского хозяйства и внутрихозяйственных водных ресурсов и улучшенное управление рисками стихийных бедствий.

 

Директор отдела реализации этого проекта Нурлан Набиев сообщил представителям СМИ на круглом столе, что проектные интервенции как структурные (строительные и гражданские работы и оборудование), так и неструктурные (развитие потенциала и демонстрационные мероприятия) сосредоточены главным образом в четырёх ирригационных системах, расположенных в Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской и Чуйской областях, подверженных подтоплениям, оползням, селям, а также рискам засух, ситуация с которыми будет, по всей видимости, усугубляться под воздействием климатических изменений. Сама реализация проекта отслеживается по таким ключевым компонентам, как защита и модернизация ирригационной инфраструктуры, совершенствование менеджмента ирригационной системы и земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение национального потенциала по управлению рисками стихийных бедствий.

 

Директор отдела реализации проекта сообщил, что в нашей стране в рабочем состоянии всего 10% водоносных скважин. Из 5 тысяч скважин работают сегодня не более 10% из них. Далее, по словам Набиева, у нас нет достаточно средств, чтобы добыть воду из земных недр.

 

На это требуются большая сумма вложений, а также современное оборудование, например, насосы. Приобретение 30 насосов для скважин потребует не менее $1,8 млн. При этом насос в секунду выкачивает около 20 литров, а для полива одного гектара вполне хватит одного насоса.

 

 

Он также уточнил, что под землёй есть 15 млрд кубометров воды, включая грунтовые воды и артезианские бассейны. Вот эти бассейны, по его словам, находятся ниже уровня грунтовых вод, в связи с чем добыча артезианской воды требует ещё больших усилий.

 

Кроме того, в Чуйской области будет проложен ирригационный канал «Осмон», на что потребуется до $235 тысяч. К апрелю 2025 года он должен быть запущен. Канал будет питаться водой из Обводного Чуйского канала (ОБК) и станет протекать через село Искра Чуйского района, после продолжит путь в район консервного комбината в Токмоке, а далее его русло проляжет до посёлка Гидростроитель Чуйской области. Длина же строящейся водной артерии около 31 километра.

 

Также Набиев рассказал, что строительство канала должно начаться в предстоящую зиму, а к апрелю 2025 года все строительные работы должны быть завершены.

 

Он сообщил, что на канале сооружены и будут использоваться гидропосты для контроля подачи воды. На постах установят «самописцы», которые также станут отслеживать колебания водного уровня. Благодаря им можно будет точно определить средний расход воды за сутки. Кроме этого, на шлюзы планируется установить полную автоматизацию. Это подразумевает контроль расхода воды путём вывода данных на экраны, кто выдал воду и к тому, кто её получил.

 

Стало известно, что в стране в формате этого проекта восстановят 4 крупных ирригационных канала. СВР уже ведёт реабилитационные работы. Каналы находятся в Ошской, Джалал-Абадской и Чуйской областях. Из-за изношенности ирригационных ресурсов 50 процентов водных ресурсов теряется во время её транспортировки по ним. Проект реабилитации при поддержке АБР уже запущен, выделено на эти работы $43,6 млн.

 

Директор проекта ответил также на вопрос, как возведение малых и крупных ГЭС отразится на экологии и реках страны. Он заметил, что список участков рек, которые отдадут под строительство крупных и малых ГЭС, уже находится в Минприроды.

 

Разумеется, на реках, из которых вода берётся на полив скажется, возведение на них станций. Режим их изменится. Где-то водный поток станут перегораживать, когда это будет необходимо фермерским хозяйствам. Также планируется прокладывать и специальные каналы, чтобы заработали турбины. И это тоже отразится на поступлении водных ресурсов. Для решения возможных проблем, по мнению специалиста, необходимы комплексные подходы к охране и использованию водных ресурсов.

 

Другой представитель Службы водных ресурсов Калыбек Джунусбаев сообщил, что ГЭС оказывают значительное влияние на экологию. «Я могу добавить, что с чисто экологической точки зрения гидроэлектростанции не отличаются дружественностью к природе. ГЭС — это, как правило, плотины и затопление больших территорий, где меняются и фауна, и флора. Всё это исчезает», — подчеркнул специалист-водник.

 

Напомним, что до 2030 года власти планируют возвести около 50 малых, средних и крупных ГЭС. И это, по мнению правительства, позволит нашей республике решить проблему в отечественном энергосекторе и поможет начать наконец-то экспортировать электроэнергию.

 

Журналистам также рассказали, что из-за изношенности ирригационной системы КПД водных каналов в 4 областях страны сейчас составляет 40 процентов. Служба водных ресурсов при поддержке АБР проводит реабилитацию каналов, имевших малый КПД в 4 областях. Их протяжённость 21 километр, каналы забетонируют и обеспечат геомембранами. Таким образом, планируется поднять их КПД до 80 процентов. Общая сумма вложения АБР в эти проекты составит $31 млн.

 

Журналисты также затронули вопрос будущего таяния ледников, на который ответил Набиев. По его словам, таяние грозит катастрофическими последствиями. К примеру, в бассейне реки Талас их почти не осталось. И это ключевая причина, почему Кировское водохранилище заполняться водой, как раньше, уже не будет. Это приводит к нехватке воды в самой Таласской области, а также и в Казахстане.

 

 

Не лучше положение и на Орто-Токойском водохранилище. Может случиться так, что люди в дальнейшем начнут приезжать к нам лишь за тем, чтобы подышать свежим воздухом. Причина низкого уровня воды здесь — малая водность горных рек в Чуйской области. В связи с этим основную нагрузку по поливу несёт Орто-Токой. Низкий уровень в нём наблюдался еще в 2008, 2014 и 2021 годах. Второго августа этого года в водохранилище оставалось 8,55 миллиона кубометров воды, в то же время ещё в 2022 году в этот же период здесь находилось 68,8 миллиона кубометров. Водохранилище расположено на реке Чу в двух километрах от посёлка Орто-Токой на границе Нарынской и Иссык-Кульской областей. Что касается приточности Кировского водохранилища, то она упала почти в 5 раз с момента исчезновения ледников в бассейне реки Талас.

 

Кроме того, сейчас оживилось таяние ледников, что влечёт за собой дальнейшее сокращение водных ресурсов в стране. За последние 50-60 лет уменьшилась на 30 процентов поверхностная площадь ледников в регионах республики. Ледники в бассейне реки Талас растаяли, а раньше вода в бассейне полностью наполнялась именно из них. Сейчас Кировское водохранилище заполняется только за счёт снега, который выпадает в бассейне реки Талас. Где-то от 3 до 7 кубометров в секунду идёт приточность. Сейчас по Большому Таласском каналу (БТК) она существует, но ведь фермеры всё так же ведут полив.

 

Поэтому в водохранилище поступает лишь около 3 кубометров воды. Сверх норматива она идёт в казахстанский Тараз. Там инфраструктура такая, что ТЭЦ и все промышленные предприятия также связаны с этой водой. Вся она приходит с наших гор, но мы её не накапливаем, а сразу направляем через шлюз в Жамбылскую область. Как оказалось, ледники начали активно таять с 70-80-х годов прошлого века. К этому же году в ходе экспедиции в горы Таласа обнаружено, что ледники уже растаяли, а когда они ещё снабжали водой по БТК Кировское водохранилище, то приточность составляла 17 кубометров воды в секунду.

 

На вопрос о том, когда же всё-таки Кировское водохранилище заполнится, Набиев ответил, что абсолютное измерение должно начинаться с 15 октября этого года, в момент, когда завершится поливной сезон. Абсолютный приток — это период в ноябре, когда приток воды увеличивается, а также интервал до поливного сезона. «Зимой около 10 кубометров воды с гор будет течь и оставаться в водохранилище, а для выхода в каналы её приточность должна составлять около 15 кубометров в секунду. Начиная с октября и до конца марта водохранилище заполняется, а уже в начале апреля начинается процесс подачи воды», — заключил свой комментарий директор проекта Службы водных ресурсов.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:51, 15-09-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова