Искусство насквозь новаторское

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Коллекция «Шедевры оригинальной советской графики», которая называется так по праву, представлена в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Она дает широкое представление о творчестве шести известных художников 20-30-х годов, оставивших большой след в мировом искусстве.

Этот уникальный период рождения нового искусства в молодом тогда еще государстве формировался в хаосе противостояния разных времен.  В жестоком огне  Гражданской войны, а затем революции оказался  разрушенным старый и привычный  мир. Все, кто уцелел, вынуждены были строить новый, для чего потребовалось огромное напряжение человеческих сил. Искусство играло в этой борьбе за новую жизнь одну из самых главных  ролей.  Складывалась необыкновенная и невиданная доселе культура многонационального государства — единственный прецедент на ту пору, который предполагал в будущем быть новой интернациональной  эпохой. А 20-е годы — один из   ярких периодов в истории советского искусства, который успешно  начинал поиски своих путей, и недаром его называли в ту пору «искусством насквозь новаторским».
Сейчас многие моменты  тех лет  кажутся абсурдными: революция стремилась изменить все, в том числе — и прежде всего — человека, создать чуть ли не новый биологический вид,  который готов на все во имя идеи.  Но время, которое  все расставило по своим местам, еще раз убедило, что все преходяще и лишь искусство и вечность принадлежат друг другу.
Шесть художников  — Александр Осмеркин (1892-1953), Николай Чернышев (1885-1973), Зинаида Серебрякова  (1884-1967),  Юлия Разумовская (1896-1987),  Михаил Тарханов (1888-1962),  Роберт Фальк (1886-1958) — стоят особняком в гигантском списке живописцев и графиков, передающих жесткие ритмы трудного времени первых революционных десятилетий,  а их произведения отличаются  изобразительным языком, романтической направленностью,  субъективным восприятием.
«Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного  большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве» —  так сказал об Осмеркине Александр Дейнека. Созерцательно-камерное искусство Роберта Фалька  обнаруживает свою полную несовместимость с канонами соцреализма. В поздние годы мастер становится, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции.
Экзотический образ Востока оказался созвучен творческому темпераменту молодой художницы Юлии Разумовской, которая в те далекие годы посетила Среднюю (сейчас — Центральную) Азию. Результатом поездки стали графические серии «Типы старой Бухары», «Дунганки Семиречья» и др. В творчестве выпускницы ВХУТЕМАСА тенденции современного искусства, прежде всего конструктивистские, перерабатываются с точки зрения нового для художницы пластического образа Востока. Судьба Юлии Разумовской сложилась, как у большинства ее коллег-современников. После «закручивания гаек» в середине 1930-х она стала честным реалистом, казалось бы, забывшим о «грехах» вхутемасовской юности. Однако в конце жизни художница вернулась к впечатлениям своей молодости и создала  большие декоративные работы среднеазиатского цикла рубежа 1960- 1970-х годов.
Николай Чернышев — известный участник группы «Маковец», живописец, график, монументалист, автор трудов, посвященных технологии фресковой живописи. Его творчество, отмеченное глубоким лиризмом и искренностью чувств, — пример верности культурной традиции, принципам высокого искусства.
Михаил Тарханов занимался станковой и прикладной графикой. Выполнял абстрактные композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. Работал в техниках ксилографии, монотипии, офорта, акватинты. Экспериментировал с различными техниками, в частности, изобрел разновидность монотипии — акватипию, где вместо доски использовалась поверхность воды; называл произведения, выполненные в этой технике, «живописными текстурированными импровизациями». Создавал дизайн книжных переплетов и форзацев, оформлял ряд советских павильонов на крупных международных выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. На выставке несколько его  просто пронзительных  акварелей, передающих не только красоту  окрестных пейзажей, но и щемяще-светлое настроение.
С юности Зинаида Серебрякова стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы художницы говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах она  проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость. Персональных выставок Зинаиды Серебряковой в России проходило незаслуженно мало, несмотря на что она одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Тем отраднее, что Национальный музей представил несколько ее работ, хранящихся в запасниках.
В КНМИИ, в графическом отделе, хранится около 10 000 листов, среди которых рисунки и различные виды гравюр. Шедевры оригинальной советской графики в собрании музея представлены 433 произведениями 143 авторов, и  думается, у кыргызстанцев еще будет возможность ознакомиться  с бесценными произведениями.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

Добавить комментарий