Искусство насквозь новаторское

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Коллекция «Шедевры оригинальной советской графики», которая называется так по праву, представлена в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Она дает широкое представление о творчестве шести известных художников 20-30-х годов, оставивших большой след в мировом искусстве.

Этот уникальный период рождения нового искусства в молодом тогда еще государстве формировался в хаосе противостояния разных времен.  В жестоком огне  Гражданской войны, а затем революции оказался  разрушенным старый и привычный  мир. Все, кто уцелел, вынуждены были строить новый, для чего потребовалось огромное напряжение человеческих сил. Искусство играло в этой борьбе за новую жизнь одну из самых главных  ролей.  Складывалась необыкновенная и невиданная доселе культура многонационального государства — единственный прецедент на ту пору, который предполагал в будущем быть новой интернациональной  эпохой. А 20-е годы — один из   ярких периодов в истории советского искусства, который успешно  начинал поиски своих путей, и недаром его называли в ту пору «искусством насквозь новаторским».
Сейчас многие моменты  тех лет  кажутся абсурдными: революция стремилась изменить все, в том числе — и прежде всего — человека, создать чуть ли не новый биологический вид,  который готов на все во имя идеи.  Но время, которое  все расставило по своим местам, еще раз убедило, что все преходяще и лишь искусство и вечность принадлежат друг другу.
Шесть художников  — Александр Осмеркин (1892-1953), Николай Чернышев (1885-1973), Зинаида Серебрякова  (1884-1967),  Юлия Разумовская (1896-1987),  Михаил Тарханов (1888-1962),  Роберт Фальк (1886-1958) — стоят особняком в гигантском списке живописцев и графиков, передающих жесткие ритмы трудного времени первых революционных десятилетий,  а их произведения отличаются  изобразительным языком, романтической направленностью,  субъективным восприятием.
«Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного  большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве» —  так сказал об Осмеркине Александр Дейнека. Созерцательно-камерное искусство Роберта Фалька  обнаруживает свою полную несовместимость с канонами соцреализма. В поздние годы мастер становится, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции.
Экзотический образ Востока оказался созвучен творческому темпераменту молодой художницы Юлии Разумовской, которая в те далекие годы посетила Среднюю (сейчас — Центральную) Азию. Результатом поездки стали графические серии «Типы старой Бухары», «Дунганки Семиречья» и др. В творчестве выпускницы ВХУТЕМАСА тенденции современного искусства, прежде всего конструктивистские, перерабатываются с точки зрения нового для художницы пластического образа Востока. Судьба Юлии Разумовской сложилась, как у большинства ее коллег-современников. После «закручивания гаек» в середине 1930-х она стала честным реалистом, казалось бы, забывшим о «грехах» вхутемасовской юности. Однако в конце жизни художница вернулась к впечатлениям своей молодости и создала  большие декоративные работы среднеазиатского цикла рубежа 1960- 1970-х годов.
Николай Чернышев — известный участник группы «Маковец», живописец, график, монументалист, автор трудов, посвященных технологии фресковой живописи. Его творчество, отмеченное глубоким лиризмом и искренностью чувств, — пример верности культурной традиции, принципам высокого искусства.
Михаил Тарханов занимался станковой и прикладной графикой. Выполнял абстрактные композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. Работал в техниках ксилографии, монотипии, офорта, акватинты. Экспериментировал с различными техниками, в частности, изобрел разновидность монотипии — акватипию, где вместо доски использовалась поверхность воды; называл произведения, выполненные в этой технике, «живописными текстурированными импровизациями». Создавал дизайн книжных переплетов и форзацев, оформлял ряд советских павильонов на крупных международных выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. На выставке несколько его  просто пронзительных  акварелей, передающих не только красоту  окрестных пейзажей, но и щемяще-светлое настроение.
С юности Зинаида Серебрякова стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы художницы говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах она  проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость. Персональных выставок Зинаиды Серебряковой в России проходило незаслуженно мало, несмотря на что она одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Тем отраднее, что Национальный музей представил несколько ее работ, хранящихся в запасниках.
В КНМИИ, в графическом отделе, хранится около 10 000 листов, среди которых рисунки и различные виды гравюр. Шедевры оригинальной советской графики в собрании музея представлены 433 произведениями 143 авторов, и  думается, у кыргызстанцев еще будет возможность ознакомиться  с бесценными произведениями.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

Добавить комментарий