ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Асман — быть или не быть! Проблемы и реалии


Прошло уже более полутора лет с тех пор, как в умах популистско настроенных мечтателей возникла идея-фикс о строительстве на территорииИссык-Кульской курортно-рекреационной зоны полумиллионного города с интригующим названием Асман, что на языке тюрков означает «небо» или как бы «небесный город». И всё это время в СМИ на всех уровнях происходила своеобразная пресс-конференция апологетов «небесного города» по всестороннему представлению всевозможных перспектив города и даже в качестве локомотива экономики всей страны!

 

В этом смысле вспоминаются фантазии бывшего президента Кыргызстана о превращении страны в Швейцарию. Оказалось, что для этого чуда недоставало только швейцарцев. А нынешнее чудо представляет собой изображение неискушённого автора, который без тени сомнения в исключительности собственного предложения выдал в качестве пилотного проекта наивную иллюстрацию музыкального инструмента комуза во всех его ипостасях по правилам начертательной геометрии.

 

Кстати, для более яркой ассоциации названия города с его предлагаемым изображением, например, подошёл бы тюндук — он всё же ближе к небу. Во всяком случае эти предложения доморощенного автора были бы более уместны в качестве планировочной структуры, например, для парка типа Диснейленда или Луна-парка.

 

Однако следует отметить, что за истекшие полтора года апологеты Асмана лишь забалтывали в целом идею-фикс без какого-либо серьёзного анализа и градостроительного обоснования. И в этой бесплодной дискуссии не участвовал разве что ленивый да и весьма уважающая себя архитектурная общественность в лице практиков-профессионалов.

 

Тем не менее серьёзность намерений апологетов Асмана нашла своё воплощение в постановлении Кабмина КР №441 от 2 августа 2022 года с весьма широковещательным названием «О реализации пилотного проекта «Экологически чистый город Асман» на территории Иссык-Кульской области». К этому названию можно было бы ещё присовокупить слова «умный» и «культурный», и тогда, видимо, цель, в которой нуждаются его реализаторы, была бы непременно достигнута.

 

И всё было бы не так смешно, если бы при этом не возникали смутные сомнения.

 

По существу для достижения поставленной цели прежде всего необходимо иметь технико-экономическое обоснование рентабельного функционирования города и наличие инженерно-технического обеспечения его жизнедеятельности. В связи с чем о какой реализации пилотного проекта может идти речь в постановлении, когда в отсутствие технико-экономических показателей любой проект — это не более чем «весёлая картинка», что, видимо, и происходит. Это во-первых.

 

А во-вторых, отсутствие в постановлении двух министерств (финансов и экономики), видимо, предполагает его реализацию методом ашар, что приведёт ситуацию к её профанации.
Наверное, поэтому постановление оказалось подписанным не первым руководителем Кабмина КР, который как бы тоже дистанцировался от этой затеи.

 

А существо вопроса о выполнении постановления заключается в следующем.

 

1. Законом КР №115 от 13 августа 2007 года «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль» на территории Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны запрещено создавать новые поселения. Очевидно, что данное постановление противоречит вышеприведённому закону.

 

2. Земельным кодексом КР запрещена продажа земельных участков иностранцам — не гражданам КР. Очевидно, что зарубежные инвестиции необходимо будет возвращать либо как-то возмещать. Китай, например, за наши долги просит всего лишь побережье Джети-Огузского района.

 

3. Часть территории, определённая под строительство города Асмана, является заповедной зоной биосферы «Иссык-Куль», находящейся под эгидой ЮНЕСКО. Очевидно, что её использование под застройку либо для нужд рекреации города Асмана также нанесёт ущерб как экологии озера, так и международному имиджу Кыргызской Республики.

 

Не лучше ли было обратить внимание на побережье города Балыкчи, занятое полуразрушенными складами, и благоустроить его для нужд города и туристов?

 

Это всё проблемы, а реалии таковы.

 

В целях выявления наиболее оптимального решения по выполнению постановления Кабмина КР №441 от 2 августа 2022 года Госстрой на общественных началах провёл архитектурный конкурс с привлечением специалистов КГУСТА, «Кыргызреставрации» и ГПИ градостроительства и архитектуры. В результате среди трёх представленных работ комиссия в составе 11 человек отдала предпочтение (8 голосов против двух) эскизному проекту города Асмана (ГАП Ю. Тагиров), представленному ГПИ градостроительства и архитектуры.

 

Проектом предложена концепция генплана города Асмана на основе выявления двух градостроительных факторов как основы планировочной структуры города. При этом градообразующий (основной) фактор обусловлен наличием целебно-оздоровительных свойств озера, определяющим основную функциональную направленность города как курортного образования.

 

Второй фактор — градоформирующий — предопределён географической ситуацией прибрежной территории озера, то есть привлекательностью его акватории, для чего генпланом планируется через 300-500 метров устройство улиц-бульваров с выходом их на акваторию озера. Данный принцип формирования планировочной структуры города в целом был заложен в генеральной схеме планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны. При этом особо следует отметить, что генплан города Асмана предусматривает включение территории соседнего села Чырпыкты.

 

В целом градостроительная структура города целиком построена на принципах экологического зонирования побережья озера, заложенного в Законе №115 от 13 августа 2007 года «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль»: парково-пляжная зона (100 м), санаторно-оздоровительная зона (400 м), селитебная зона (до 2 км) от береговой линии озера.

 

При этом эскизный проект генплана города основан на следующих технико-экономических показателях:
Первая очередь генплана:

 

1. Площадь территории — 1015,3 га, в т. ч. с. Чырпыкты — 95,2 га.
2. Количество населения — 50,7 тыс. чел., в т. ч. с. Чырпыкты — 29,7 тыс. чел.
3. Первый этап реализации генплана (санаторно-оздоровительная зона) — площадь территории — 189,1 га;
— количество человек (туристов) — 9,4 тыс. Второй этап реализации генплана (селитебная зона):
— площадь территории — 231,1 га;
— количество человек (жителей) — 11,5 тыс.

 

Третий этап реализации генплана (реконструкция с. Чырпыкты):
— площадь территории — 595,2 га;
— количество человек — 29,7 тыс.

 

В целом концепция проекта предлагает следующее:

 

1. В целях недопущения нарушения закона №115 от 13 августа 2007 года сменить название на более лояльное, назвав объект Международным центром отдыха «Асман».
2. Исключить из планируемой территории участок заповедной зоны.
3. Включить в состав проекта реконструкцию села Чырпыкты.
4. Придать проекту статус образцово-показательного с целью распространения опыта на последующие участки благоустройства побережья озера Иссык-Куль.

 

При этом потребность в основных источниках жизнедеятельности города при первой очереди реализации генплана следующая:

 

— водоснабжение — 15 000 м3/сут.;
— электроснабжение — 80 000 кВт.ч/год;
— теплоснабжение — 160 000 гкал/год.

 

И в заключение хотелось бы отметить, что в целях обеспечения надлежащего руководства развитием и обустройством территории населённых пунктов, видимо, необходимо ввести в Академии государственного управления при Президенте КР курс по изучению градостроительного развития и инженерно-технического обустройства селитебных территорий, если таковой не имеется.

 

Юсуф ТАГИРОВ, архитектор.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:48, 25-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова