ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Солнце светит всем одинаково


Мы с нашим сегодняшним собеседником прогуливаемся по красивому бульвару Бишкека, щуримся от надоедливых лучей жаркого солнца, дышимвоздухом. И с горечью понимаем, что, к сожалению, не всем это доступно. Вот бордюр, через который невозможно проехать человеку на инвалидной коляске, а этот пандус сделан исключительно для «галочки» органа местного самоуправления. Да, обязанность предпринимателя выполнена, пандус установлен, но как можно спуститься по нему человеку на инвалидной коляске без посторонней помощи и не врезаться в здание магазина или не скатиться в глубокий арык? Помимо этого, у нас множество незрячих и глухонемых, а также других людей с ограниченными возможностями. В силу своих ограничений они вынуждены любоваться небом или дышать свежим воздухом только с балкона своей квартиры, а если и удастся выйти, то не дальше двора дома, по причине отсутствия специального вспомогательного оборудования, которым должны быть оснащены все улицы.

 

 

В Кыргызстане, согласно данным Национального комитета статистики, на январь 2022 года зарегистрировано 202 тысячи лиц с ограниченными возможностями. По сравнению с прошлым годом их число возросло на 4 тысячи человек. Это огромная цифра в масштабах страны. Но они не чувствуют себя социально активными даже в столице. Правозащитники и неравнодушные активисты Кыргызстана неоднократно выступали с предложениями об улучшении инфраструктуры улиц для инвалидов, но, как правило, обращения принимаются к сведению и остаются нереализованными. Ильясбек Айсариев — человек, который не понаслышке знает о проблемах лиц с ограниченными возможностями. Он много лет проработал в государственных органах и неоднократно поднимал вопросы об их правах.

 

— Мне иногда хочется просто привязать к инвалидной коляске людей, принимающих решения о разработке дорог, подземных и пешеходных переходов, чтобы они почувствовали, что такое на самом деле ограниченные возможности и как неудобно спускаться с пандусов. Может быть, тогда начнут принимать кардинальные решения, которые сегодня необходимы. Ведь в Конституции прописано правило о том, что права и свобода людей неограниченны. И государственные органы обязаны работать в интересах своего народа. А интересы народа не ограничиваются только здоровыми людьми. Поэтому все наши действия необходимо приводить в соответствие с теми законами, которые приняты, в том числе и международные документы. Например, Конвенция о правах людей с ЛОВЗ. Каждые два года мы обязаны отчитываться, что сделано по улучшению инфраструктуры за этот период. В итоге нечего писать, так как сделан мизерный процент. Самое главное, чтобы была доступность для всех. Мы с вами ходим по улицам, но почти никогда не видим лиц с ограниченными возможностями, а между тем их в стране около двухсот тысяч. Причина в том, что у инвалидов просто нет возможности появляться на улицах без чьей-то помощи. Посмотрите вокруг, ведь для них даже нет санитарных узлов, специально приспособленных под инвалидные коляски, за исключением пары торговых центров и аэропорта. Можно взять пример с Китая, там тоже не сразу всё появилось. Но, так как они проводили у себя паралимпийские игры, в кратчайшие сроки были созданы условия для спортсменов с ограниченными возможностями. Мы тоже должны ставить себе задачи, чтобы организовать доступность для всех, — поясняет Ильясбек Абытович, — вопросы должны решаться комплексно. Взять, к примеру, автобус или троллейбус. Чтобы в него залезть, необходимо сначала спуститься с остановки. Я за всё время проживания в Бишкеке видел только одного человека на инвалидной коляске, который смог без чьей-то помощи залезть в троллейбус. Водитель троллейбуса вышел, открыл вспомогательный пандус в салоне через среднюю дверь. Инвалид спокойно въехал в транспорт не только благодаря действиям водителя, но и усовершенствованной электроколяске. Я знаю поэтессу, она инвалид, живёт в Джалал-Абаде на втором этаже. Как можно человека заселить на второй этаж, зная, что она никогда сама не сможет оттуда спуститься? Это такие же люди, с такими же потребностями. Но часто их обделяют, к тому же, возникают проблемы с трудоустройством. Хотя по закону в каждой организации должно работать определённое количество лиц с ограниченными возможностями. Даже в административное здание им не всегда легко зайти. Пандусы часто не приспособлены для того, чтобы на них не то чтобы поднимались — просто спуститься невозможно. А взгляните на подземный переход на проспекте Чуй, там установили новый усовершенствованный подъёмник. Таких по городу 8 штук. Ни один не работает! Для чего на них потрачено столько денег?

 

По словам Ильясбека Айсариева, в столице абсолютно не развита инфраструктура для незрячих и слабовидящих. Существует специальная тактильная плитка. Благодаря её рельефной форме инвалиды по зрению могут ориентироваться в пространстве. Обычно она жёлтого цвета. Это последний цвет, который видят люди с остаточным зрением, прежде чем погрузиться в полную темноту. Во многих странах мира их устанавливают перед входом в подземные переходы, на остановки, перед метро и около проезжей части. Такая плитка с продольными канавками должна указывать им безопасный путь. У нас около подземного перехода тоже есть такое приспособление, только оно выполнено на ступеньках из специального материала, который спустя несколько лет просто облупился.

 

— Люди с ограниченными возможностями чрезвычайно гордые, они редко просят помощи у постороннего. Поэтому столица должна быть полностью оснащена вспомогательной инфраструктурой для инвалидов, а не в каком-то одном месте. Взять, к примеру, звуковые светофоры для незрячих, это изобретение очень удобно, для того чтобы они смогли понимать, в каком направлении двигаются. В светофор встроен голосовой динамик, который оповещает о том, через какую улицу переходит пешеход и сколько времени осталось до того, как загорится красный свет. Они также не везде оборудованы по городу, — поясняет собеседник.

 

Мы говорим о столице, где почти ничего не приспособлено, а как дела обстоят в регионах? Никак! Поэтому многие люди с ограниченными возможностями и их близкие вынуждены перебраться в столицу, так как здесь есть врачи, лечащие порой редкие генетические заболевания, и хоть какой-то выбор лекарств. Отдельно стоит сказать о препаратах для жизнеобеспечения лиц с ограниченными возможностями. Их стоимость настолько велика, что родным инвалида приходится просто продавать жильё, чтобы продлить жизнь близкому.

 

Мы часто забываем ставить себя на место другого, а между тем это очень полезная практика. Она позволяет прочувствовать то, что испытывает в данный момент человек. Тогда становится понятнее и легче принимается решение. Очень хочется, чтобы государственные и местные власти просто прогулялись по городу без толпы охраны и журналистов, а как обыкновенные простые люди. И посмотрели, чего не хватает лицам с ограниченными возможностями, что волнует простых людей и как они добираются до места назначения. Ведь из окон своего комфортабельного автомобиля не всегда видно, как тяжело незрячему переходить дорогу, как спуститься на инвалидной коляске в подземный переход или как успеть перебежать на костылях через магистраль.

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:58, 28-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова