Куда уходит караван?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Выставка живописных работ  известного художника Сабитжана  Бабаджанова «По следам уходящего каравана», посвященная его 70-летию, открылась в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.  Более семидесяти произведений, выполненных в технике масляной, акриловой и акварельной живописи, — картины прошлых лет и написанные совсем недавно — прекрасный рассказ о земле, где живописец провел свое детство.

Плодотворности мастера можно только подивиться: в этом году это уже третья экспозиция, которую могли увидеть зрители, а для поклонников его творчества издали альбом «Семь мостов между прошлым и будущим», который  презентовали на вернисаже.
У каждого свои воспоминания о детстве, они окрашены светлой щемящей дымкой безвозвратно ушедшего времени, невесомой грустью, далекой радостью детского сна, который мелькнет  иногда мгновением в нашей взрослой жизни.  Каким-то  образом Сабитжану Бабаджанову  удается передавать это настроение: когда смотришь на его полотна, вдруг ловишь себя на мысли: «Откуда-то я это помню…», хотя далеко не все из нас бывали в Таклимакане,  Асхабул-Кяфе и уж тем более в древнем городе Яргуле,  оставшемся в народных уйгурских легендах. Просто работая, художник не только грамотно выстраивает композицию, пользуется живописными приемами, но и запечатлевает нечто большее — чувства, приводящие душу в движение.
«Круглые даты, а тем более семидесятилетие, — это всегда   подведение итогов и ответы на вопросы, которые человек задает сам себе. Моя суть — в моих работах. Картины из циклов «Уходящий караван», «На Великом Шелковом пути», «Тайны турфанских пещер Тысячи будд» и другие работы связаны с темами, волнующими меня всю жизнь. А еще мне очень симпатичны верблюды — добродушные великаны, аскеты, которые находятся в постоянном и многотрудном пути.  Уходящий караван — образ, олицетворяющий собой прошлое, которого как бы уже нет, но оно живет в нашей памяти; будущего, которого еще нет, но оно зависит от того, что мы привнесем в него из настоящего. Все мы, ныне живущие, являемся проводниками времени, а потому несем огромную ответственность за все, что происходит в этом мире», — сказал художник на открытии вернисажа. Наверное, лучше и не скажешь, потому что подтверждение его словам хорошо проглядывается в произведениях мастера.
Новая  экспозиция предоставила возможность внимательно вглядеться  в полотна, созданные живописцем, на протяжении большого промежутка времени: молодость и зрелость,  радость и печаль, пустыни и оазисы, утро и вечер,  современные города и  древние руины создают особую территорию красочного  и доброго мира. Глубокая  острота чувств и ощущений, свежего взгляда, удивительного понимания сложной системы  мироздания притягивает взор к его картинам,  где в  узких улочках полузабытого глинобитного поселения, забрызганного солнечным светом азиатского полудня,  протекает обычная жизнь мирных  жителей,  веками не менявших уклада, обычаев, традиций и пришедших с ними в современность.   Удивляешься  философии, мудрости и величию  этих людей, сумевших не растерять в веках накопленное богатство,   прекрасно знающих свои истоки,  корни и понимающих их силу.  Поэтому старые времена  чудесным образом  соприкасаются и уживаются с  нашим настоящим, словно Бабаджанов посвящен в одну из тайн бытия. Его полотна — будь то портрет, пейзаж или натюрморт — дышат, в них настроение автора, золотой колорит, полет его фантазии, многие работы написаны по воспоминаниям детства, и поэтому не оставляют зрителя равнодушным.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора и Владимира ПАРХОМЕНКО.

Добавить комментарий