Куда уходит караван?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Выставка живописных работ  известного художника Сабитжана  Бабаджанова «По следам уходящего каравана», посвященная его 70-летию, открылась в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.  Более семидесяти произведений, выполненных в технике масляной, акриловой и акварельной живописи, — картины прошлых лет и написанные совсем недавно — прекрасный рассказ о земле, где живописец провел свое детство.

Плодотворности мастера можно только подивиться: в этом году это уже третья экспозиция, которую могли увидеть зрители, а для поклонников его творчества издали альбом «Семь мостов между прошлым и будущим», который  презентовали на вернисаже.
У каждого свои воспоминания о детстве, они окрашены светлой щемящей дымкой безвозвратно ушедшего времени, невесомой грустью, далекой радостью детского сна, который мелькнет  иногда мгновением в нашей взрослой жизни.  Каким-то  образом Сабитжану Бабаджанову  удается передавать это настроение: когда смотришь на его полотна, вдруг ловишь себя на мысли: «Откуда-то я это помню…», хотя далеко не все из нас бывали в Таклимакане,  Асхабул-Кяфе и уж тем более в древнем городе Яргуле,  оставшемся в народных уйгурских легендах. Просто работая, художник не только грамотно выстраивает композицию, пользуется живописными приемами, но и запечатлевает нечто большее — чувства, приводящие душу в движение.
«Круглые даты, а тем более семидесятилетие, — это всегда   подведение итогов и ответы на вопросы, которые человек задает сам себе. Моя суть — в моих работах. Картины из циклов «Уходящий караван», «На Великом Шелковом пути», «Тайны турфанских пещер Тысячи будд» и другие работы связаны с темами, волнующими меня всю жизнь. А еще мне очень симпатичны верблюды — добродушные великаны, аскеты, которые находятся в постоянном и многотрудном пути.  Уходящий караван — образ, олицетворяющий собой прошлое, которого как бы уже нет, но оно живет в нашей памяти; будущего, которого еще нет, но оно зависит от того, что мы привнесем в него из настоящего. Все мы, ныне живущие, являемся проводниками времени, а потому несем огромную ответственность за все, что происходит в этом мире», — сказал художник на открытии вернисажа. Наверное, лучше и не скажешь, потому что подтверждение его словам хорошо проглядывается в произведениях мастера.
Новая  экспозиция предоставила возможность внимательно вглядеться  в полотна, созданные живописцем, на протяжении большого промежутка времени: молодость и зрелость,  радость и печаль, пустыни и оазисы, утро и вечер,  современные города и  древние руины создают особую территорию красочного  и доброго мира. Глубокая  острота чувств и ощущений, свежего взгляда, удивительного понимания сложной системы  мироздания притягивает взор к его картинам,  где в  узких улочках полузабытого глинобитного поселения, забрызганного солнечным светом азиатского полудня,  протекает обычная жизнь мирных  жителей,  веками не менявших уклада, обычаев, традиций и пришедших с ними в современность.   Удивляешься  философии, мудрости и величию  этих людей, сумевших не растерять в веках накопленное богатство,   прекрасно знающих свои истоки,  корни и понимающих их силу.  Поэтому старые времена  чудесным образом  соприкасаются и уживаются с  нашим настоящим, словно Бабаджанов посвящен в одну из тайн бытия. Его полотна — будь то портрет, пейзаж или натюрморт — дышат, в них настроение автора, золотой колорит, полет его фантазии, многие работы написаны по воспоминаниям детства, и поэтому не оставляют зрителя равнодушным.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора и Владимира ПАРХОМЕНКО.

Добавить комментарий