АНАТОМИЯ НЕНАВИСТНИЧЕСТВА

Едва не случившаяся массовая драка в Жаны-Жере и столкновение в селе Андарак свидетельствуют о том, что мы не извлекли урока из июньских событий 2010 года, когда страна оказалась на грани катастрофы. Ведь были же у нас еще раньше погромы в селах Маевка,  Петровка и Искра. Необходимо выявить социальные, экономические, культурные и политические (и геополитические) предпосылки нынешней ситуации, когда под хрупким миром обнаружилась еще одна пороховая бочка. Власти должны проявить политическую волю, а общество — смотреть на происходящее трезво и объединить силы в борьбе против ненавистничества.

Информационный вирус диверсантов

Дос кїйдїрїп айтат, кас сїйдїрїп айтат.
(«Друг укажет на горькую правду, а враг льстит»)
Кыргызская пословица.

Хотя сегодня национальный вопрос муссируется в значительной мере искусственно, проблема все же есть, существовала она и в «добрые времена», когда ее пытались игнорировать, замалчивать. Провозглашенная идеология интернационализма на практике была шовинистической. Школьный предмет «История СССР» ограничивался историей государства русских, на   изучение прошлого других республик Союза отводилось издевательски мало часов. Культура, литература и языки народов СССР не изучались. Даже на гуманитарных факультетах центральных вузов им придавалось третьестепенное значение.
Сейчас мы впадаем в другую крайность. Нет никакого запрета, ограничения говорить и писать на эту тему. При всей видимости избытка соответствующей информации явно не хватает самого необходимого: здравого смысла, желания понимать другого и быть понятым. Да и качество самой информации сомнительное. Во-первых, она почти всегда субъективна, пристрастна, представляет собой монолог «обладателя» абсолютной истины, поэтому совершенно непригодна быть предметом полноценного диалога. Во-вторых, слишком много бессмыслицы — инфомусора, часто принимающего форму наукообразных «трудов».
В-третьих (об этом следует говорить особо), в информационном пространстве вращается огромное количество штаммов — искусственно выращенных возбудителей разрушительного ненавистничества. Они в тысячу раз вреднее биологических и электронных вирусов. Назову один из них: это лжегенеалогия, «свидетельствующая» об исключительно благородном (например арийском) происхождении того или иного народа. Такую нелепую и тем не менее опасно вредную версию у нас в Кыргызстане пытаются распространить уже несколько лет: мол, мы потомки ариев. А ведь данный «генетический» вирус вращается и в соседних республиках, например, в Таджикистане и Узбекистане. Следовательно, идет заражение в масштабах региона, чтобы стравливать народы друг с другом, похлопывая по плечу каждого и нашептывая: «Только вы достойные, а другие — второсортные».
Статьи Уголовного кодекса о наказании за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни применяются избирательно, потому что суды зависимы от подачек богачей и не защищены от произвола сильных мира сего. Да и сама система правосудия превратилась в свою полную противоположность.
Сейчас в умах многих представителей народов бывшего Союза, включая и русских, можно наблюдать брожение неофашистких «идей». Зараженные часто не осознают, как становятся жертвами и одновременно орудием распространения эпидемии ненавистничества. Если назвать их сознание фашистским, большинство жертв оскорбятся. Уже это даёт надежду на успех борьбы с болезнью, но беда в том, что на общенациональном уровне, не говоря о международном, никто не пытается лечить ее, не ведет профилактику, борьбу против диверсий, например через Интернет.

Возможно ли взаимопонимание?

Нет высшей ценности в нашей жизни, чем лицезрение друзей.
Саади.

В романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть многозначная метафора шири. Большинство литераторов и философов, написавших о романе, указали лишь на одно ее значение — мотив забвения национальных корней. Никто не обратил внимания на очень важный, диалектически противоположный смысл манкуртизма, связанный с ограниченностью исключительно «своим», т.е. национальным нарциссизмом (термин Э.Фромма) — самолюбованием.
Идеализация всего и вся из своего прошлого, враждебное, высокомерное отношение ко всему новому и «чужому» порождают ксенофобию. Зараженные вирусом тотального ненавистничества люди называют себя патриотами, в крайнем случае — националистами. Последнее слово использовалось в период интернационализации (фактически — русификации) для идеологического обвинения, имевшего роковые последствия для «националистов». Беру слово в кавычки, поскольку официальные идеологи зачисляли в этот разряд не только тех, кто занимал позицию этноэгоизма, но и сторонников развития родного языка и национальной культуры. Так оно превратилось в политический ярлык, способствуя усилению протестных настроений. А чувство оскорбления, моральной угнетенности и безвыходности (невозможности делать ничего против идеологического шири) порождало и усиливало слепую ненависть ко всем «чужим» на подсознательном уровне.
Подобно тому, как жесткие волосы манкурта втыкаются в его мозг, не сумев пробиться сквозь толстую шкуру (шири), надетую на голову, побежденная воля бунтаря обращается против всего прекрасного в жизни человека и его окружающих: против мира, согласия, взаимопонимания. Отравленный разум человека-массы (термин введен Ортега-и-Гассетом) не может функционировать плодотворно, он может только источать яд ненавистничества. В этом смысле всех ослепленных ненавистью политиков, «ученых», журналистов и т. п. можно назвать манкуртами  наряду с теми, кто отрекается от своих корней. Эти «герои» наносят вред своему народу, добиваясь его столкновения с другими народами. Они могут привести к гибели собственную нацию, даже если она супердержава.
У кыргызов есть пословица: «Грязь на рубашке можно выстирать, осадок в душе — выговорить». Действительно, лучший способ избавиться от терзающих сознание и сердце мыслей, недопониманий и сомнений — поговорить начистоту с другом, соседом, «врагом», разобраться в своих недовольствах. Правда, в наших условиях, когда политики паразитируют на низменных чувствах люмпенизированной части населения, выкрикивая на предвыборных кампаниях оскорбления «чужакам», полноценный диалог становится почти невозможным. Но именно поэтому передовые люди всех наций, интеллигенты обязаны объединить свои силы и умы, чтобы эффективно противостоять тотальному ненавистничеству. (Я имею в виду интеллигентов по определению академика Д.С.Лихачева. Он относил к этому слою всех, кто способен мыслить самостоятельно, свободно от догм и стереотипов, от «мнения» окружающей толпы. Такие личности есть среди представителей всех профессий — их может оказаться пропорционально больше в рядах тех, кто не имеет диплома о высшем образовании).

Уроки для власти
Мокок бычак кол кесет («Тупой нож руку ранит»)
Кыргызская пословица.

В 2009 году в Кыргызстане произошли погромы в селе Петровка. Главные виновники — органы правопорядка, привыкшие замалчивать и закрывать любое дело за деньги. Жертвами вскипевшего возмущения стали и многие безвинные люди. А власти обвинили и осудили представителей оппозиции, прибывших на место конфликта, чтобы предотвратить худшее.
Погромы в селе Маевка и массовое кровопролитие на юге республики произошли из-за несправедливости властей, замалчивания проблем, связанных с социальным неравенством, а также безответственных поступков некоторых политиков после Апрельской революции. Недовольство населения усиливалось годами, и этим воспользовались, например, узбекские сепаратисты и кыргызские национал-экстремисты. А их в свою очередь спровоцировали на авантюру внешние диверсанты: наркомафия, экстремистские организации и, как утверждают отдельные эксперты, геополитические силы.
Извлекла ли власть уроки из этого? Способна ли она сегодня  координировать усилия Ассамблеи народа Кыргызстана, Минобразования, Минкультуры, Нацкомиссии по государственному языку, а также правоохранительных органов и судебной системы для решения проблемы?
Очевидно одно: пришло время отказаться от всех форм имитации «активной, планомерной работы», что в лучшем случае ничего не дает, а в худшем — способствует росту деструктивных сил. СМИ должны помогать в повышении эффективности госмашины, обеспечивая прозрачность работы каждого чиновника, показывая всему обществу, в каком отсеке номенклатурного корабля завелось больше крыс и других паразитов. Необходимо автоматизировать основную часть делопроизводства и всей информации, не являющейся государственной тайной, что позволит преодолеть бюрократию и коррупцию. Как утверждает эксперт Рита Карасартова, затраты на создание и содержание автоматизированной системы оправдают себя сторицей.
Если власти не хотят лишь имитировать борьбу и использовать шумиху для вытеснения неугодных, а всерьез намерены искоренить коррупцию, то обязаны обеспечить прозрачность прохождения информации. Пока не объединится все общество против паразитизма и пока не будет автоматизировано делопроизводство, невозможно очистить авгиевы конюшни.

«Оптовый» взгляд

Сїз билбеген муштуму менен коркутат.
(«Кто лишен дара речи, тот угрожает кулаком»)
Кыргызская пословица.

Из стараний всех внешних сил ничего бы не получилось, если бы не было соответствующей почвы. Духовно ограниченный человек, сознание которого формируется в тисках безысходности, сплошной несправедливости в обществе, когда нет возможности личностного развития, «мыслит» плоско, общо. У него «оптовый» взгляд на мир. Не находя выхода своему тупому возмущению, он срывает гнев на ком-нибудь слабом, беззащитном: на своих детях, жене, соседях, «чужаках» — представителях другого региона, иной национальности и т.п. Тем большее оправдание для своих жестокостей находит, когда кто-нибудь из этих «чужаков» окажется подлецом. Но наш «герой» и не думает наказать конкретного Ивана или Амана, вместо этого мстит совершенно другому сородичу или земляку негодяя, чаще всего — наиболее беззащитному. Или обвиняет, обзывает, оскорбляет всех представителей того этноса.
Так, за хулиганство или мошенничество какого-нибудь Хасана (или Асана) он начинает ненавидеть всех узбеков (или кыргызов). Подобным пороком, называемым в науке массовым психозом, обычно страдают те, у кого собственная жизнь не сложилась, кто не состоялся как личность, не нашел своего человеческого призвания, смысла самой жизни, натыкаясь всюду на стену отчуждения (или вовсе не искал, довольствуясь всяким суррогатом и «престижем»).
Плоскостной взгляд присущ и тем, кто опьянен незаконно полученной властью или украденным богатством. Мутный взор духовного дальтоника не может различать оттенки: для него все кавказцы на одно лицо, также все русоволосые, голубоглазые — сплошь негодяи или, напротив, ангелы.

Всё касается всех

Так писал Чингиз Айтматов еще в середине прошлого столетия. В ядерный век психология обитателя хаты с краю должна оставаться именно «на краю», а не доминировать в решении проблем международного значения, говорил он. А в информационный век слова великого писателя становятся еще более актуальными. Межнациональные конфликты, хотя и кажутся локальными, имеют общие, сходные причины, закономерности возникновения и могут привести к роковым последствиям в глобальном масштабе. Решить их можно только общими усилиями, интегрируя ценности национальных культур.
Надо знать и помнить, что вершинные явления человеческого духа созданы в результате творческого состязания, перекрещивания и диалога между разными национальными культурами. Ведь природа мысли и творчества диалогична — в этом суть диалектики развития. (О проблемах, связанных с языковой политикой, поговорим в другой раз).

Жолдош Турдубаев.

 

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий