Память, сохраненная открыткой

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Почтовая открытка отображает на кусочке картона эпизод той или иной эпохи. Открытки собирают коллекционеры-филокартисты, и, конечно же, они могут быть полезны и историкам, и публицистам, всем, кто неравнодушен к прошлому своего края. Коллекции старых открыток сохранили для нас самые разнообразные сюжеты ушедшего времени. Они выпускались по тематике: география, этнография, искусство…

Не так много открыток начала прошлого века посвящено Кыргызстану. И почти все они выполнены по фотографиям И. Панова. В то время «железный занавес» наглухо изолировал СССР от международной культурной и художественной жизни и внутри страны поощрялся лишь соцреалистический фоторепортаж, обслуживающий тоталитарную государственную систему. В 1922 году революционный лозунг «Культуру в массы» начала осуществлять АХРР — Ассоциация художников революционной России. И одной из первых выпустили  серию открыток «Жизнь и быт народов СССР». Тираж в 5 000 экземпляров состоял всего из 18 открыток с репродукциями картин, отображающих советскую действительность, — «Пионеры в деревне», «Алтайская хижина», «Рыбаки с Мурмана». Сегодня они считаются большой редкостью. С мая 1928 года издательство стало именоваться АХР — Ассоциация художников революции. В это время выпускалось  много пейзажных открыток, посвященных красотам Крыма, Урала, Средней Азии.
В 30-х годах производство почтовых открыток поставили на конвейер. Их выпускало Государственное издательство искусств в Москве. («ГИЗ» до 1930 года, после — «Изогиз» — Изобразительное искусство). Некоторые открытки  выпустила типография «Меццо-тинто» Сокрайшефсовета Москвы. Это таинственное название объясняется так — в начале 30-х годов образовали советы по шефству над деревней под лозунгом «Смычка города с деревней». Делегации горожан отправлялись на село учить крестьян новой жизни: создавать коммуны, подписываться на заем, вместо икон вывешивать портреты советских руководителей. Для изготовления агитматериалов шефсоветам  предоставили право издательской деятельности с привлечением частных типографий. Так вот и попало нэпманское гравюрное предприятие «Меццо-тинто» в Сокольнический районный шефсовет города Москвы — Сокрайшефсовет.
В те же годы в Средней Азии плодотворно работали фотокорреспонденты Иван Панов и Макс Пенсон. И, несмотря на провинциальную изоляцию, в их творчестве отражены основные мировые тенденции фотоискусства того времени. Фотографы не только сумели создать  своеобразную фотолетопись Ташкента и других азиатских городов, но и сохранили для потомков неповторимый восточный колорит памятников культовой архитектуры, картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет. В те годы существенно менялся уклад жизни людей, что также находило яркое отражение в их снимках. Макс Пенсон печатался в московских журналах, а в 1934 году его фотография «Узбекская мадонна» получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Иван Панов в 1929 году работал в Киргизии. О высоком профессионализме этого замечательного фотомастера мы сегодня можем судить только по нескольким десяткам сохранившихся открыток. Они тематически продолжали серию «Жизнь и быт народов СССР» и открывали серии «Народы СССР» и «Киргизская АССР». Только благодаря Панову мы можем увидеть первые суда Иссык-Кульского пароходства, тенистые улицы-аллеи Фрунзе и Каракола, климатические курорты Койсары, Джеты-Огуз и Ак-Суу, неповторимые бытовые сюжеты, фотографии отдельных персонажей и многолюдных базаров. На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях. Для него характерен нестандартный ракурс, в кадре обычно много людей, можно рассмотреть их одежду, предметы быта.
К фотографу И. Панову очень подходит пословица: «Сапожник без сапог». Оставив память на фотографиях, он ни на одной не запечатлен сам. Во всяком случае, мне не удалось найти его изображения. Да и вся жизнь этого замечательного фотографа прослеживается только благодаря его работам.
В 1930 году выпускаются его открытки с видами Челябинска и Златоуста. Их издали в типографии «Изд. ЦИК СССР и ВЦИК» в Москве, напечатали в черно-белой, коричневой и темно-зеленой гамме на плотном полукартоне. Часть открыток использовала Челябинская окружная детская комиссия для благотворительных целей. Они продавались по 10 коп. вместо пяти, наценка шла в пользу беспризорных детей. Позже появились его хрестоматийные снимки Москвы, а затем И.  Панов увековечил города и курорты Черноморского побережья. Еще в 1959 году Панов работает в Кисловодске, Сочи и Ставропольском крае, после приезжает во Фрунзе и предлагает приобрести комплект своих открыток, посвященных Кыргызстану. После экспертной оценки, осуществленной известным историком В. Галицким, коллекция была приобретена и поступила в Исторический музей. И сегодня эти почтовые открытки являются ценными документами, особенно, если учесть, что иного иллюстративного материала того времени у нас нет.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.

Добавить комментарий