ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

К. Абдрахманов: «Глобальные вызовы затрагивают и нас»


Заместитель министра экономики и коммерции Канат Абдрахманов в ходе прямого эфира на страничке МЭК в соцсети рассказал об основных направлениях деятельности министерства. Также ответил на наиболее актуальные вопросы предпринимателей.

 

— Как реализуются грантовые проекты в госорганах и как они контролируются? Кто может воспользоваться льготными кредитами?

 

— Первая категория — предприниматели с оборотом до 8 млн сомов в год. Они имеют право на получение беспроцентного кредита в размере 1 млн сомов на период до 36 месяцев.

 

Вторая категория — с оборотом до 30 млн сомов в год. Они имеют право на кредит до 3 млн сомов также на период до 36 месяцев. Наши партнёры по линии Азиатского банка развития с фокусом на поддержку предпринимательской деятельности в отдалённых районах страны. Запущена программа экономического развития регионов в Баткенской области. В рамках программы имеются компоненты, нацеленные на оказание различных консультационных экспертных услуг. В том числе получение малых грантов. После прохождения соответствующего обучения и освоения навыков финансовой грамотности, бизнес-планирования есть возможность получения финансирования на возвратной и безвозвратной основах. Суммы варьируются от 10 тыс. долларов (около 8,5 млн сомов) для индивидуальных предпринимателей. В частности, для фермеров. Для объединений и кооперативов есть возможность получить финансирование до $250 тыс. на безвозмездной основе после прохождения соответствующих процедур обучения при соответствии критериям программы. Кроме того, есть программы поддержки начинающих бизнесменов, стартапов (запуск новых видов деятельности). Они также предусматривабют поддержку до $10 тыс. на тех же условиях.

 

Хотелось бы заострить внимание на программе диверсификации экономики. Она является кластерной и реализуется при поддержке АБР на протяжении более 10 лет. Изначально программа сосредоточивалась на улучшении инвестиционного климата с отдельным упором на стимулирование импортно-экспортных процедур, развитие торговых операций. Также на начальном этапе оказывалась помощь в создании фундаментальных основ для внедрения государственно-частного партнёрства. На сегодня этот механизм широко используется, имеется портфель из более 50 проектов. Кроме этого, в рамках ГЧП реализованы проекты в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства. Думаю, здесь есть достаточный потенциал и перспективы его дальнейшего масштабирования.

 

Есть партнёры, которые активно помогают в развитии частного сектора. В частности, это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК). У каждой организации свои приоритетные направления.

 

— Что за организация Глобальный институт зелёного роста и чем она занимается?

 

— В ближайшее время планируется открытие в Бишкеке офиса Глобального института зелёного роста (ГИЗР). Сейчас идёт повсеместная трансформация финансовых потоков и в целом международной архитектуры, которая склоняется к наиболее устойчивому развитию зелёной экономики. Есть различные инициативы, институты, которые оказывают поддержку как частному сектору, так и государственному для перехода на принципы зелёного развития. ГИЗР — своего рода катализатор, который помогает в основном развивающимся странам в идентификации проектных предложений, мобилизации финансовых ресурсов из различных международных экологических, климатических организаций для финансирования мер и проектов, нацеленных на устойчивое развитие.

 

В прошлом году достигнута договорённость с ГИЗР об открытии офиса в Бишкеке. Подписано соответствующее соглашение, и мы надеемся, что во втором квартале этого года представительство начнёт свою работу. Оно будет помогать как представителям бизнес-структур, так и госорганам в разработке политики, мер, стратегических документов, программ и конкретных проектов в сфере зелёной экономики. Здесь у нас уже имеются свои наработки. Есть программа развития, концепция, планы мероприятий. Мы станем синхронизировать нашу работу с Глобальным институтом для привлечения финансовых ресурсов и применения новых подходов и инструментов, в том числе через климатические технологии.

 

— Как международные организации помогают развитию бизнеса в КР?

 

— В Кыргызстане с момента обретения независимости оказана существенная поддержка по разным направлениям как на кредитной, так и на грантовой основе. К сожалению, на начальном этапе контроль и координация были довольно фрагментарными. Но с учётом необходимости максимально эффективного использования внешней помощи Минэкономики разработано соответствующее решение правительства об утверждении Положения по привлечению и использованию грантовой технической помощи, которое принято в 2017 году. Основная задача документа — обеспечение надлежащего контроля, учёта и координации всей грантовой технической помощи, поступающей в республику. Можно сказать, что с 2017 года Министерством экономики уже сформирована и на постоянной основе ведётся работа по учёту, мониторингу, оценке эффективности реализации всей грантовой технической помощи. За исключением гуманитарной помощи и военно-технической поддержки.

 

Министерство фильтрует, проводит скрининг, предварительную оценку на результативность и корреляцию с нашими стратегическими программами, отраслевыми, территориальными планами, с тем чтобы эти ресурсы использовались максимально эффективно и не было дублирования. Сейчас модно говорить о трансформационном эффекте, и стоит задача, чтобы эти проекты не имели одноразовый характер.
Проекты грантовой технической помощи реализуются как посредством многосторонних институтов, так и в двустороннем формате. Крупнейшие партнёры — банки развития, международные агентства, такие как японское JICA, корейское KOICA и ряд других. Их вклад существенно укрепляет потенциал наших госорганов. Оказывает содействие в оснащении, модернизации, подготовке кадров и многих других направлениях.

 

— Сколько проектов госинвестиций реализуется на данный момент?

 

— На сегодня, пожалуй, реализуется рекордное количество проектов по линии программы государственных инвестиций. Их более 110, они находятся на разных этапах реализации в различных секторах. Это энергетика, образование, сельское хозяйство, муниципальная инфраструктура. На текущий год по линии программы госинвестиций запланировано порядка 40 млрд сомов. Из них около 30 процентов — грантовые средства, их направят на реализацию проектов совместно с нашими партнёрами. Если говорить в цифрах, то общий портфель по программе госинвестиций на сегодняшний день — 45 млрд сомов, из которых 16,4 млрд — грантовые средства. Ежегодно идёт небольшое увеличение, и в следующем году планируется рост до 53 млрд сомов.

 

Хотелось бы отметить проект по Баткенской области. В прошлом году достигнута договорённость с ВБР по финансированию проекта на сумму $50 млн.

 

50 процентов из них предоставляются на грантовой основе. Главная задача проекта — стимулирование деловой, экономической активности, восстановление государственных и муниципальных объектов инфраструктуры, пострадавших в результате вооружённых конфликтов с Таджикистаном. Уже ведётся активная работа по восстановлению жилищного фонда. Помимо этого, для поддержки экономической активности запускается проект «Экономическое развитие регионов» в Баткенской области, в рамках которого предоставят финансовые ресурсы для перерабатывающих предприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей.

 

Особое внимание уделяется поддержке женского предпринимательства. Предпочтение при рассмотрении заявок — женщинам. Министерство в прошлом году разработало соответствующую программу на среднесрочный период. В рамках программы мы окажем различного рода поддержку нашим предпринимательницам. Они зачастую находятся в неравных условиях. Есть проблемы с доступом к финансам, отсутствием залогового обеспечения… Учитываются и обязанности по уходу за детьми, домохозяйством. В связи с этим начнут разрабатывать необходимые программы, востребованные, в частности, в сельской местности.

 

— Каким образом международные организации помогают улучшить инвестиционный климат?

 

— Инвестклимат зависит от ряда факторов. Это и макроэкономическая ситуация, вопросы законодательства, фискальных норм, стимулов, льгот, преференций. Также без необходимой инфраструктуры, надёжного энергоснабжения говорить о здоровом инвестклимате не имеет смысла. Поэтому в совокупности существует множество направлений, по которым нам оказывают поддержку в сфере инфраструктуры, развития транспортных коридоров, торговых артерий, упрощения процедур торговли. Отдельное внимание уделяется доступу к финансовым ресурсам. Здесь у нас очень хорошая динамика, есть достижения в создании условий для получения льготного финансирования посредством фондов развития. У нас существуют четыре двусторонних фонда развития. Один из первых — Российско-Кыргызский фонд. За годы своей работы он внёс существенный вклад в социально-экономическое развитие, отдельные секторы экономики, лёгкой промышленности, агроперерабатывающую сферу, торговлю… В общей сложности этот институт профинансировал свыше 3 200 проектов на сумму $470 млн. К сожалению, наблюдалось снижение темпов в связи с пандемией. 2020-2021 годы оказались непростыми, однако в прошлом году нам удалось не только нарастить экономические темпы роста, но и увеличить деятельность по финансированию за счёт наших партнёров. РКФР одобрил 44 проекта на сумму $160 млн. Уже проведены внутренние процедуры подписания контрактов на $90 млн. На этот год задача РКФР — выделить $130-140 млн.

 

В прошлом году благодаря поддержке высшего руководства страны и политическим договорённостям на уровне глав государств нам удалось подписать соглашение на учреждение нового фонда развития. На этот раз с Азербайджаном. Ожидаем, что уже во втором квартале фонд приступит к работе. Его уставный капитал составит $25 млн, средства полностью предоставляются азербайджанской стороной. В приоритете — проекты на территории Кыргызской Республики, но приветствуются и инициативы, направленные на расширение торгово-экономических связей с Азербайджаном.

 

Уже полноценно работает Узбекско-Кыргызский фонд развития с капиталом $50 млн. Он профинансировал несколько первых проектов на юге республики. Одобрены проекты поддержки малого и среднего бизнеса через финансирование микрокредитных учреждений. Отдельная работа ведётся по промышленному сектору, идёт подготовка проекта в Джалал-Абадской области по созданию совместного кыргызско-узбекского прядильного предприятия. Из средств УКФР планируется выделить $16 млн. Он находится на финальной стадии, мы надеемся, что во втором квартале подпишем соответствующее соглашение.
Есть аналогичный институт с Венгрией. Совместный фонд уже успел провести масштабную кампанию по консультированию бизнеса в области оказания финансовых услуг. В его задачах, конечно же, и налаживание торгово-экономических отношений с Венгрией.

 

Все эти институты вносят существенный вклад в улучшение инвестиционного климата, упрощение доступа к финансовым ресурсам и поддержку наших бизнес-структур и частных предпринимателей.

 

— Откуда можно привлечь льготное финансирование для реализации бизнес-плана?

 

— Для обеспечения консолидации ресурсов, чтобы указанные институты работали слаженно и имелась координация со стороны государства, Минэкономики инициировало создание координационного органа, который возглавляет зампредседателя Кабинета министров. В него входят представители фондов развития, коммерческих банков и госорганов. Если у предпринимателей есть бизнес-планы, мы готовы оказать содействие, довести их до рассмотрения этими институтами. Именно для этих целей реорганизована структура, известная как Фонд социального партнёрства и развития регионов. На его базе мы создали проектный институт, основная задача которого — подготовка, доработка, продвижение бизнес-инициатив для последующего финансирования.

 

— Когда начнёт работу арабский холдинг?

 

— Уже достигнута договорённость о создании совместной холдинговой компании с уставным капиталом $100 млн. Партнёр с арабской стороны — Фонд развития Абу-Даби, готовый внести $50 млн. В ближайшее время планируется открыть офис в Бишкеке. Свою работу начнёт во втором квартале текущего года.

 

В условиях глобальных и региональных вызовов и потрясений нам необходимо адаптироваться и вырабатывать свою внешнеэкономическую траекторию. Все мировые факторы оказывают прямое или косвенное влияние на нашу республику со всех точек зрения. У Минэкономики в приоритете — налаживание торгово-экономических связей со странами региона, ЕАЭС и дальнего зарубежья.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 14:55, 14-03-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова