ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Кому нужен ботанический сад в Кыргызстане?


Для ответа на этот вопрос надо сперва определиться с термином, что такое «ботанический сад». В представлении абсолютного большинства людей ботанический сад — это территория, засаженная различными растениями и предназначенная для отдыха людей, то есть что-то наподобие парка культуры и отдыха. Однако это неверное понимание.

 

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к тому определению термина «ботанический сад», которое установили его законодатели.

 

Зарождение ботанических садов в современном понимании относится к эпохе феодализма, когда при многочисленных монастырях средневековой Европы возникали так называемые «аптекарские сады» или «огороды». Первые ботанические сады имели небольшие размеры. Растительные коллекции в них были представлены размещёнными на грядках (огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными растениями, использовавшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных.

 

Аптекарские огороды, в раннюю пору их существования устраивавшиеся при монастырях, а в дальнейшем при госпиталях, явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Аптекарские огороды были небольшого размера, обычно не превышали нескольких сотен квадратных метров.

 

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские имели уже не только узкопрактическое значение. Они положили начало первичной интродукции, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определённую систему.

 

Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где по сравнению с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры, в частности, блестящего расцвета науки и искусства.

 

Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине.

 

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.). Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) — Королевский ботанический сад (1670 г.).

 

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Карл Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей «Системой растений», разработал первую стройную искусственную систему классификации растений.

 

Система Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тысяч. Со временем систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция — учебно-педагогическая.

 

Широкое использование лекарственных и других полезных растений в медицине и c других областях практической деятельности явилось важнейшей предпосылкой появления у ботанического сада новой функции — изыскания полезных растений.

 

Так, например, в начале XVIII в. изучение и освоение многообразных естественных ресурсов на обширной территории России было одной из главных государственных задач. В связи с этим российскими ботаниками были начаты масштабные исследования растительных богатств.

 

В предисловии к первому изданию «Описания земли Камчатки» академик Г.Ф. Миллер, один из научных руководителей экспедиции Беринга на Камчатку, писал: «О том ни мало сомневаться не должно, что определённым к правлению государственных дел особам весьма нужно иметь точную ведомость о землях». И далее отмечает, что необходимо знать, «какие обретаются травы, кусты, деревья и что из них к лекарству или краске, или к другому какому экономическому обиходу пригодно». Отсюда видно, какое большое значение с точки зрения удовлетворения хозяйственно-экономических запросов придавалось уже в то время ботаническому изучению конкретной территории. Особое значение в развитии ботанических знаний и организации первых ботанических садов в той же России имели знаменитые академические экспедиции 1768-1774 гг. по изучению российской природы, в которых участвовали П.С. Паллас, И.А. Фальк, И.И. Лепехин и другие собиратели ценнейших коллекций живых растений и гербариев.

 

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, по мере увеличения ботанических знаний, всё более и более расширяется круг деятельности ботанических садов.

 

Развитие колониальной экспансии крупнейших держав в конце XIX и начале XX в. пробудило интерес к географии колониальных стран. Тем самым был дан толчок к развитию ботанической географии. Это заставило многие ботанические сады сочетать систематический принцип показа растительности с географическим. Если в «системах» показывались виды растений, интересовавшие ботаника лишь с морфологический точки зрения, характерные представители различных семейств и родов, то теперь в ботанических садах растения располагаются уже по признаку условий, близких к природным. Они группируются в виде сообществ растений луговых, степных, лесными группами, если они взяты из леса. Это давало возможность легче изучать их в условиях, близких к природным.

 

Вместе с тем в ботанических садах начинают изучаться биохимические и физиологические свойства растений. Отдельные перспективные культуры подверглись всестороннему и углубленному
изучению с выявлением их экономических данных и биологических свойств. Перед ботаниками ставятся уже задачи отбора, приспособления, районирования, изучения агротехники.

 

В связи с расширением задач деятельности и изменением самих методов экспонирования растений резко возрастают и общие размеры ботанических садов. Площади их достигают уже многих десятков и даже сотен гектаров. Таковы ботанические сады в Кью, Берлин-Далеме, Нью-Йорке, а из бывших российских садов — Никитский. Самым большим ботаническим садом Центральной Азии является до сих пор Ботанический сад им. Э. Гареева.

 

Бурное развитие городов в конце XIX и начале XX в., большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем — санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населённых пунктов — всё это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков.

 

 

Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определённых приёмов и методов озеленения. В ботанических садах появляются всё новые и новые экспозиционные участки — сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во всё больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.
В конце XVIII в. в планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, всё более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармоничного их сочетания. В ботанических садах учёными-садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

 

Со временем, где это было возможно, сады стали расширяться. Расширение границ ботанических садов обычно происходило путём присоединения к ним свободных, незастроенных участков земли или объединения старых, сравнительно небольших собственно ботанических участков сада с более обширной парковой частью барской усадьбы или королевского поместья, при которых чаще всего и возникали первые частные ботанические сады. Это особенно отчётливо можно видеть на примере развития известного ботанического сада в Кью, под Лондоном. Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм.

 

Необходимо отметить, что изменение ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

 

Современный ботанический сад — это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад. Кроме этого, современные ботанические сады — это центры ботанической науки с лабораториями, оснащёнными современным научным оборудованием для ботанических исследований.

 

Таким образом, современный ботанический сад призван функционально отвечать следующим требованиям: иметь документально зарегистрированную коллекцию растений, должен изучать эту коллекцию на предмет её хозяйственно-экономической значимости, а также использовать это коллекционное разнообразие в учебно-педагогических целях.

 

Ну а теперь, после того как мы разобрались с историей, целями и задачами современных ботанических садов, попробуем ответить на вопрос, поставленный в оглавлении этой статьи: кому нужен ботанический сад в Кыргызстане?

 

Нужен он в первую очередь тем молодым людям, которые решили связать свою жизнь с профессией, требующей ботанических знаний, — будущим врачам, биологам, экологам, агрономам, зоотехникам, ветеринарам, фармацевтам, фармакологам.

 

Нужен он научному сообществу, представителей которого в Кыргызстане осталось немного, но в мире ещё хватает.

 

Нужен он миллионам жителей наших порой неказистых городов и посёлков.

 

Нужен всем, кто хочет жить в чистоте, красоте и гармонии с природой на своей земле.

 

Кому же тогда не нужен ботанический сад в Кыргызстане? Не нужен он тем, кто сегодня, будучи облечённым властью, до сих пор не выделил деньги на ремонт оросительной системы сада — 115 миллионов сомов, на восстановление центрального отопления корпусов и лабораторий, на ремонт ограждения и охрану, на увеличение штата и заработной платы научных сотрудников (по плану было обещано увеличить штат на 24 единицы — это научные сотрудники, рабочие, ухаживающие за территорией), технику, научные приборы, оборудование, научные экспедиции.

 

На заборе ботанического сада по улице Ахунбаева сегодня можно прочесть надпись: «Спасите ботсад». Думаю, что она там находится не по адресу. Эти слова надо писать на стенах Дома правительства. Это от сидящих там «чинуш» сегодня зависит судьба ботанического сада. Это им не нужен ботанический сад в Кыргызстане, как впрочем и вся наука. А для своих домашних гнёздышек привезут саженцы из Европы или Америки. Им не нужен самый большой ботанический сад в Центральной Азии, а нужна только площадь для застройки приносящих деньги многоэтажных коробок.

 

Так что, дорогие кыргызстанцы, думайте сами, решайте сами, иметь вам свой современный ботанический сад или не иметь.

 

Юрий БАРВИНОК, заведующий лабораторией древесных и кустарниковых растений НИИ «Ботанический сад им. Э. Гареева НАН КР», кандидат сельскохозяйственных наук.
Фото из интернета.

 

P. S. Ботаническому саду сегодня нужна поддержка всех неравнодушных граждан. Особенно приятна эта поддержка, когда она исходит от граждан власть предержащих. Даже когда они, как депутат Э. Жамгырчиев, от безысходности в вопросе выделения средств ботаническому саду им.Э.Гареева предлагают парадоксальные меры…

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Депутат Эмиль Жамгырчиев на заседании ЖК 22 февраля предложил: «Может, ботсад преобразовать в национальный парк? И назвать его в честь Президента? Мы говорим об озеленении. Обратите на это внимание, выделите средства». Это всё адресовалось представителю Президента и Кабмина Алнасбеку Абытову.

 

Это, прямо скажем, вызывающее предложение парламентария типа «переименовать» ботсад имени Гареева в ботсад в честь Президента наделало много шума. В итоге Жамгырчиеву этак через неделю пришлось оправдываться: «Когда я выступал в ЖК, предлагал не переименовать ботанический сад, а придать ему статус национального парка либо передать на баланс управделами Президента. Тогда можно было бы увеличить финансирование согласно статусу и чтобы на существующие проблемы обращалось больше внимания. О переименовании речи не было, некоторые журналисты меня неправильно поняли».

 

Депутат рассказал, что после инцидента поговорил с Рустамом Гареевым, сыном учёного Энвера Гареева, чьё имя носит ботанический сад. Объяснил ему суть своего предложения и что его слова были искажены. По словам Жамгырчиева. Они пришли к согласию, и недопонимание между ними было устранено. Ещё бы правительство выразило понимание и выделило в этом году необходимые для ботсада средства.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:53, 14-03-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова