ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Создавая свой мир


Константин Шкурпела — хорошо узнаваемый отечественный художник, который черпает вдохновение в истории через её современное прочтение. Его авторское кредо зиждется на том, что художник должен не просто изображать то, что создано на земле и существует вокруг него, а показывать через свои произведения собственное мировоззрение, то есть создавать собственный мир. На новой персональной выставке в столичной галерее «Дубовый парк» художник представляет создаваемую им на протяжении многих лет некую социальную мистерию на тему «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», которую автор продолжает и дальше развивать.

 

Новая экспозиция, включающая в себя и работы, созданные годами раньше, объединила более 60 масштабных социальных композиций из инсталляций, предметов быта, домашней утвари и посуды, произведений прикладного жанра. Скульптор давно и прочно заявляет себя в изобразительном искусстве Кыргызстана убеждённым нонконформистом. Основные темы его социальных композиций — советские артефакты, лозунги, плакаты, бытовая атрибутика, изображения и предметы домашней обстановки и быта, которые стали полноправными брендами и антибрендами. Сейчас, когда эстетика советского жизнебытования уже порядком подзабыта, а реальные условия быта того периода помнят разве что старики, его как раз напоминает нам визуальный анализ художника и ненавязчиво адресует всем вопрос: а стоит ли туда, в ту ушедшую в прошлое эпоху сегодня стремиться, надо ли возвращаться в страну, переполненную суперактивной агитацией и пропагандой? Вот такая мысль прочитывается в представленных выставочных работах.

 

Выставленные автором масштабные композиционные стенды (из которых более 15 превышают двухметровый размер) «Вам жить при коммунизме», «Индустриализация и коллективизация», «Учёт и контроль», «Закон рабочей чести», «Государство — это мы!», «Кто не работает, тот не ест!», огромные цитаты из классиков литературы и педагогики А. Платонова и А. Макаренко и масштабный плакат с заповедями морального кодекса строителя коммунизма — вся эта атрибутика прошлого позволяет автору иронизировать над ушедшим прошлым периодом, где ироничный его взгляд дополняют лозунги и обнажённые половинки скульптурных людских торсов. Часто художник также использует коллажи из предметов уже далёкой советской эпохи, смешивая в них ироничный подтекст с ностальгической ноткой. Так искусство, критикующее жизнь, в то же время находит в ней прекрасные мгновения, порой в самых неожиданных образах.

 

Автор в своих произведениях выступает как бы с исторических позиций. И если в Союзе активно развивались лишь два изобразительных направления — соцреализм и нонконформизм (восхваление и отрицание), то в его творчестве демонстрируется иная позиция — свой незаёмный взгляд на события прошлых десятилетий. В творчестве художника как бы соседствуют критическая оценка советского периода и справедливая мысль о том, что в те времена было и немало позитивных моментов и явлений. Всё это находит конкретное отражение в работах К. Шкурпелы, демонстрируемых в новой экспозиции. За почти 40 лет активной творческой деятельности художник смог создать масштабный визуальный цикл-сказ о советском прошлом. Как говорит сам автор, его в этой работе с самого начала охватывало постоянное желание однажды собрать все созданные инсталляции и композиции на единой выставочной площадке. И отчасти это удалось сделать в Кара-Балте в 2019 году, когда показали публике сразу 400 работ.

 

Его подстёгивала мысль, что если не совершить этот художественный труд, то в отечественном изоискусстве зазияет заметная пустота. Ведь по-настоящему конформизм развивался только в центре Союза, а в Кыргызстане встречались лишь зачатки этого стиля. И он активно работал. Теперь искусствоведы, оценивая его творческие поиски, говорят, что в произведениях К. Шкурпелы можно видеть продолжение российского концептуализма 70-х годов ХХ века. И обозначают созданное им в художественном творчестве как русскую линию в изоискусстве нашей республики. Что ж, мы можем только согласиться и подтвердить, что лучшие произведения Константина Шкурпелы уже давно стали неотъемлемой и важной частью отечественного изобразительного искусства, что зримо доказывает персональное собрание его новых работ.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор:

Дата публикации: 15:43, 21-04-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова