ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Изменение климата и водные ресурсы — проблемы и перспективы


Известно, что изменение климата оказывает всё большее влияние на все экосистемы Земли и отрасли экономики, особенно сельское хозяйство и водные ресурсы. Актуальность этих вопросов растёт из года в год, и они по праву занимают одно из ведущих мест в международной повестке дня на глобальном, региональном и национальном уровнях.

 

Очередная глобальная Конференция ООН по водным ресурсам, которая состоялась в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 22-24 марта 2023 года, посвящена этим вопросам и среднесрочному всеобъемлющему обзору хода достижения целей Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» на 2018-2028 годы.

 

В конференции приняли участие семь глав государств и правительств, вице-президенты, вице-премьеры и более 70 национальных министров, ответственных за реализацию политики в области водных ресурсов. В рамках конференции организовано пять интерактивных диалогов высокого уровня и более 30 параллельных мероприятий по различной тематике.

 

Основной целью конференции стало принятие добровольных обязательств государств — членов ООН, международных организаций и финансовых институтов по осуществлению второй фазы Международного десятилетия действий по воде и реализации соответствующих Целей устойчивого развития.

 

Водная конференция ООН 2023 года завершилась принятием Программы действий по воде — «эпохального» плана действий, содержащего почти 700 обязательств по защите «самого ценного глобального общего блага человечества». В программе изложен ряд ориентированных на конкретные действия и меняющих правила игры обязательств — от более разумного выбора продуктов питания до переоценки воды как мощного экономического фактора и части культурного наследия Земли.

 

Как известно, вопросы международной политики по водным ресурсам находятся в центре внимания внешнеполитического ведомства Таджикистана последние 20 лет и эта конференция, как и само Международное десятилетие, инициировано Президентом Таджикистана Э. Рахмоном. В этой связи можно в очередной раз поздравить наших соседей с ещё одним крупным достижением и успехом их дипломатии. Этот успех — реальное свидетельство их долгосрочной, системной и последовательной политики в водных ресурсах на глобальном и региональном уровнях.

 

На протяжении последних более чем 20 лет автор отслеживает вопросы региональной и глобальной политики по вопросам экологии, изменения климата и водных ресурсов. По этим вопросам опубликовано немало статей. Не стал исключением и прошедший форум, поэтому настоящая статья рассматривает главным образом вопросы участия стран Центральной Азии на основании информационных материалов в интернете, в частности, проекта «Европейский союз — Центральная Азия: сотрудничество в области водных ресурсов, окружающей среды и изменения климата».

 

Так, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на конференции сказал: «Мы собрались, чтобы обсудить один из самых насущных вопросов, затрагивающий все сферы, в том числе продовольствие, здоровье, климат, природу, культуру и экономику наших стран. Вода действительно является источником всего живого на планете. Поэтому она способна объединить всех нас. Мы полностью осознаём важность коренного изменения того, как мы понимаем, ценим и управляем водой. Нам необходимо иметь новое видение воды, которое отражает перспективы развития её ресурсов и в то же время способствует укреплению роли ресурсов пресной воды в последующей мировой повестке дня».

 

Президент Таджикистана подчеркнул, что подход взаимосвязанности должен быть усилен в отношении воды, продовольствия, здравоохранения, городов и сельских районов, а также энергетики и климата. Ценный и ограниченный ресурс — пресная вода — рычаг для расширения действий по адаптации к климату, смягчения его последствий и повышения устойчивости.

 

Министр экологии и природных ресурсов Казахстана Зульфия Сулейменова отметила, что целеустремлённое сотрудничество, предотвращение ущерба и справедливое водопользование — основополагающие принципы для стран. Она подчеркнула, что один из наиболее эффективных механизмов Водной конвенции — национальный водный диалог для создания необходимой платформы между заинтересованными сторонами для обсуждения и поиска решений водных проблем. По словам Сулейменовой, принципы, закреплённые в Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Водная конвенция), предусматривают использование воды каждой страной без ущерба для других государств.

 

Управление водными ресурсами в Казахстане требует регионального подхода, учитывая их неравномерное распределение. Министр отметила важность сосредоточения усилий на более скоординированном и интегрированном управлении водными ресурсами. Как член ООН, Казахстан прилагает необходимые усилия для достижения связанных с водой Целей устойчивого развития к 2030 году.

 

В ходе пленарного заседания высокого уровня конференции 23 марта 2023 года член делегации Узбекистана г-жа Саида Мирзиёева выступила на конференции ООН и рассказала о последствиях Аральской трагедии, проводимой Узбекистаном масштабной работе по их смягчению, а также о лидерстве страны в объединении международных усилий в этом направлении.

 

В частности, г-жа Мирзиёева подчеркнула, что Муйнак на Аральском побережье когда-то был портовым городом с большими производственными мощностями, но потом баланс нарушился. Мёртвые берега моря превратились в кладбище кораблей. Она прочитала строки из стихотворения известного каракалпакского поэта Ибраима Юсупова, описывающие, как море в мгновение ока превращается в пустыню.

 

Выступая на форуме, туркменская делегация изложила основные подходы Туркменистана по водным вопросам и ключевые направления развития международного сотрудничества страны в этой сфере.
В частности, отмечено, что Туркменистан исходит из принципа, что вода является общим наследием человечества, а равный и справедливый доступ к воде и санитарии — это фундаментальные права человека. В этой связи ответственность за обеспечение права на доступ к воде лежит на национальных правительствах, особенно в нынешних сложных условиях кризиса в области глобального здравоохранения и продовольственной безопасности.

 

Также подчёркнуто, что Туркменистан выступает за решение всех возникающих региональных водноэнергетических проблем на основе следующих принципов: во-первых, на основе общепризнанных норм международного права; во-вторых, с учётом интересов каждой страны, в-третьих, при активном участии международных организаций, прежде всего ООН.

 

Подчеркнув, что водная дипломатия — один из приоритетов внешней политики Туркменистана, делегация подтвердила национальные инициативы по рациональному использованию водных ресурсов и укреплению международного сотрудничества в решении экологических проблем, в частности, предложение о разработке Водной стратегии ООН, создании Специальной программы ООН по бассейну Аральского моря и учреждении Регионального центра по технологиям, связанным с изменением климата в Центральной Азии.

Прежде чем перейти к изложению основных положений делегации Кыргызстана на прошедшем форуме, хотелось бы отметить, что автором этих строк на протяжении последних более 10 лет в многочисленных статьях по вопросам регионального и глобального международного сотрудничества в области экологии, изменения климата и водноэнергетических ресурсов говорилось о недальновидности и фактическом отсутствии какой-либо сбалансированной и последовательной внешней политики нашей страны в этих вопросах. А также предлагались конкретные меры по исправлению сложившейся ситуации. Более того, неоднократно направлялись служебные письма руководству страны К сожалению, не стал исключением и прошедший форум, опять всё те же дежурные, пустые и выглаженные формулировки, лишённые реального содержания и устремлённости на конструктивное и плодотворное сотрудничество и взаимодействие по этим, повторимся, всё обостряющимся вопросам.

 

Удивительно, в нашей стране меняются президенты, руководители правительства и министры, а наша внешнеполитическая позиция в вопросах регионального сотрудничества как не менялась, так и не меняется, и никто не хочет разбираться, почему так происходит, а тем временем проблемы всё нарастают и нарастают…

 

Делегация Кыргызстана, возглавляемая директором Службы водных ресурсов при МСХ А. Сокеевым, заявила: Кыргызстан считает, что вопросы использования водных ресурсов должны решаться путём открытого и конструктивного диалога при взаимном учёте интересов государств. Делегация также отметила, что признание и расчёт ценности водных ресурсов, включение её в процесс принятия решений необходимы для управления водными ресурсами устойчивым и справедливым образом.

 

Однако каким конкретно видится этот диалог и каким образом должен осуществляться этот расчёт, так и не было сказано, как и на многих предыдущих международных встречах глобального и регионального уровней на протяжении многих лет.

 

Из всего выступления можно выделить только два ключевых тезиса — Кыргызстан ждёт от развитых стран-доноров и международных финансовых институтов поддержки для реализации своих инициатив и обязательств в сфере воды и климата, второй — Казахстан и Узбекистан помогут в реализации крупного энергетического проекта — строительстве ГЭС Камбар-Ата-1, который позволит укрепить сотрудничество между странами региона, повысит уровень взаимодоверия. Пожалуй, это единственное конструктивное предложение от нашей страны, прозвучавшее на этой конференции.

 

Следует отметить, что наша делегация отказалась участвовать в совместно организованном государствами региона мероприятии высокого уровня «Центральная Азия: обязательства для включения в Водную повестку действий» и поддержать Совместное заявление государств Центральной Азии (Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан) на Конференции ООН по водным ресурсам 2023 года, в котором страны региона принимают соответствующие обязательства на национальном, региональном и международном уровнях. В этом и состоял один из ключевых посылов конференции.

 

Это обстоятельство ещё раз свидетельствует о реальной, а не декларативной, политической воле нашей страны к сотрудничеству в этих весьма важных вопросах в регионе, острота которых станет только нарастать в обозримой перспективе.

 

Автор уже многократно фокусировал внимание на том, что изменение климата, повышение температуры в Центральной Азии происходят быстрее, чем в других регионах мира. Волны жары, паводки, сели, засухи и другие негативные факторы требуют более широкого международного взаимодействия и совместного подхода к решению этих проблем. По отдельности мы не сможем обеспечить одновременно продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность государств региона.

 

Однако наши высокопоставленные чиновники дальше высокопарных и красивых слов, дежурных и формальных фраз о приверженности региональному сотрудничеству и тревоге за будущие поколения не идут.

 

В этом отношении автор уже анализировал выступления президентов на четвёртой консультативной встрече, состоявшейся в июле 2022 года в Чолпон-Ате, где на самом высоком политическом уровне говорилось о грядущих и нарастающих проблемах, связанных с влиянием изменения климата на экосистемы региона.

 

В январе 2023 года Президент Казахстана К. Токаев в ходе виртуального саммита «Голос глобального Юга», проходившего под девизом «Единый голос, единая цель», опять обратил внимание на необходимость обеспечения устойчивого развития и борьбу с изменением климата, призвал все страны сконцентрировать усилия на достижении ЦУР путём принятия совместных усилий на уровне отдельных государств, региональном и глобальном уровнях. Предложил создать в Казахстане Региональный центр ООН по ЦУР для Центральной Азии и Афганистана, который позволит обеспечить наиболее эффективную координацию проектной деятельности ООН в регионе.

 

Этим предложением он опять продвигает интересы своей страны перед международным сообществом, мы же опять занимаем пассивную позицию, даже провозгласив с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН свои Горные инициативы в 2021-2022 гг. Хотя у нас есть свой Региональный горный центр Центральной Азии, но наше внешнеполитическое ведомство упорно не хочет замечать его и привлекать для продвижения этих инициатив.

 

Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии, где водные ресурсы практически полностью формируются в горных экосистемах её территории. Многочисленные ледники и снежники, реки и озёра — это «золотой» фонд и гарантия устойчивого развития Кыргызской Республики и наших соседей, ведь формирующиеся здесь воды по своим естественным руслам текут в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Китай.

 

Водные ресурсы нашей страны играют огромную роль в экологической и социально-экономической стабильности сопредельных территорий государств, расположенных в бассейнах трансграничных рек. Богатство в виде водных ресурсов — это неоспоримое преимущество, которое мы так и не научились использовать из-за недальновидности и некомпетентности наших чиновников на протяжении всех лет нашей независимости.

 

В то же время это большая ответственность перед соседями, ведь нам и нашим потомкам жить с ними вместе. И не просто жить, а, возможно, выживать в условиях ускоряющихся процессов повышения температуры, опустынивания, нарастания дефицита водных ресурсов и нехватки продовольствия в обозримой перспективе.

 

Думается, что эти вопросы опять поднимут на самом высоком уровне в этом году в ходе предстоящих саммитов «Китай — Центральная Азия» в мае в Пекине, на 5-й Консультативной встрече президентов Центральной Азии и саммите МФСА в сентябре в Душанбе, и нам необходимо подойти к ним более подготовленными по этим вопросам.

 

Следует отметить, что в статье «К визиту Президента Кыргызстана в Китай — что мы можем предложить?» и ряде других статей автор уже выдвигал конкретные предложения по этим вопросам к встречам в Пекине, так же как и к душанбинским встречам на высшем уровне, и хотелось бы надеяться, что они найдут должное и компетентное отражение в процессе подготовки к предстоящим саммитам.

 

Подводя итог сказанному, подчеркнём, что единая, согласованная и системная политика нашей страны по климатическим, экологическим и водноэнергетическим вопросам в Кыргызстане невозможна без опоры на компетентных специалистов и экспертов, которую должны понимать и защищать такие же дипломаты на международном уровне.

 

Только тогда мы сможем продвигать интересы республики на двустороннем и многостороннем уровнях и в рамках международных платформ и процессов сотрудничества — МФСА, ЕАЭС, ШОС, ЕС — Центральная Азия, Китай — Центральная Азия и др., в том числе и в рамках международных конвенций и договоров. Пока же на фоне других не решаемых много лет проблем в трансграничных районах и во внешней политике в целом это приводит к росту напряжённости в отношениях между государствами и сказывается на общих проблемах безопасности в регионе.

 

Исмаил ДАИРОВ, AKIрress.

Автор: -    

Дата публикации: 14:53, 28-04-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова